Традиция и современность в музыке

Мир духовной музыки

Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Диалог времён в музыке Альфреда Шнитке

Искусство наших дней иногда называют «мирской религией», имея в виду глобальность и всеохватность поднимаемых им проблем в обществе, утратившем благотворную связь с религиозной мудростью. Возможно, поэтому и музыка так приблизилась к осуществлению идей, в прежние времена бывших исключительной принадлежностью философии и литературы. Конечно, как и прежде, музыка прямо не иллюстрирует ни эти идеи, ни литературный текст. Воспринимая их, она «переводит» на язык своих звучаний самое глубокое и затаённое, что в них содержится, и выходит иногда на иной уровень понимания - понимание без слов. Происходит то, о чём говорил Альфред Шнитке, один из самых своеобразных отечественных композиторов ХХ века: «Всё развитие музыки представляет собой непрерывное расширение музыкального пространства - появляются всё новые и новые плоскости мышления»...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Живая сила традиции. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

В трагедии Пушкина отражены далёкие исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание. Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчёркнута композитором. Ведь монарх, даже наделённый умом и душой, каким показан Борис - и поэтом, и композитором, - не может, да и не хочет даровать народу свободу. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы во второй половине XIX века...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Искусство начинается с мифа

Наверное, во все века человек был способен эмоционально воспринимать окружающий мир, любоваться природой, бояться неведомого, стремиться к светлому и высокому. Ведь если бы это было не так, едва ли до нас дошли такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, как созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки, и поныне не утратившие своей поэтической прелести. Может быть, именно благодаря им, этим чудесным сказкам и мифам, и мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, совсем не безликой, бездушной «окружающей средой», а живой и полной тайн стихией...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина. Не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше всё». Судьба как предопределённость, данная свыше, перед которой должно проявить не гордыню, но смирение – мотив многих и многих пушкинских произведений. Стихия судьбы настолько сильна, что человеку не удаётся её обмануть, даже если он решается на такой шаг: вспомните повесть «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их. Но эта стихия, в конце концов, оказывается и спасительной...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Обновлено!

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов

Тема взаимодействия Запада и Востока в отечественной музыке, ярко претворённая М. Глинкой и представителями «Могучей кучки», находит своё продолжение в творчестве современных композиторов. Удивительный мир Востока с его древней философией, богатыми культурными традициями является неиссякаемым источником всё новых сюжетов, форм, музыкальных решений. Некоторые композиторы, как и поэты, художники, возрождают архаические традиции Востока, его первозданный фольклор, искусно сочетая их с новаторскими чертами современных стилей. В этом смысле обращает на себя внимание творчество композитора Цзо Чжень-Гуаня, произведения которого по праву можно считать достоянием одновременно и китайской, и российской музыкальных культур...

Материал для проведения урока музыки в 8 классе, по программе Науменко и Алеева.

Вечные сюжеты. Арам Хачатурян. Балет Спартак

Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты, обращаются к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость. Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде римских рабов. Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный величественной архитектурой и богатством человеческих персонажей...

Материал для проведения урока музыки в 8 классе, по программе Науменко и Алеева.

Настоящая музыка не бывает «старой»

Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется человек, меняется и жизнь вокруг него. Однако очевидно и другое: не всё в жизни подвержено изменениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету... Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить. Именно из этих - вечных - начал берет свои истоки искусство...

Материал для проведения урока музыки в 8 классе, по программе Науменко и Алеева.

«Слёзы людские, о слёзы людские...»

Образы скорби и печали в музыке присутствовали всегда. Есть бесконечно грустные народные песни, свидетельствующие, что даже в далёкие и кажущиеся нам благословенными времена «детства человечества» люди уже знали и горечь разлук, и тоску одиночества. И даже в самой настоящей детской музыке, то есть музыке, созданной специально для детей, немало грустных и даже трагических страниц.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.  Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства. Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми сословиями мира, над суетой и заблуждениями, над самой судьбой?

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Страницы

Композиторы и исполнители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Подписка на RSS - Традиция и современность в музыке