Уроки музыки

Тихая ночь

Ночь тиха, ночь свята,
Люди спят, даль чиста...

В 1831 году «Тихая ночь» появилась в немецких песенных сборниках с пометкой «авторы текста и музыки неизвестны». Мы бы так и не узнали их имён, если бы не прусский король Фридрих Вильгельм IV, которому очень полюбились музыка и слова. Он дал указ разыскать авторов. Только как?! Оба были маленькими, скромными, неприметными людьми. Поиски продолжались целый год, и если бы не рождественское чудо...

Поэтичная легенда о создании песни, переведённой на множество языков - международного рождественского гимна, и красочно иллюстрированная презентация с музыкальным сопровождением.

Возвратись к нам, Рождество!

Рождество был удивительный праздник. В нем перемешались и старые верования славян, и христианская вера. Что же осталось от прежних рождественских обычаев в современной жизни? Ёлка... но она поставлена к Новому году. Дед Мороз - но это тоже новогодний персонаж. Рождественские подарки - но их дарят в очень редких семьях, ведь дети только что получили хорошие новогодние подарки, сколько можно! Коляду мы не ставим, колядовать не ходим, кутью не едим. Где ты, праздник?

Красочно иллюстрированная презентация с музыкальным сопровождением.

«Рождество Твое, Христе Боже наш…»

Праздник Рождества Христова отмечают миллионы людей во всём мире. В это время повсюду на земле зажигаются рождественские ёлки, и все ждут исполнения своих заветных желаний. А известно ли вам, почему праздник Рождества называется именно так?

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 3 класс.

Гендель. Оратория «Мессия»

Самая известная оратория Генделя - «Мессия» (её ещё называют Рождественской), которая рассказывает о волхвах, пришедших с дарами к Младенцу. Это одно из самых ярких и радостных произведений: всё, что гнетет человека, все страдания и горести она оставляет на втором плане, а всё, что радует и даёт человеку надежду на любовь и счастье, показывает крупно, многообразно и убедительно... Говорят, что, когда Гендель сочинял «Мессию», его часто заставали плачущим за столом, настолько композитора очаровывала красота музыки, выходившей из-под его пера...

Интересный иллюстрированный материал и презентация с музыкальным сопровождением. Для общеобразовательных и музыкальных школ.

Диалог времён в музыке Альфреда Шнитке

Искусство наших дней иногда называют «мирской религией», имея в виду глобальность и всеохватность поднимаемых им проблем в обществе, утратившем благотворную связь с религиозной мудростью. Возможно, поэтому и музыка так приблизилась к осуществлению идей, в прежние времена бывших исключительной принадлежностью философии и литературы. Конечно, как и прежде, музыка прямо не иллюстрирует ни эти идеи, ни литературный текст. Воспринимая их, она «переводит» на язык своих звучаний самое глубокое и затаённое, что в них содержится, и выходит иногда на иной уровень понимания - понимание без слов. Происходит то, о чём говорил Альфред Шнитке, один из самых своеобразных отечественных композиторов ХХ века: «Всё развитие музыки представляет собой непрерывное расширение музыкального пространства - появляются всё новые и новые плоскости мышления»...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание». 1 урок

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Произведения искусств пространственных (графика, живопись, скульптура, архитектура) воспринимаются посредством зрения и, вследствие этого, их форма может быть в любое мгновение познаваема как целиком, так и в частностях. При этом большие очертания, как правило, охватываются раньше деталей. Музыка, же, наоборот, подобно искусству слова (поэзия, проза) развёртывается во времени, деталь за деталью. Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по замыслу.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание». 2 урок

Воплощая свой замысел при создании музыкального произведения, композитор продумывает форму произведения, все её особенности - от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях, как уже отмечалось, нередко и выражается главная сущность искусства, которое убеждает нас только тогда, когда оно говорит не «общими словами», а значительными и существенными подробностями. Поэтому понятие «музыкальная форма» требует многомерной трактовки: пытаясь понять музыкальное произведение, мы должны прежде всего понять тот язык, на котором оно обращается к нам.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Такие разные, песни, танцы, марши. 3 урок

Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитал. XIX век прошёл под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества; он проник в другие жанры профессиональной музыки - оперу, балет, симфонию, сюиту, его музыка приобрела самостоятельное концертное значение. Вальс оказал существенное влияние на развитие европейской музыки XIX и XX веков.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Такие разные песни, танцы, марши. 2 урок

Точно так же и другие жанры - вальс, элегия, марш - имеют свою собственную содержательную природу. И это понятно: ведь каждый из названных жанров связан с определёнными жизненными ситуациями или особыми настроениями - то поэтически-танцевальными, то торжественно-величавыми.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Такие разные песни, танцы, марши. 1 урок

Ещё в XVIII в. в России началось изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад в это дело внесли композиторы-классики. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составленные ими сборники народных песен распространялись среди любителей музыки и музыкантов. Записывая и обрабатывая народные мелодии, композиторы сумели сохранить и передать всю красоту и самобытность народного искусства...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Страницы

Композиторы и исполнители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Подписка на RSS - Уроки музыки