Уроки по программе Е. Д. Критской

Трагедия любви в музыке. Увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта»

Одним из любимых изречений были для Пушкина слова французского писателя Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти лишь на исхоженных дорогах». «Исхоженные дороги» - это вековые нравственные устои, живущие в сознании каждого человека, это благословение отчего дома, чей дух хранит и поддерживает человека на его нелёгких жизненных путях... В свете такого понимания счастья становится понятна трагическая предопределённость судьбы тех людей, которые преступили эти вечные, освящённые традицией законы.

Комплект для проведения урока музыки.

Александр Бородин. Квартет № 2

Жемчужиной русской камерной классики XIX в. является Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина - вдохновенное лирическое высказывание. Чувства, выраженные музыкой, поражают чистотой и возвышенностью. Лирике Бородина, при её мягкости и задушевности, свойствен светлый, жизнерадостный колорит...

Комплект для проведения урока музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, тема по учебнику - «Ночной пейзаж. Ноктюрн».

Исправлено!

 

Валерий Гаврилин. Перезвоны

В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам. Представителем этого направления, получившего название «новая фольклорная волна», является Валерий Александрович Гаврилин. «Перезвоны» - вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы...

Материал для проведения урока музыки по биографии и творчеству Валерия Гаврилина.

Франц Шуберт. Баллада «Лесной царь»

Особое место в песенном жанре занимает баллада. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В них нашли отражение народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, заповедном мире духов, фантастические, мистические обряды. Создателем вокальной баллады считается Шуберт. Балладу «Лесной царь» он сочинил, когда ему было всего 18 лет...

Комплект для проведения урока музыки по теме.

Вдали от Родины. Этюды Шопена

Любовью к Польше пропитан каждый такт музыки Шопена. Разлучённый на всю жизнь с Родиной, он оставался всегда польским композитором. Своё горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события появился знаменитый Этюд № 12, названный «Революционным». У Шопена этюд перестал быть упражнением. Он стал полноценным художественным жанром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды стали включаться в концертные программы как серьёзные и выразительные произведения наравне с сонатами, балладами и другими жанрами...

Комплект для проведения урока музыки по теме.

Инструментальная баллада

Главное в балладе - это рассказ о каких-то событиях - исторических или просто выдуманных, сказочных. Помните балладу «Лесной царь»? Напряжённый ритм скачки, волнение и почти страх. Об этом же рассказывает и музыка Шуберта - порывистая, смятенная мелодия и ритмически чёткий аккомпанемент. Эту музыкальную балладу о страшном лесном царе и его прекрасных дочерях, которые чудятся в бреду больному, умирающему ребёнку, рассказывает словами певец. А сейчас послушаем балладу Шопена, но на сцене только пианист за роялем и больше никого нет. Кто же будет петь? Кто будет рассказывать балладу? Только рояль...

Комплект для проведения урока музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской по Балладе № 1 Соль минор Фредерика Шопена.

Глинка. Вальс-фантазия

«Вальс-фантазия» занимает особое место в творчестве Глинки. Это одно из самых романтических сочинений композитора. Он был написан в 1839 году для фортепиано; позднее композитор делал оркестровые редакции, последняя осуществлена в 1856 году. История создания «Вальса-фантазии» весьма симптоматична: молодой Михаил Иванович Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой Александр Сергеевич Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И, как будто следуя по стопам великого поэта, Глинка создал собственное «чудное мгновенье», «Вальс-фантазию»...

Комплект для проведения урока музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье»

В вокальной лирике Михаила Ивановича Глинки важное место занимают романсы на слова Пушкина. Среди них «Я помню чудное мгновенье» - жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гений поэта и композитора. Очень трудно, почти невозможно представить себе теперь эти пушкинские стихи без музыки Глинки. Кажется, что музыка и слова создавались одновременно и даже одним и тем же человеком, - настолько неразрывно связаны они друг с другом, настолько кажутся созданными друг для друга. А между тем слова и музыка написаны в разное время, разными людьми и даже посвящены двум разным женщинам. Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, а музыка, много лет спустя, - её взрослой дочери Екатерине...

Комплект для проведения интересного урока музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Русский романс

Жанр романса возник в Испании в виде светской песни на испанском («романском») языке в отличие от церковных песнопений на латыни. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, лирическое стихотворение, отличающееся особой напевностью, с другой - жанр вокальной музыки. В России середины XVIII века словом «романс» называли стихотворение на французском языке, положенное на музыку. Его содержание ограничивалось пасторальными сюжетами. В это время романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался иначе российской песней. В сущности, он и представлял собой бытовой романс, предназначенный для сольного одноголосного исполнения в сопровождении клавесина, фортепиано, гуслей или гитары. Для русских композиторов романс стал сферой воплощения самых сокровенных переживаний, искренних чувств и потаённых дум...

Комплект для проведения интересного урока музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Моцарт. Симфония № 40 соль минор

В 1788 г. Моцарт сочиняет три симфонии (№ 39, 40, 41 «Юпитер»). Через три года жизнь его трагически оборвётся. Этим грандиозным симфоническим циклом композитор словно венчает своё творчество. В этих симфониях композитор раскрывает «неизмеримые богатства человеческой души», готовит путь героике Бетховена. Увлечённость и страстность, с которой Моцарт предавался сочинению, выражена в письме к отцу: «Я всецело поглощён музыкой, я занимаюсь ею весь день, всё время размышляю о ней, постоянно разучиваю, обдумываю её…» Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфонию № 40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром - «Джокондой» Леонардо да Винчи...

Материал для проведения урока музыки по биографии и творчеству Вольфганга Амадея Моцарта.

Страницы

Подписка на RSS - Уроки по программе Е. Д. Критской