Бетховен

Людвиг ван Бетховен во время работы над «Торжетсвенной Мессой» (портрет кисти Йозефа Карла Штилера)Людвиг ван Бетховен (1770-1827), немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков».

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошел по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Можно сказать, что Бетховен был многим обязан той благоприятной обстановке, которая сложилась при дворе курфюрста Кельна Франца Максимилиана. Людвиг прошел хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

В 1787 году Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Ее столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт, учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»

Но Бетховен не смог долго задержаться в Вене из-за болезни матери. Правда, после ее смерти он вновь приехал туда, на этот раз по приглашению другого композитора - Гайдна.

Подвиг во имя свободы. Увертюра Бетховена «Эгмонт»

Судьба, подобно другим вечным темам искусства, по-разному воплощалась в выдающихся произведениях. Невозможность принять её жестокие условия породила глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как стремление к свободе и смерть как расплата за это стремление. Но в искусстве представлены и другие способы противостояния судьбе. Вспомним, например, Людвига ван Бетховена, чья музыка явилась выражением могучей силы его личности. Много жизненных испытаний выпало на долю этого великого музыканта, всё творчество которого – потрясающая по мужеству летопись борьбы и противостояния злой воле обстоятельств. Да и каждое отдельное произведение этого великого композитора является свидетельством стойкости духа перед невзгодами жизни...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

В чём состоит сущность музыкального содержания (2 час)

В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих? Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная»

Девятая симфония Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и любимое во всем мире. В гениальном финале её звучит гимн свободной и единой Европе. Если поставить себе задачу определить главное качество Бетховена-композитора, то таким качеством будет, безусловно, новаторство. Бетховен был революционером в искусстве. Он ломал правила. Именно неукротимое желание нарушить традицию, направить музыку по новому пути и в новую эпоху позволило Бетховену достичь непревзойдённых высот в каждом жанре, к которому он обращался. Своей Девятой симфонией он перевёл всю симфоническую музыку в новое измерение...

Комплект для проведения интересного урока по теме.

Бетховен. Симфония №3 «Героическая»

Вечные образы - силу человеческого духа, творческую мощь, неизбежность смерти и всепобеждающее опьянение жизнью – Бетховен соединил воедино в Героической симфонии и из этого сотворил поэму обо всем великом, что может быть присуще человеку...

Третья симфония Бетховена стала рубежом в развитии европейской музыки. Уже первые звуки ее звучат как призыв, словно сам Бетховен говорит нам: «Слышите? Я другой, и музыка моя – другая!» Затем, в седьмом такте, вступают виолончели, но Бетховен нарушает тему совершенно неожиданной нотой, в другой тональности. Прислушайтесь! Бетховен никогда больше не создавал ничего подобного. Он разорвал с прошлым, освободился от подавляющего наследия Моцарта. Отныне и впредь он будет революционером в музыке...

Комплект для проведения интересного урока по теме.

Музыку трудно объяснить словами

О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику. Лишь о небольшой части музыки - музыке программной - мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, то есть касаясь тех словесных описаний, которые даёт сам композитор. Наиболее трудной для восприятия многие считают непрограммную инструментальную музыку. Как определить содержание музыки в тех случаях, когда композитор не предпослал ей какого-либо конкретного заглавия или литературного предисловия? Как, например, понять, что именно хотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична, глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Музыкальные инструменты: Ударные инструменты

Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое ещё не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, сохранилось в быту некоторых народов до наших дней: например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента. Ударные гораздо старше всех остальных инструментов: почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Музыкальные инструменты: Клавишные инструменты

Орган - король музыкальных инструментов. У него есть трубы, в которые вдувается воздух, есть специальные клапаны внутри труб, как и у некоторых духовых инструментов. Эти клапаны открываются или закрываются при нажатии на клавишу. Получается, что орган - инструмент духовой и клавишный одновременно. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента, лучшие композиторы мира служили церковными музыкантами. Самый первый клавишный струнно-ударный инструмент – клавикорд. Звукоизвлечение на клавикорде такое: при нажатии клавиши укреплённый на её задней части металлический штифт касается струны; чем сильнее удар по клавише, тем громче звук. Как же на клавесине извлекался звук? Когда исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих пёрышек. Язычки цепляли струну, и раздавался звук. То есть звук извлекался щипком. К какому же семейству мы отнесём клавесин? В нём есть струны, значит, это струнный инструмент. Звук извлекается щипком, то есть - щипковый. Но видели ли вы у струнных клавиши? А клавесин ещё и клавишный. Как же играет фортепиано? Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне. Одновременно от неё отскакивает войлочная подушечка-глушитель. От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный - рояль с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный - пианино...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Музыкальные инструменты: Деревянные духовые

Что представляют деревянные духовые инструменты? Это полые трубки, снабжённые сложным клапанным механизмом. Изготовлялись они из дерева, впрочем, часто и из другого материала. Флейта - один из старейших инструментов семейства. Испокон веков она была пастушьим инструментом – её звуками пастухи созывали свои стада. Но она была и участницей ритуальных обрядов и празднеств. Вряд ли найдётся народ, у которого не было бы своей флейты. Гобой не менее древен, чем флейта. Его прапрабабушкой является первобытная свирель. Это скорее поющий, нежели виртуозный, инструмент. Самый близкий родственник гобоя – английский рожок, который ещё называют альтовым гобоем. Он чуть больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный. Кларнет немного напоминает гобой, один из совершеннейших инструментов, требующий от исполнителя очень малого расхода воздуха. Пассажи, скачки, арпеджио - всё это с лёгкостью удаётся кларнету. Фагот - самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых. Его родословная восходит к первой половине XVI в. Предком фагота считается басовая свирель бомбарда...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Абсолютный слух. Драматичный период жизни Бетховена

Людвиг ван Бетховен прожил 56 лет, а в 32 составил завещание, которое вошло в историю как «гейлигенштадское завещание». В сюжете речь пойдет о драматичном периоде в жизни гения.

Страницы

Подписка на RSS - Бетховен