Традиция и современность в музыке

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.  Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства. Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми сословиями мира, над суетой и заблуждениями, над самой судьбой?

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана

Оливье Мессиан - композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял, что не придумал ничего нового. Человек огромной культуры, энциклопедических знаний, он был известен также как большой знаток культуры Древнего Востокаи мира древних цивилизаций Азии, Африки, Южной Америки. Среди вершинных произведений неевропейской направленности стала «Турангалила-симфония», написанная Мессианом после изучения древнеиндийского ритмического трактата...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Как мы понимаем современность

Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём вообще состоит понятие современности? Ведь лицо любой эпохи определяют люди, а это значит, что мы, ныне живущее поколение, и являемся представителями нашей современности. Это мы являемся свидетелями новых открытий, подаривших миру видеотехнику и компьютеры, информационные технологии, средства связи и передвижения.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Мир духовной музыки

Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина. Не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше всё». Судьба как предопределённость, данная свыше, перед которой должно проявить не гордыню, но смирение – мотив многих и многих пушкинских произведений. Стихия судьбы настолько сильна, что человеку не удаётся её обмануть, даже если он решается на такой шаг: вспомните повесть «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их. Но эта стихия, в конце концов, оказывается и спасительной...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Обновлено!

Трагедия любви в музыке. Увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта»

Одним из любимых изречений были для Пушкина слова французского писателя Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти лишь на исхоженных дорогах». «Исхоженные дороги» - это вековые нравственные устои, живущие в сознании каждого человека, это благословение отчего дома, чей дух хранит и поддерживает человека на его нелёгких жизненных путях... В свете такого понимания счастья становится понятна трагическая предопределённость судьбы тех людей, которые преступили эти вечные, освящённые традицией законы.

Комплект для проведения урока музыки.

Подвиг во имя свободы. Увертюра Бетховена «Эгмонт»

Судьба, подобно другим вечным темам искусства, по-разному воплощалась в выдающихся произведениях. Невозможность принять её жестокие условия породила глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как стремление к свободе и смерть как расплата за это стремление. Но в искусстве представлены и другие способы противостояния судьбе. Вспомним, например, Людвига ван Бетховена, чья музыка явилась выражением могучей силы его личности. Много жизненных испытаний выпало на долю этого великого музыканта, всё творчество которого – потрясающая по мужеству летопись борьбы и противостояния злой воле обстоятельств. Да и каждое отдельное произведение этого великого композитора является свидетельством стойкости духа перед невзгодами жизни...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига... Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Образы радости в музыке

Человек с его мечтами, стремлениями, с тёмными и светлыми сторонами, человек любящий и страдающий, способный и на величие, и на малодушие - все эти проблемы из века в век по-своему претворялись в музыкальном искусстве. Ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира вечно изменчивого, подвижного, незримо живущего в каждом из нас от рождения до конца жизни...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», говорил французский поэт ХХ века Поль Валери, подчёркивая непреходящее значение истин, которые никогда не станут старыми, бесконечно возрождаясь в каждом новом поколении. И в обращении музыкантов к глубинным пластам культурной памяти, не угадывается ли стремление ещё раз понять человека, его сокровенную природу - стремление, особенно понятное в эпохи больших потрясений, переломов и распутий? Одним из произведений, созданных в переломное время начала ХХ века (1913 год), был балет И. Стравинского «Весна священная».

«Весна священная» - образ языческой Руси с её весенними гаданиями, девичьими хороводами, культом Земли, жертвоприношением в честь богини Весны. В балете необыкновенно сильна и выразительна могучая стихия ритма - этого первоначала музыки, восходящего к глубинным свойствам человеческой природы...

Комплект для проведения интересного урока музыки по теме.

Страницы

Подписка на RSS - Традиция и современность в музыке