Новогодние превращения

Новогодние превращения

Новогодние превращения

Новый год, наверное, самый любимый праздник. Но мы празднуем его совершенно не тогда, когда это делали древние славяне.

У них год начинался 1 марта, и это было совершенно логично - закончилось «мёртвое» время Мораны-Зимы, начинается торжество жизни. Год рождается одновременно с весной, травой, цветами, звенят птичьи свадьбы, ожила вода после ледяного плена, поля готовятся к рождению новой жизни в зерне...

Наши предки украшали вишнёвые деревья в честь наступающей весны - пусть боги дадут плодородие деревьям и травам, зверям и птицам, скоту и людям... впрочем, подробного описания новогодних праздников у славян не сохранилось.

С введением православия русичи стали праздновать Новый год как греки - 1 сентября. В Греции-то в сентябре неплохо - тепло и приятно, столы ломятся от плодов земли, можно праздновать. А славяне, особенно на Севере, наверное, недоумевали: «Какой же это Новый год? Природа засыпает. Мы что, приход злой Мораны празднуем? Ох, не к добру...». Но ничего, постепенно привыкли, связывая праздник с окончанием страды.

И когда Пётр I в начале XVIII столетия приказал начинать Новый год с 1 января, народ очень возмущался: «Наши деды и прадеды праздновали 1 сентября, исконно русский Новый год, а этот антихрист все с ног на голову перевернул!» Они уже забыли, что «исконно русский Новый год» был на самом деле греческим: тогда-то ёлка и стала новогодним деревом - тоже пришла из Европы, из Германии.

Хотя славяне издавна украшали деревья по праздникам, не только в Новый год, но и 1 мая, 7 июля (на Ивана Купалу), на Троицу. А после Октябрьской революции, когда Новый год перенесли ещё раз (поправили календарь, который порядочно отстал от европейского, и получилась разница в 13 дней), люди снова рассердились и до сих пор празднуют два новых года - обычный, 1 января, и старый Новый год, 14 января!

У современного Нового года два самых главных персонажа - ёлка и Дед Мороз. Итак, ёлка явно иноземного происхождения (если не считать славянских украшений вишнёвых деревьев). А Дед Мороз? Наверное, это видоизменённый Санта Клаус, Пер Ноэль и прочие европейские дедушки в красных коротеньких кафтанчиках и забавных штанишках?

Представьте себе, Дед Мороз имеет, самое что ни на есть отечественное происхождение. Даже не русское, а древнеславянское. Есть такое длинное и сложное учёное слово – «персонификация». Оно означает, что какую-то стихию - воду, огонь, дождь - люди представляют в виде человека - бога или волшебника. Так вот, Дед Мороз - это персонификация холода, так сказать, мороз в человеческом облике. Ведь для славян, живущих в холодном климате, это была очень важная природная стихия, от которой зависел урожай. Несвоевременные холода могли уничтожить посевы, поморозить садовые деревья, повредить скоту. Поэтому с Морозом надо было поддерживать хорошие отношения.

Славяне и поддерживали изо всех сил. Вплоть до ХХ века в русских, украинских, белорусских сёлах сохранялся обряд кликанья Мороза - зазывания его на трапезу и угощения ритуальной пищей. Мороз представлялся дедушкой небольшого роста, с длинной белой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Мороз не случайно изображался стариком: это указывает на возраст не жизни человека, а жизни мифологического персонажа. Дед Мороз - очень древний мифологический персонаж, возможно, древнее «главных» славянских богов - Сварога, Перуна и прочих.

Уважительное отношение к нему отражено в многочисленных поговорках, пословицах, загадках: «Мороз не велик, да стоять не велит», «Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт» (Мороз). Вот этого старика и приглашают в канун Рождества, в Крещение, на Пасху и в некоторые другие дни:

Дед Мороз, Дед Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй!

Кутью, кисель, блины или выносили во двор, или оставляли на окошке, или выплёскивали в огороде - пусть Мороз ест! А раз не пришёл, не поел - мы не виноваты, мы честно приглашали. Если не пришёл - так и летом не приходи, не морозь овёс, рожь, огурцы, скотину... Иногда в наговорах звучит пожелание, чтобы Мороз не только не портил, а даже оберегал посевы: «Мороз, Мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать, чтоб тебе наше жито и поле оберегать, градом не бить, червём не точить и всему бы в поле целу быть».

Договор, заключённый между людьми и Морозом, не всегда соблюдался, конечно, случались и неурочные заморозки, и летние холода. Но в целом, видимо, Мороз держал слово - не очень обижал людей, кормивших его вкусным киселём и блинами.

В русских сказках Мороз тоже нередкий персонаж. Иногда это суровый, но справедливый старик, наградивший работящую падчерицу и наказавший ленивицу.

Также русские сказки повествуют о Снегурочке, снежной девушке, которую слепили из снега бездетные старики. Некоторые рассказчики говорят, что Снегурочка была чудом, посланным для того, чтобы утешить супругов в их почтенном возрасте, другие утверждают, что она была древним духом, дочерью Весны и Мороза, пришедшего на землю вместе с морозом, холодами.

В начале ХХ века в русских городах Дед Мороз стал постепенно «смешиваться» с Санта Клаусом и святым Николаем и становиться не символом грозной стихии, а символом праздника Нового года и Рождества. И ничего плохого в этом нет. Уважительное отношение к могучему персонажу сохранилось, а любить его стали даже больше. Особенно дети.

Новый год – вокруг ёлки хоровод!

Два Мороза

Повстречались на дороге два Мороза -  Большой Мороз и Маленький Мороз. Большой-то похитрей, и сказывает:

- Давай, меньшой братец, разминуемся. Я по селу пройдусь, людей попытаю, а ты по лесу походи, поработай маленько!

Вот разминулись.

Пришёл Большой Мороз в село, а там Новый год справляют. На улице да в избах игрища, песни поют; парни да девки хороводом ходят - посиделки заводят. Весело Большому Морозу, полютовал бы, познобил бы холодом-стужей народ, повыстудил бы избы, да загляделся старый, заслушался. За плетнём ступает, через тын перелезает, в окна заглядывает, приговаривает:

- Эка весельицо-то! Эка праздничек!

Маленький Мороз в лес пришёл. В тёмном лесу не шелохнется, не агукнется. Лисицы да куницы в норках сидят, медведи в берлогах спят, и зайца не заморозишь – под кустом на слуху. Увидал Маленький Мороз воробья и думает: «Уж этого-то я заморожу». Подошёл к воробью и холод-стужу напускает, ходит вокруг и снег потряхивает. А воробьишка в сером сюртучишке с ветки на ветку полётывает, с пенька на пенёк попрыгивает да весело почирикивает: «Чик-чирик, чик-чирик! Мороз-то велик - стоять не велит. Я скакать привык. Чик-чирик, чик-чирик!»

Злится Мороз, растёт велик, сидеть ему не велит, сипит и дует. Вот воробей сядет, вспорхнёт, опять сядет, опять вспорхнёт. На лету-то ему не холодно. Потом забился-спрятался в дупло, и ему там тепло. Не заморозил Мороз воробья.

Встретились опять два Мороза. Большой-то - весёлый, а Маленький Мороз - смурной да злой.

Чудесный ковёр

Сидит под Новый год красная девица Марьюшка в светлой горнице. Взяла в руки пялышки. Хочет ковёр ткать, да не знает - какой узор для него взять, с чего начинать. Смотрит в окно. На улице снег лежит, по нему позёмка бежит. Думает: «Вот бы Морозов узор мне увидеть да на ковёр перенести?»

Вдруг глядит, за окном Мороз стоит: глаза голубые, брови густые, широкая борода, седая голова. Принялся Мороз на окно дуть, напускать стужу. Рисует невиданный узор на стекле. Взяла Марьюшка пялышки, ковёр ткёт, узор с окна на него кладёт. А в печную трубу Вьюга воет-поёт, ей подсказывает, какой узор вышивать:

Клади на первый угол -
Ясно солнце со лучами.
Клади на второй угол -
Чудный месяц со звёздами.
Клади на третий угол -
Чисто поле со кустами.
А на четвёртый угол -
Сине море со волнами.

Получился ковёр невиданной красоты. По серёдке его Новогород, златоверхи терема стоят, на колокольных маковках перекатные колокола висят; на ярмарке скоморохи с гуслями народ потешают, торговый люд на тройках разъезжает.

Наступил Новый год. Пришли к Марьюшке гости. Увидели ковёр. Дивятся чуду невиданному. Спрашивают:

- Кто, Марьюшка, тебе помогал, такой дивный узор для него выбирал?

Марьюшка хвастает:

- Я во многих местах побывала, много чего повидала – сама узор придумала.

Услышал Мороз эти слова. Разозлился. Дверь распахнулась. Ворвался в дом снежный вихрь, всё инеем покрыл, сизым туманом накрыл. Потом всё угомонилось, стихло, горницу стало видно. Смотрят гости: все живы, только чудесного ковра нет, одни ниточки на полу лежат. Не стало его.

Метель, Вьюга и Пурга

За горой крутой, за рекой ледяной, за лесами дремучими - далеко в поле старухи Зимы двор стоит. Раскинулся он на семи вёрстах, на восьми снеговых столбах, на девяти ледяных цепях. К этому двору саночки-самокаточки летят. Эти сани у красного крыльца встали. Из них Метель, Вьюга и Пурга выходят. В терем заходят. На столе каждой пищи - пудов по тыще.

Сели они за стол, взялись есть-пировать. Наелись-напились и отдыхать повалились. Пришла старуха Зима, заскрипела клюка: «Не мне ли, старухе, белое снеговое покрывала брать, землю укрывать?»

Вскочили с лежанки Вьюга, Метель и Пурга и просят:

Уж ты, матушка Зима,
Отворяй-ка закрома,
Поскорей из сундука
Подавай нам три мешка.
Как первый мешок -
В нём белый снежок.
Как второй мешок -
В нём иней и лёд.
Как третий мешок -
В нем студень-ветерок.
Будем по земле летать,
Из мешков всё вытрясать!

Зима говорит:

Дам я вам мешки. Вы по белому свету гуляйте да всё из них вытрясайте. А что увидите и услышите - о том мне рассказывайте. Не понравится мне ваш рассказ, так я вас в ледяную гору упрячу.

Взяли Метель, Вьюга и Пурга три заветных мешка. Сели в самокатные сани и по белому свету покатили-побежали. Пробегали вдоль села и по чистому полю. Крутились и метались над тёмными борами и крутыми горами. Из мешков снег вытрясали, землю словно белым покрывалом накрывали, речки льдами заковали...

Нагулялись Метель, Вьюга и Пурга, вернулись к старухе Зиме. Она выспрашивает:

- Ну, что на белом свете повидали?

Они рассказывают:

- Видели мы в селении, как Новый год пришёл, старый угнал, себя показал. Видели, как из ворот повалил на игрища честной народ. Весело было им, весело было и нам, позабавились мы там...

Понравилось старухе Зиме рассказ Метели, Вьюги и Пурги. Отпустила она их опять на волю. Пошли они льды на реках настилать, снегом на дорогах следы заметать, холод-стужу в избы напускать, на деревья белые пушистые шапки надевать.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 19 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Со вьюном я хожу. Русская народная песня, mp3;
    Вдоль по улице. Русская народная песня, mp3;
    Ершовы. Мама ёлку украшает, mp3;
    Песня Деда Мороза. Разыграйтеся, метели, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители