Рихтер

Святослав Рихтер (1915-1997), русский пианист (фотопортрет Леонида Левита)Святослав Теофилович Рихтер (20 марта 1915 г. - 1 августа 1997 г.), русский пианист.

Жизнь Святослава Рихтера мало напоминает биографии других артистов. Он шел к успеху совершенно особым путем. Детские годы будущего пианиста прошли в Одессе. Его отец - Теофил Данилович - преподавал в консерватории и был известным в городе музыкантом. В свое время он закончил Венскую Академию музыки, и именно он дал своему сыну первые уроки игры на фортепиано еще тогда, когда мальчику было только пять лет.

Однако постоянно заниматься с сыном отец не мог, поскольку был вынужден все свое время отдавать занятиям с учениками. Поэтому уже с девяти-десяти лет Святослав был практически предоставлен самому себе. Лишь в течение недолгого времени он брал уроки у пианистки А. Атль, одной из учениц его отца. И эту свободу действий мальчик использовал весьма оригинально: он начал играть все ноты, которые были в доме. Особенно его заинтересовали оперные клавиры. Постепенно Рихтер научился играть любую музыку с листа и стал квалифицированным аккомпаниатором.

С пятнадцати лет он уже помогает отцу, а вскоре начинает работать самостоятельно: становится аккомпаниатором в музыкальном кружке при Доме моряка. После окончания школы он несколько лет работал концертмейстером в Одесской филармонии. В это время Святослав разъезжал с концертными бригадами, аккомпанируя различным музыкантам, и набирался опыта.

Зачем мы ходим на концерт

Во все времена слушатели, посещая концерты, стремились вырваться из однообразия будней, провести время с большим удовольствием и в приятном обществе. Концерт изначально был чем-то необычным - и при этом не особенно обременительным; как и всякое утончённое наслаждение, он не требовал чрезмерного напряжения ума...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

Играет Святослав Рихтер

Слушаешь Рихтера - и, кажется, что он совершенно забывает о переполненном зале, о том самом слушателе, для которого он играет сейчас. Он остаётся наедине с музыкой... Нет, не то! Он сам становится музыкой - этот удивительный, непостижимый пианист. Он простодушен и трогательно искренен, как мелодия Шуберта; громаден и величественно мудр, как хоралы и фуги Баха; остроумен и дерзок, как музыка раннего Прокофьева. Классически чистый, спокойный Гайдн, неистовый романтик Шуман-фантазёр и мечтатель; и, наконец, изысканные, «странные» Дебюсси и Равель с причудливо изменчивыми настроениями их сочинений. Когда Рихтер за роялем, хочется не только слушать, не только чувствовать и переживать, но и думать, хочется стать достойным собеседником тех, кто через годы, через многие десятилетия обращаются к нам, к сегодняшним людям, со своими мыслями, сомнениями, радостями и горестями, надеждами и мечтами. Рихтер играет. Его слушает весь мир...

Спасибо, Ванечка!

Это случилось на том самом первом Международном конкурсе Чайковского. Москва. 11 апреля 1958 года. Большой зал Московской консерватории. В этот день на эстраду вышел один из девяти участников третьего тура пианистов. Так же, как остальные, он сел за рояль, так же положил на клавиши рояля свои большие, нет, огромные руки... Строго и торжественно прозвучал тихий аккорд. За ним другой... третий... Ширится, растёт, заполняет весь зал мощное звучание. Даже строгие члены жюри затаили дыхание, так одухотворённо и сильно зазвучал рояль. Седой человек - старейший советский пианист, требовательный, мудрый педагог - прикрыл рукой глаза и чуть слышно шепчет: «Серёжа, Серёжа... » Члены жюри взволнованы. Они понимают: этот юноша за роялем напомнил старому профессору его великого друга – композитора и пианиста Сергея Рахманинова. И напомнил не только тем, что играет сейчас Третий концерт Рахманинова, но и самим исполнением, по-рахманиновски неожиданным, поэтичным и вдохновенным. Позднее профессор Гольденвейзер напишет об этом: «Закрыв глаза, я слышал молодого Рахманинова, вновь пережив волнующие впечатления давно минувших дней»...

Классическая музыка для детей: Лунная соната

Альбом классической музыки для детей - известные фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена: №14 «Лунная» и №23 «Апассионата» в исполнении Веры Гoрнoстаевoй, и №9 Ми мажор в исполнении Святослава Рихтeрa.

Гении и злодеи уходящей эпохи: Святослав Рихтер. Партитура Судьбы

Цикл портретов выдающихся деятелей мировой науки и культуры, чьи труды внесли особенный вклад в развитие цивилизации. В передачах цикла рассказываются неизвестные истории из жизни известных людей. Этот выпуск посвящен выдающемуся советскому пианисту Святославу Рихтеру. Его боготворили изысканные меломаны и искренне любили простые люди, которые прежде, заслышав классику, выключали радиоприемник. Даже самые амбициозные музыканты называли именно Рихтера «первым среди равных». Все, кто слышал игру Святослава Рихтера, знают: была в ней такая страсть, боль и сила, что мороз шел по позвоночнику. Пианист… он ведь играет не пальцами. Играет его душа. И быть может, на его рояле рядом с нотами всегда стоит другая, невидимая партитура – партитура его Судьбы...

Подписка на RSS - Рихтер