Бородин

Александр Порфирьевич Бородин (портрет кисти Ильи Ефимовича Репина)Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), российский композитор, учёный — химик и медик. Основоположник русского эпического симфонизма.

Александр Бородин родился 31 октября (12 ноября) в Петербурге. Мальчик был внебрачным сыном князя Л. С. Гедианова и дочери солдата А. К. Антоновой. В метрической книге ребенок был записан сыном Порфирия Ионовича Бородина - камердинера Л. С. Гедианова. Александр Порфирьевич Бородин был крепостным своего отца. Только через десять лет перед смертью хозяин-отец подписал вольную собственному сыну. Свою настоящую мать, Авдотью Константиновну, Александр знал как «любезную тетушку». Она фиктивно приписала Александра к купеческому сословию третьей гильдии, что дало возможность  ее сыну учиться в высшей школе.

Интерес к музыке пробудился у маленького Александра очень рано. В детские годы он увлекался игрой на виолончели, флейте, фортепиано, пробовал даже сочинять свои собственные музыкальные пьесы. Однако музыкантом стал не сразу.

В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, а через 2 года блестяще окончил ее и получил степень доктора медицины. Все это время он продолжал заниматься музыкой для собственного удовольствия. С 1856 г. Бородин работал в военном госпитале в Петербурге. Затем в 1859-1862 гг. - в химических лабораториях Гейдельберга, в Париже, Пизе. Основная область исследований Бородина как ученого - органический синтез. Он разработал способы получения бромзамещенных жирных кислот и фтор ангидридов органических кислот.

В 1862 году Бородин возвращается в Петербург и становится профессором Медико-хирургической академии. В это же время он познакомился с известным композитором Балакиревым и стал активным участником его кружка, который получил впоследствии наименование «Могучей кучки». Именно под влиянием Балакирева Бородин осознал, что музыка - это его жизненное призвание.

Богатырская сказка Васнецова

Много веков существовали герои былин, так что обойти их вниманием художники-сказочники никак не могли. Былинами называют особый вид песен. Нет у них ни музыки, ни рифмы - только своеобразный, медленный и величавый ритм. Даже непривычный к исполнению былин человек поневоле начнёт произносить эти слова на распев и с некоторой торжественностью. А если ещё подобрать к ним музыкальный аккомпанемент, получится самая настоящая песнь. Былины не случайно так торжественны: в большинстве из них рассказывается о делах серьёзных - о подвигах богатырей. У богатырей своё волшебное пространство, существующее параллельно с тридевятым царством; называется - Киевская Русь. Вообще-то Киевская Русь - явление не сказочное; о ней говорится в учебниках истории, а солидные учёные посвящают ей научные книги. Это времена, когда русские земли подчинялись князю, правившему в Киеве. Может, в те времена, очень от нас далёкие, и были сложены первые былины. Но даже в тех былинах, которые появились позже, действие все равно происходит в Киевской Руси: былины превратили её в особую страну, где вечно княжит Владимир Красное Солнышко и вечно воюют богатыри...

Комплект для проведения интересного урока музыки, МХК, литературы, для детей младшего и среднего школьного возраста.

Александр Бородин. Квартет № 2

Жемчужиной русской камерной классики XIX в. является Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина - вдохновенное лирическое высказывание. Чувства, выраженные музыкой, поражают чистотой и возвышенностью. Лирике Бородина, при её мягкости и задушевности, свойствен светлый, жизнерадостный колорит...

Комплект для проведения урока музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, тема по учебнику - «Ночной пейзаж. Ноктюрн».

Исправлено!

 

Мир русской песни

«Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек!»

В каких бы условиях ни находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о русской песне...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 5 класс.

Обновлено!

 

Абсолютный слух. История создания знаменитой Второй («Богатырской») симфонии Бородина

Александр Порфирьевич Бородин, подобно титанам эпохи Возрождения был очень многогранной личностью. Он смог выразить себя в музыке и в химии, в педагогике, критике, литературе и общественной деятельности. Впрочем, его друзья - великие русские композиторы - были убеждены, что именно эта «многогранность» порой мешает ему заниматься сочинением музыки. История создания знаменитой Второй («Богатырской») симфонии Бородина полна неожиданностей...

Александр Бородин. Богатырь русской музыки

Бородин был неповторимо талантливым композитором и незаурядным учёным. Его не столь обширное музыкальное наследие, тем не менее, ставит его в один ряд с величайшими русскими композиторами...

Комплект для проведения урока музыки по биографии и творчеству композитора.

 «Там русский дух... там Русью пахнет!»

Народное творчество иногда называют фольклором. Это слово английское и означает вот что: фольк - народное, лор - знание или мудрость. И действительно, русский фольклор - воистину неиссякаемый источник красоты и мудрости! Композитор Михаил Иванович Глинка так и говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем её»...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 3 класс.

Абсолютный слух. Творческий кружок композиторов «Могучая кучка»

Не секрет, что многие творцы, в том числе и композиторы, весьма склонны к уединению и даже к одиночеству. Одним из редких примеров, когда музыка создавалась в тесном союзе единомышленников, стал творческий кружок композиторов, вошедший в историю, как «Могучая кучка».

«Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке

Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство. В них художники видели и истоки национального характера, и защиту и надежду Русской земли. Богатыри – истинно могучий русский характер, который по-своему воплотился в образах Ивана Сусанина, пушкинского Руслана, князя Игоря... Но и собственно богатырская тема - подлинное достояние русского искусства. Творчество лучших композиторов пронизано горячим чувством любви к родной стране, к своему народу, к русской природе. Так в музыкальном творчестве находит своё выражение главное, что определяет характер любого народа. Это – глубокая любовь к жизни, богатая фантазия, чуткое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не разбойная, не варварская, а мудрая и правая...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 5 класс.

Бородин. Опера «Князь Игорь»

Сюжет для оперы предложил композитору В. Стасов, он же набросал и первый вариант либретто, основанный на произведении древней русской литературы «Слово о полку Игореве». В «Слове» рассказывалось о неудачном походе отважного князя Игоря против половцев – кочевых восточных племён. Вся поэма пронизана идеей народного патриотизма. С горячей любовью говорится в ней о родной земле и её защитниках, с острой болью - о бедствиях родины, с радостью - о благополучном возвращении Игоря из плена. Понятно поэтому, что, выбирая сюжет для своей будущей оперы, композитор искал что-то такое, что было бы ему по плечу. Так выбирали когда-то русские богатыри меч-кладенец, достойный их могучей, неуёмной силы. А что могло быть для Бородина заманчивее, чем создать музыкой мощные и величавые образы гениального «Слова»!

Комплект для проведения интересного красочного урока музыки по величайшему произведению Александра Бородина - опере «Князь Игорь».

Страницы

Подписка на RSS - Бородин