В чём сила музыки

Музыкальные тембры. Соло и Тутти

Практически для каждого инструмента созданы специальные концерты, сонаты и пьесы, широко применяются соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения. В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам. Но чаще всего они участвуют в общем составе симфонического оркестра, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно сочетания тембров придают музыке такую выразительность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Тембры - музыкальные краски

Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Пространство фактуры

Фактура - дословно «изготовление», «обработка», а в музыке - музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда». В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает. Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем...

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Какой бывает музыкальная фактура

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Философия фуги

При всём многообразии многоголосной музыки полифония достигла своего высшего выражения в фуге. Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение не только обогащают её звучание, но придают ей интеллектуальный смысл...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Мир образов полифонической музыки

Не только наличие нескольких голосов связывается в музыке с понятием полифонии - ведь многоголосие встречается и в народных песнях, и в оперных ансамблях, и в хоровой музыке. Во всех этих видах музыкального творчества, конечно, может присутствовать полифония. Однако с полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, и у композиторов последующих эпох...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Красочность музыкальной гармонии

Гармония, прикоснувшись к тайнам человеческой души, сама научилась быть многоликой, изменчивой, текучей. Ей стали доступны самые различные выражения - портретные и пейзажные характеристики, цвета и цветовые сочетания. Гармония проникла в «душу» даже неодушевлённых предметов - деревьев и облаков, морей и озёр, живых цветов и опавших листьев; она стала выразителем этих до сих пор молчавших «обитателей» мира. Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии

Каждая эпоха оставляет свои памятники - произведения, образы, сюжеты. В них находит воплощение то, в чём с наибольшей силой проявил себя дух времени: идеалы и стремления, жанры и выразительные средства искусства. Среди ярких образов искусства XIX века – цыганка Кармен, прелестная, непредсказуемая, неудержимая героиня новеллы французского писателя П. Мериме и оперы Ж. Бизе «Кармен». Музыка Ж. Бизе воплощает в себе всю роковую силу Кармен, всю выразительность и яркость драмы, весь её красочный национальный и природный колорит. С самого начала оперы в сознание слушателя входит предчувствие, ожидание каких-то предстоящих главных событий. Увлекательность и живость оперы, необыкновенная красота её музыки усиливают контраст между этим предчувствием и реально происходящими действиями. В такой двойственности заключён один из смыслов музыкальной гармонии – её способности передавать события или ситуации противоположного характера...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Два начала гармонии

В музыке крайне редко встречаются произведения, в которых выражалось бы полностью безмятежное настроение. Гораздо чаще музыкальная гармония построена на противоположности светлого и затемнённого, печального и радостного. Наверное, двойственная природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласным звучанием противостоит диссонансу с его напряжённостью; неустойчивый аккорд стремится к разрешению в устойчивый...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Что такое гармония в музыке

Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки. Люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. В музыке слово «гармония» выражает её основное свойство – благозвучие. Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов – это и есть музыкальная гармония...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Страницы

Подписка на RSS - В чём сила музыки