Музыка как часть духовной культуры

Музыка - целый мир

Музыка, как и во все времена, играет в жизни человека важную роль. Она нужна ему в повседневной жизни, способна утешить и поддержать в трудные времена, разделить все радости и победы. Она и сама способна дарить мгновения настоящего счастья, учит любить и ценить красоту, понимать чувства других людей. Она делится с нами всем, чем богата сама, - прекрасными мелодиями, настроениями, образами. Музыка посвящает нас в самые главные тайны мира: природы, любви, человеческих отношений. Благодаря музыке люди почувствовали аромат и обаяние других культур, запечатлённые в прекрасных песнях и танцах, которыми богаты все национальные традиции...

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

Выход за пределы сцены

Наряду с музыкой, звучащей в музейных интерьерах, есть и такая, которая специально создавалась для особых условий исполнения. Одно из таких произведений – «Музыка на воде» великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя, исполненное во время праздничной лодочной прогулки короля Георга I по реке Темзе. Современные концертные площадки также отличаются значительным многообразием. Сегодня это не только филармонические залы или сцены музыкальных театров, и даже не только городские сады и парки, музеи, здания различных учреждений, но также дворцы спорта и стадионы...

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

Музыкальная сцена сегодня

За многовековую историю своего существования музыке довелось звучать на самых разных сценах. Далеко не всегда это был специально построенный концертный зал, предназначенный для исполнения академического репертуара. Например, среди первых помещений, где проводились концерты, были городские театры, предоставлявшие свои сцены в свободное от спектаклей время. Также популярны были частные дома, ратуши, гостиницы, казино, торговые склады и городские парковые зоны. Не следует, впрочем, думать, что в наше время концерт стал более строгим жанром, что его предметом является исключительно музыка. В рамках концертов можно наблюдать, например, оригинальные световые решения, нередко представляющие самостоятельные художественные композиции, или «нарезку» из музыкальных, разговорных, танцевальных и акробатических номеров. Всё это доказывает, что концерт в значительной степени остаётся синтетическим жанром, способным приспосабливаться к различным условиям и вкусам...

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

Зачем мы ходим на концерт

Во все времена слушатели, посещая концерты, стремились вырваться из однообразия будней, провести время с большим удовольствием и в приятном обществе. Концерт изначально был чем-то необычным - и при этом не особенно обременительным; как и всякое утончённое наслаждение, он не требовал чрезмерного напряжения ума...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище

В настоящее время, с характерной для него склонностью к художественным экспериментам, появилось немало концертов, прямо нацеленных на достижение визуального эффекта. Это не только всевозможные лазерные шоу и пиротехнические эффекты, но и настоящие концертные представления со специально сконструированными декорациями и тщательно выбранным местом проведения. Но что такое концерт? Относится ли он к полезным изобретениям человечества или это просто один из вариантов проведения досуга?

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

Стилевые взаимодействия

В стремлении приблизиться к своим природным первоосновам «серьёзные» музыканты всё активнее идут на диалог с массовой музыкой, не только преломляя в своём творчестве народно-песенные интонации (что было всегда), но и, заимствуя особенности тех стилей, которые зародились далеко за пределами академической среды. Это связано и с поисками новых возможностей музыкального звучания, однако не в меньшей степени и со стремлением сделать музыку понятной и узнаваемой для слушателя. Взаимодействия на уровне стиля - самые очевидные, тем более что стиль объединяет в себе практически весь мир музыкальных звучаний...

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

С наступлением ХХ века не только произошло размежевание на авторов «серьёзной» и «лёгкой» музыки, но также стало привычным негативное восприятие тех явлений музыки, какие не вписывались в границы академического искусства. Однако сейчас разделение музыки на «лёгкую» и «серьёзную» перестало быть единственно возможной классификацией. С течением времени границы между этими видами музыкального творчества стираются, и единственным критерием остаётся художественный уровень произведения. Как справедливо сказал известный современный композитор Борис Тищенко, «музыка не бывает оперной, балетной, «лёгкой», «тяжёлой» и т. д. Она может быть только хорошей или плохой»...

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

О разности вкусов

Музыка, которую мы выбираем, многое говорит о нас самих - о нашем воспитании, образовании, окружении, жизненном опыте, возрасте, привычках и многом другом. Такая музыка всегда отражает время, в котором живёт человек. Отсюда и связанная с этим проблема отцов и детей: среди ценностей, вызывающих взаимное непонимание поколений, музыка занимает одно из ведущих мест. Это особенно очевидно в наши дни, когда музыка стала частью повседневной культуры множества людей. Музыкальные вкусы представителей различных поколений нередко становятся предметом споров и разногласий, а иногда и острых конфликтов. Отчего происходят такие конфликты? Неужели музыкальные пристрастия людей должны превращаться в область особой нетерпимости со стороны тех, кто эти пристрастия не разделяет?

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

Герой рок-песни

Кто же он, герой рок-песен? Он многогранен, многолик, в его мыслях, словах и поступках отражается целый мир современного человека. У него активная жизненная позиция, он задумывается о проблемах жизни и смерти, добра и зла, войны и мира. Ему интересны другие люди, их характеры, проблемы общения. Его мучает отчуждение и непонимание между людьми. Иногда он – просто мечтатель, романтик, исповедующий искренние чувства в дружбе, любви, отношении к миру...

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

Рок-музыка

Почти одновременно с авторской песней, примерно в середине 50-х - начале 60-х годов, широкое распространение во всём мире получило ещё одно заметное музыкальное направление - рок-музыка. Эти явления - авторскую песню и рок-музыку - при всех различиях объединяло общее свойство: каждое из них выражало своё отношение к окружающему миру, каждое было направлено на поиск «близких душ» - единомышленников, людей со схожими взглядами...

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

Страницы

Подписка на RSS - Музыка как часть духовной культуры