Музыкальная литература

 Великие композиторы: Том 1. Паганини. Сонаты и каприсы

Первый выпуск посвящён выдающемуся итальянскому скрипачу и композитору Никколо Паганини - одному из основоположников музыкального романтизма, который заложил основы современной скрипичной техники.

Великие композиторы: Том 2. Прокофьев. Ромео и Джульетта

Второй выпуск новой серии посвящён выдающемуся русскому композитору, пианисту и дирижёру Сергею Сергеевичу Прокофьеву...

С первых же своих шагов на музыкальном поприще Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» (по меркам начала XX века) средств выразительности. В дерзко-новаторских фортепьянных сочинениях 1908-1914 годов («Отчаяние», «Наваждение», токката, 1-й концерт с оркестром, «Сарказмы») заметна близость молодого Прокофьева антиромантическим идеям раннего русского авангарда...

Великие композиторы: Том 3. Глинка. Руслан и Людмила

Третий выпуск книжно-музыкальной коллекции Великие композиторы посвящён Михаилу Ивановичу Глинке...

В лице Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своём творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ...

Великие композиторы: Том 4. Гендель. Музыка на воде

Георг Фридрих Гендель - одно из крупнейших имён в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий - оперный драматизм Глюка, гражданственный пафос Бетховена, психологическую глубину романтизма. Преклонение перед Генделем испытывали все композиторы, как XVIII, так и XIX века. В наше время музыка Генделя, обладающая огромной силой художественного воздействия, получает новое значение и смысл. Её могучий пафос созвучен нашему времени, он взывает к силе человеческого духа, к торжеству разума, красоты.

Великие композиторы: Том 5. Берлиоз. Фантастическая симфония

Гектор Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX века. Он вошёл в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз - музыкант широкого профиля: композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые, демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской революции 1830 года...

Великие композиторы: Том 6. Хачатурян. Спартак

Автор знаменитого «Танца с саблями» Арам Ильич Хачатурян однажды сказал о своем детище: «Если бы я знал, что он получит такую популярность и начнёт расталкивать локтями остальные произведения - я бы никогда его не написал». Разумеется, композитору, оставившему обширное творческое наследие, было неприятно представать в глазах широкой публики автором одного шедевра. Яркий, темпераментный «Танец с саблями» затмил его замечательные балеты, симфонии и концерты. Но со временем справедливость восторжествовала, и лучшие произведения Хачатуряна вошли в золотой фонд классики XX века: балеты «Гаянэ» и «Спартак», 3 симфонии, концерты для фортепиано, скрипки и виолончелис оркестром, музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

Великие композиторы: Том 7. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз

С именем американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза», как назвал эпоху 20-30-х годов XX века в США Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нём музыкальный калейдоскоп Америки - наш огромный бурлящий котёл, наш... национальный жизненный пульс, наши песни...» - писал композитор.

Великие композиторы: Том 8. Шнитке. История доктора Иоганна Фауста

Альфред Гарриевич Шнитке - один из крупнейших российских композиторов ХХ века. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Шнитке - прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора эмоционально выраженной философией.

Основные жанры творчества Шнитке - симфонические и камерные. Композитором созданы 5 симфоний, концерты для скрипки с оркестром, для гобоя и арфы, для фортепиано, альта, виолончели, оркестровые пьесы, 3 concerti grossi и многие другие. По мере эволюции стиля композитора все большее значение в его творчестве приобретают вокальные и хоровые сочинения.

Великие композиторы: Том 9. Шостакович. Седьмая симфония

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - классик музыки XX века. Ни один из её великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество. Гуманистическое по своей сути, истинно художественное по форме творчество Шостаковича завоевало всемирное признание, стало явственным выражением того нового, что дала миру музыка Страны Советов.

Великие композиторы: Том 10. Рихард Штраус. Так говорил Заратустра

Фамилия «Штраус» фигурировала в истории музыки не один раз. На весь мир прославились вальсы семьи Штраусов. Музыка другого Штрауса - Рихарда - не так хорошо известна широкой публике, хотя в фильме С. Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» и в заставке программы «Что? Где? Когда? » звучит его симфоническая поэма «Так говорил Заратустра». По складу личности и творческим устремлениям Рихард Штраус (1864 - 1949) был полной противоположностью своим однофамильцам королям венского вальса. Его именовали Рихардом вторым , имея в виду, что он перенял от Рихарда Вагнера эстафету главы немецкой композиторской школы. Штраус стал ярчайшим представителем позднего романтизма. Но в отличие от своих современников К. Дебюсси и Г. Малера, закончивших свой жизненный путь в 1910-е годы, Штраус продолжал творческую деятельность до самой смерти в 1949 году.

Долгая жизнь композитора протекала на фоне значительных исторических событий, потрясших Европу до основания. Раннее детство совпало с завершением объединения Германии и Франко-Прусской войной, первый творческий взлет (симфоническая поэма «Дон Жуан», 1888) произошел в один год с воцарением кайзера Вильгельма. На глазах у Штрауса разгорелась Первая мировая война, Германская революция , а на склоне лет он стал свидетелем установления фашистского режима в родной стране. В этой напряженной атмосфере Штраус жил в основном музыкальными интересами. Беспрецедентный по продолжительности творческий путь композитора (около 80 лет) был невероятно плодотворным...

Страницы

Композиторы и исполнители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Подписка на RSS - Музыкальная литература