Александр Бородин. Квартет № 2

Александр Бородин. Квартет № 2

Что такое «Квартет»?

Не исключено, что многие из вас знают слово «Квартет» только из басни Крылова. Но, между прочим, для тех, кто по-настоящему любознателен, это даже не очень мало. Что можно узнать, прочитав басню?

Во-первых, что квартет - это какой-то коллектив из четырёх участников. Ведь пятое действующее лицо басни - Соловей - не принимает участия в музыкальных упражнениях собравшихся «на лужке под липками». Об этом же нам говорит и само название: латинское слово «кварта» означает «четыре».

Во-вторых, ясно, что эти четверо - музыканты, вернее, они воображают себя музыкантами. Значит, это музыкальный коллектив. Но и это ещё не всё. Давайте-ка вспомним, при помощи каких музыкальных инструментов собирались незадачливые музыканты «пленять своим искусством свет»?

Достали нот, баса, альта, две скрипки...

Две скрипки - это совсем понятно. Альт - это та же скрипка, только побольше, и звук у альта несколько другой - более матовый, более тусклый. Остаётся узнать, что такое бас. Ну, тут вы должны мне поверить, что так Крылов называет виолончель, а вовсе не контрабас, как думают некоторые. Хотя действительно этот громоздкий, большой инструмент, с низким и каким-то медлительным, неповоротливым звуком очень подошёл бы неуклюжему Мишке, но контрабас никогда в состав струнного квартета не входит. Басом же Крылов называет виолончель потому, что в квартете - это самый низкий, басовый инструмент.

Добавить остаётся только то, что такой вид квартета музыканты называют струнным, в отличие от других, которые можно составить, например, из медных или деревянных духовых инструментов.

Кроме того, существуют ещё квартеты вокальные, то есть состоящие из четырёх певцов, с разными по высоте голосами: два высоких голоса (например, два тенора), один - пониже (баритон) и, наконец, самый низкий - бас. Видите, сколько мы уже узнали, прочитав только начало басни. Не найдём ли мы в ней ещё чего-нибудь для нас интересного.

«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».

Очевидно, пронырливая и любопытная Мартышка слышала краем уха, что рассаживаться нужно как-то по-особому. Вот и предложила:

«Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы», - и конечно, всё перепутала.

Настоящий струнный квартет обычно располагается так: «прима и втора» (то есть первая и вторая скрипки) помещаются рядом; альт против первой скрипки, а рядом с ним - виолончель. При таком расположении инструментов и квартет звучит лучше всего, и музыканты хорошо слышат друг друга, а это очень важно для хорошего исполнения музыки.

Вполне вероятно, что при «раздорах и спорах» горе-квартета кем-нибудь был предложен и правильный вариант, но у Крылова об этом ничего не сказано, да это и не важно - всё равно бы не помогло. Зато сказано другое, и это уже очень существенно:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

Да, так отчитать невежд мог только настоящий музыкант. И этим музыкантом был... Думаете, Соловей? В том-то и дело, что не только Соловей. Сам Крылов. Великий баснописец был очень хорошим музыкантом и, что особенно для нас важно, больше всего любил играть в квартете.

Современники вспоминают, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе, всё же именно Крылов часто оказывался как бы руководителем квартета. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному вкусу нельзя было не доверять.

Теперь вы, конечно, понимаете, что сведениям о струнном квартете, которые мы получили, прочитав басню, тоже нельзя не верить. Перед тем как перейти к музыке, мне бы хотелось сказать вам ещё одно.

Помните, в нашем первом разговоре о камерной музыке я сказала, что так называется музыка, написанная для небольшого количества исполнителей. До сих пор мы знакомились только с камерными произведениями, которые исполняет один человек (пианист) или два (певец и аккомпаниатор). Теперь настало время познакомить вас с выражением «камерный ансамбль».

Слово «ансамбль» - французское. Буквально оно переводится так: «вместе». Иными словами, оно означает как раз не то, что получалось у участников крыловского квартета. Они-то вряд ли составляли ансамбль. Ну, поскольку вы знаете, что такое квартет, вы легко догадаетесь, что такое трио, и слово «дуэт» вас тоже, наверное, не испугает. Так вот, квартет, трио, дуэты - всё это называется камерными ансамблями.

Существуют также квинтеты, секстеты (от слова «квинта» - «пять», и «секста» - «шесть») и другие ансамбли с большим количеством участников и различным составом инструментов или голосов.

Александр Бородин. Квартет № 2

Камерно-инструментальное творчество Бородина невелико по объёму, как и романсное. Однако и ему композитор придавал немалое значение. «Я глубоко убеждён, - писал он в период работы над первым квартетом, - что камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания».

Для самого Бородина камерные инструментальные пьесы и ансамбли в годы юности явились хорошей школой, в которой вырабатывались его музыкальный стиль и композиторская техника. Занятия камерной музыкой отвечали интересам Бородина к классическим музыкальным жанрам и формам. Вернувшись к этой области музыки в зрелом периоде, он создал произведения, которые стоят в одном ряду с лучшими образцами его творчества. Таковы, прежде всего его два квартета и «Маленькая сюита» для фортепиано.

Жемчужиной русской камерной классики XIX в. является Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина - вдохновенное лирическое высказывание. Чувства, выраженные музыкой, поражают чистотой и возвышенностью. Лирике Бородина, при её мягкости и задушевности, свойствен светлый, жизнерадостный колорит. Квартет посвящён жене композитора – чуткому и отзывчивому другу, помощнику, прекрасной пианистке - Екатерине Сергеевне Бородиной.

Итак… В центре сцены стоит четыре пюпитра и четыре стула для музыкантов.

Два скрипача сели рядом. Против первой скрипки - альтист, против второй - виолончелист. Пробуют, проверяют в последний раз перед началом свои инструменты.

Итак, перед нами квартет. Это нам уже понятно. Но вот дальше уже начинается непонятное. Произведение, которое они будут исполнять, тоже называется «Квартет». Просто квартет и ничего больше. Значит, название и на этот раз нам не поможет. Даже если я скажу, что будет исполнен Второй квартет композитора Бородина, яснее вам от этого не станет. Снова придётся слушать так же, как прелюдии Шопена, не зная, о чём будет рассказывать музыка. Впрочем, погодите...

Заглянув в программу концерта, мы увидим, что квартет состоит из четырёх частей. Первая часть никак не называется. Вместо названия стоит просто указание темпа - аллегро модерато, то есть не особенно быстро. Вторая часть называется «скерцо», третья - «ноктюрн», четвертая - снова без названия. Обычно называют последнюю часть финалом.

«Скерцо»- это значит «шутка», а «ноктюрном» называется произведение, музыка которого создаёт образы ночи, «ночная музыка». Вот видите,- значит, всё-таки хотя бы о двух частях мы с вами что-то знаем. Смотрите, музыканты подняли смычки. Начинается Второй квартет Бородина.

...Мягко запела виолончель. Сколько обаяния, сколько изящества в этой песенной, полной грациозного движения мелодии! Бережно, любовно приняла от виолончели эту мелодию скрипка, и музыка зазвучала светло и прозрачно. Затем снова, но уже низким, бархатным голосом её пропела виолончель и опять подхватила, понесла по залу звонкая скрипка. Голоса скрипки и виолончели пока ещё нигде не сливаются, они, словно соревнуются друг с другом, кто красивее разовьёт, распоёт эту мелодию. И трудно отдать кому-то предпочтение: каждый голос хорош по-своему. Вторая скрипка и альт аккомпанируют - мягко вплетают свои голоса, словно боятся каким-то неосторожно взятым звуком нарушить очарование пленительной мелодии. Это первая тема, первый музыкальный образ квартета.

Вторую тему начинает скрипка. Музыка более живая, чуть кокетливая, словно украшенная изящными орнаментами. Эта тема так же песенна, как и первая. Та же мелодичность, то же обаяние. Вся музыка первой части наполнена ласковой радостью, светом. То одну, то другую тему поют голоса скрипок, альта, виолончели. Они звучат по отдельности, сливаются в дуэте, в трио... Но вот последний раз скрипка и виолончель пропели вторую тему - и вступает альт. Он как бы останавливает это грациозное движение музыки. Тема альта - словно сказанная кем-то фраза. Не спетая, а именно сказанная. Ещё раз промелькнули кусочки, отрывочки первой темы... и всё кончилось. Удивительно жалко расставаться с этой прелестной музыкой!

Но начинается вторая часть, и мы уже в плену у новых музыкальных образов. Музыка шутливая, однако такая же изящная и нежная, как в первой части. Шаловливо, словно подтанцовывая, бежит лёгкая живая мелодия. Ведёт первая скрипка, остальные инструменты вплетают в этот лёгкий бег свои голоса.

Новый образ - чудесный вальс. Гибкая мелодия словно покачивается на волнах аккомпанемента, она движется более медленно, более плавно, чем первая. А первая, кажется, снова начинает свой шаловливый бег. Так и есть, мы снова слышим первую тему, первую мелодию скерцо.

Скерцо - шутка. И действительно, вся музыка этой части – это милая и добрая шутка, светлая, радостная шалость. Так радуются и шутят только очень юные, очень чистые и хорошие люди. Исполнители опустили смычки, скерцо кончилось.

Ночной пейзаж. Ноктюрн

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна.
Как тишиною грудь полна!..

(А. Фет)

Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Ноктюрнами называют пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом («Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта), а также сочинения, которые передают настроения человека, находящегося под впечатлением образов ночи.

К жанру ноктюрна относятся произведения для разных составов исполнителей. Это и вокальные сочинения, например «Серенада» Ф. Шуберта, и сочинения для фортепиано – ноктюрны П. Чайковского, Ф. Шопена.

...Вторая скрипка и альт сыграли два вступительных аккорда аккомпанемента, и не успел ещё отзвучать, затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет чёрного бархата, голос виолончели.

...Медленно плывёт над залом мелодия, полная какой-то особой «ночной» красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём, что слышали и чем только что наслаждались. Такая музыка покоряет сразу же. В этой мелодии и тихая задумчивость, и в то же время взволнованность, страстность, ночная глубина, волнующий ночной покой.

Замер, как бы растворяясь в воздухе, голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком звенящем голосе скрипки. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным, голубоватым светом...

Снова и снова повторяется мелодия. Меняется только её сопровождение, то спокойное, то почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую-то часть мелодии спела скрипка, а продолжает её виолончель. Иногда, словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливаются бархатный голос виолончели и серебристый - скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу: то скрывают луну, и тогда все погружается в глубокий мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодноватый свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.

Но вот в последний раз, прощальным приветом, звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд завершает одно из великолепнейших созданий Бородина. Ноктюрн Второго квартета.

Финал квартета начинается коротенькой мелодией у скрипок. Спели свою тему скрипки и замолкли, словно прислушиваются к медленной, даже немного ленивой фразе альта и виолончели.

Кажется, что скрипки задали вопрос: можно ли начинать? А виолончель и альт раздумывают, не решаются дать определённый ответ. Скрипки ещё раз спрашивают, и снова тот же, чуть ленивый ответ раздумье.

И вдруг, совершенно неожиданно, виолончель как-то неуклюже, но торопливо начинает одну из тем финала (раньше, оказывается, было только вступление). А тему, которую играли скрипки, чуточку изменяя, будто дразнясь, играет альт.

Вся музыка финала, несмотря на свою стремительность, какая-то нарочито угловатая и очень отличается по настроению от остальных частей квартета. В музыке Бородина всегда много юмора, и здесь, в финале, композитор как бы разрешает себе вволю посмеяться и поозорничать. После темной, задумчивой ночи наступил светлый, весёлый и даже чуточку суматошный день. Что ж, так оно и бывает в жизни.
Концерт окончен.

Мы выходим на залитый огнями вечерний Невский. Но почему-то не хочется идти по этой весёлой и шумной улице. Нас тянет свернуть за угол и пойти по слабо освещённой набережной канала.

В тёмной воде мерцают, отражаясь, огни неярких фонарей, вдалеке высится причудливый силуэт собора, похожего на собор Василия Блаженного в Москве. Он тоже отражается в вечерней воде и кажется там каким-то особенно странным и таинственным.

Мы идём и молчим. Говорить ни о чем не хочется. Уверена, что сейчас в ушах у каждого звучит какая-то особенно запомнившаяся мелодия. Вот кто-то даже пытается напеть тему «Ноктюрна». Пока получается не очень хорошо, но это ничего. Вспоминайте, вспоминайте как можно больше, друзья, это очень полезно. Чем больше музыки вы будете запоминать, слушая, тем легче вам будет слушать её потом.

Мы уже дошли до Михайловского сада, перешли площадь и здесь расстаёмся - кто на трамвай идёт, кто на автобус, а кто просто пешком до дома пройдётся. Подумает, повспоминает...

Текст Г. Левашевой.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бородин. Квартет № 2:
        I. Allegro moderato, mp3;
        II. Scherzo, mp3;
        III. Notturno Andante, mp3;
        IV. Finale Andante Vivace, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители