Бах

Иоганн Себастьян Бах (портрет кисти Элиаса Готтлоба Османа)Бах Иоганн Себастьян (1685-1750), немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог.

Это может показаться невероятным, но имя Иоганна Себастьяна Баха не было известно широкой публике до 1829 года. Лишь после того, как немецкий композитор Мендельсон-Бартольди случайно обнаружил в Берлинской королевской библиотеке его нотные рукописи, музыка Баха заняла свое место в мировой культуре.

Бах не получил профессионального музыкального образования. Первым его наставником в игре на скрипке стал отец, а потом старший брат. Никто специально не обучал Баха композиции, умению владеть музыкальной формой, чтобы в дальнейшем составлять свои собственные сочинения. Можно сказать, что основным в жизни Баха стало самообразование, подражание известным или понравившимся ему композиторам.

Самостоятельную жизнь Иоганн начал в 15 лет. Он служил хористом в Люнебурге и одновременно учился в лицее. Когда ему исполнилось 17 лет, он занял первую в своей жизни должность органиста в церкви г. Арнштадт. В поисках заработка он переезжал из одного города в другой. Немало выстрадал композитор, потеряв жену и детей. Однако судьба все же дала ему несколько лет счастья. Он нашел надежного друга и преданную помощницу в певице Анне Магдалине. Именно для нее Бах написал несколько десятков маленьких пьес для клавира. Эти прелюдии и фуги теперь изучают во всех музыкальных школах. Всего Бах имел 20 детей. Двое из них, Карл Филипп Эммануил (1714 - 1788) и Иоганн Христиан (1735-1782), были известны при жизни не менее чем их отец.

Выразительные средства музыки: От адажио к престо

Музыка созерцательного, углубленного характера редко имеет быстрый темп, музыка же веселого или шуточного характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать их темп по тому, что известно об их содержании или жанре. Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как должны они звучать?

Комплект для проведения урока музыки для общеобразовательной и музыкальной школ по теме «Выразительные средства музыки. Ритм» серии «Музыка, её формы и жанры».

Выразительные средства музыки: Полифония

Всмотритесь в изображения великих мастеров живописи, чье творчество было неразрывно связано с идеалами христианского искусства, - и вы почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее в каждом жесте. Точно так же свет и покой изначально излучает полифоническая музыка. Её воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Независимость от мирской суеты, от всего случайного и мелкого приводила к тому, что в лучших своих образцах полифонические композиции несли печать неземной красоты. А если учесть, что исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, полным торжественности и мощи, в храме, где высота колонн и стен подчеркивала устремленность к небу, то впечатление красоты многократно усиливалось. Может быть, сила этой красоты и была причиной, вновь и вновь заставляющей композиторов обращаться к созданию полифонических произведений даже в те эпохи, когда в музыке господствовали совсем иные предпочтения...

Комплект для проведения урока музыки для общеобразовательной и музыкальной школ по теме «Выразительные средства музыки. Полифония» серии «Музыка, её формы и жанры».

Музыкальные инструменты: Ударные инструменты

Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое ещё не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, сохранилось в быту некоторых народов до наших дней: например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента. Ударные гораздо старше всех остальных инструментов: почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Музыкальные инструменты: Струнные

Скрипка - самый распространённый струнный смычковый инструмент. Её часто называют королевой инструментов. Значение скрипки понимали ещё в XVII в. и говорили: «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный». Альт тоже часто называют скрипкой, только побольше. Если судить по его внешнему виду, то это так. Но он имеет свой характерный тембр. Виолончель уже никто не назовёт большой скрипкой, хотя они достаточно похожи. У неё совершенно другой тембр звучания и совсем другой характер. Когда нужно выразить в музыке скорбь, отчаяние, печаль, виолончели нет равных, настолько глубоко она передаёт эти чувства. И, наконец, последний представитель струнной смычковой группы – контрабас – самый низкий из них по звучанию. Его роль в музыке очень велика. Он является своеобразным фундаментом, на который опирается звучание всех остальных инструментов. Необходимо, конечно, назвать и ещё один струнный инструмент. Правда, играют на нём не смычком, а щипком. Это арфа. А кроме неё и целую армию национальных струнных щипковых инструментов, таких как балалайка, домра и многие другие...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Музыкальные инструменты: Клавишные инструменты

Орган - король музыкальных инструментов. У него есть трубы, в которые вдувается воздух, есть специальные клапаны внутри труб, как и у некоторых духовых инструментов. Эти клапаны открываются или закрываются при нажатии на клавишу. Получается, что орган - инструмент духовой и клавишный одновременно. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента, лучшие композиторы мира служили церковными музыкантами. Самый первый клавишный струнно-ударный инструмент – клавикорд. Звукоизвлечение на клавикорде такое: при нажатии клавиши укреплённый на её задней части металлический штифт касается струны; чем сильнее удар по клавише, тем громче звук. Как же на клавесине извлекался звук? Когда исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих пёрышек. Язычки цепляли струну, и раздавался звук. То есть звук извлекался щипком. К какому же семейству мы отнесём клавесин? В нём есть струны, значит, это струнный инструмент. Звук извлекается щипком, то есть - щипковый. Но видели ли вы у струнных клавиши? А клавесин ещё и клавишный. Как же играет фортепиано? Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне. Одновременно от неё отскакивает войлочная подушечка-глушитель. От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный - рояль с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный - пианино...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Музыкальные инструменты: Деревянные духовые

Что представляют деревянные духовые инструменты? Это полые трубки, снабжённые сложным клапанным механизмом. Изготовлялись они из дерева, впрочем, часто и из другого материала. Флейта - один из старейших инструментов семейства. Испокон веков она была пастушьим инструментом – её звуками пастухи созывали свои стада. Но она была и участницей ритуальных обрядов и празднеств. Вряд ли найдётся народ, у которого не было бы своей флейты. Гобой не менее древен, чем флейта. Его прапрабабушкой является первобытная свирель. Это скорее поющий, нежели виртуозный, инструмент. Самый близкий родственник гобоя – английский рожок, который ещё называют альтовым гобоем. Он чуть больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный. Кларнет немного напоминает гобой, один из совершеннейших инструментов, требующий от исполнителя очень малого расхода воздуха. Пассажи, скачки, арпеджио - всё это с лёгкостью удаётся кларнету. Фагот - самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых. Его родословная восходит к первой половине XVI в. Предком фагота считается басовая свирель бомбарда...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Сказки старого пианино: Иоганн Себастьян Бах

История жизни и творчества великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

Тембры - музыкальные краски

Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Философия фуги

При всём многообразии многоголосной музыки полифония достигла своего высшего выражения в фуге. Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение не только обогащают её звучание, но придают ей интеллектуальный смысл...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Страницы

Подписка на RSS - Бах