Традиция и современность в музыке

Диалог времён в музыке Альфреда Шнитке

Искусство наших дней иногда называют «мирской религией», имея в виду глобальность и всеохватность поднимаемых им проблем в обществе, утратившем благотворную связь с религиозной мудростью. Возможно, поэтому и музыка так приблизилась к осуществлению идей, в прежние времена бывших исключительной принадлежностью философии и литературы. Конечно, как и прежде, музыка прямо не иллюстрирует ни эти идеи, ни литературный текст. Воспринимая их, она «переводит» на язык своих звучаний самое глубокое и затаённое, что в них содержится, и выходит иногда на иной уровень понимания - понимание без слов. Происходит то, о чём говорил Альфред Шнитке, один из самых своеобразных отечественных композиторов ХХ века: «Всё развитие музыки представляет собой непрерывное расширение музыкального пространства - появляются всё новые и новые плоскости мышления»...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Живая сила традиции. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

В трагедии Пушкина отражены далёкие исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание. Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчёркнута композитором. Ведь монарх, даже наделённый умом и душой, каким показан Борис - и поэтом, и композитором, - не может, да и не хочет даровать народу свободу. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы во второй половине XIX века...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Искусство начинается с мифа

Наверное, во все века человек был способен эмоционально воспринимать окружающий мир, любоваться природой, бояться неведомого, стремиться к светлому и высокому. Ведь если бы это было не так, едва ли до нас дошли такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, как созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки, и поныне не утратившие своей поэтической прелести. Может быть, именно благодаря им, этим чудесным сказкам и мифам, и мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, совсем не безликой, бездушной «окружающей средой», а живой и полной тайн стихией...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина. Не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше всё». Судьба как предопределённость, данная свыше, перед которой должно проявить не гордыню, но смирение – мотив многих и многих пушкинских произведений. Стихия судьбы настолько сильна, что человеку не удаётся её обмануть, даже если он решается на такой шаг: вспомните повесть «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их. Но эта стихия, в конце концов, оказывается и спасительной...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Обновлено!

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов

Тема взаимодействия Запада и Востока в отечественной музыке, ярко претворённая М. Глинкой и представителями «Могучей кучки», находит своё продолжение в творчестве современных композиторов. Удивительный мир Востока с его древней философией, богатыми культурными традициями является неиссякаемым источником всё новых сюжетов, форм, музыкальных решений. Некоторые композиторы, как и поэты, художники, возрождают архаические традиции Востока, его первозданный фольклор, искусно сочетая их с новаторскими чертами современных стилей. В этом смысле обращает на себя внимание творчество композитора Цзо Чжень-Гуаня, произведения которого по праву можно считать достоянием одновременно и китайской, и российской музыкальных культур...

Материал для проведения урока музыки в 8 классе, по программе Науменко и Алеева.

Вечные сюжеты. Арам Хачатурян. Балет Спартак

Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты, обращаются к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость. Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде римских рабов. Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный величественной архитектурой и богатством человеческих персонажей...

Материал для проведения урока музыки в 8 классе, по программе Науменко и Алеева.

Настоящая музыка не бывает «старой»

Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется человек, меняется и жизнь вокруг него. Однако очевидно и другое: не всё в жизни подвержено изменениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету... Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить. Именно из этих - вечных - начал берет свои истоки искусство...

Материал для проведения урока музыки в 8 классе, по программе Науменко и Алеева.

«Слёзы людские, о слёзы людские...»

Образы скорби и печали в музыке присутствовали всегда. Есть бесконечно грустные народные песни, свидетельствующие, что даже в далёкие и кажущиеся нам благословенными времена «детства человечества» люди уже знали и горечь разлук, и тоску одиночества. И даже в самой настоящей детской музыке, то есть музыке, созданной специально для детей, немало грустных и даже трагических страниц.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.  Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства. Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми сословиями мира, над суетой и заблуждениями, над самой судьбой?

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана

Оливье Мессиан - композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял, что не придумал ничего нового. Человек огромной культуры, энциклопедических знаний, он был известен также как большой знаток культуры Древнего Востокаи мира древних цивилизаций Азии, Африки, Южной Америки. Среди вершинных произведений неевропейской направленности стала «Турангалила-симфония», написанная Мессианом после изучения древнеиндийского ритмического трактата...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Страницы

Композиторы и исполнители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Подписка на RSS - Традиция и современность в музыке