Паганини

Никколо Паганини - итальянский скрипач и композитор (портрет работы итальянской художницы Andrea Cefaly)Никколо Паганини (27 октября 1782 г. - 27 мая 1840 г.), итальянский скрипач и композитор.

Уже в пятилетнем возрасте он настолько хорошо играл на мандолине, что отец начал учить его играть на скрипке. Отец был непомерно честолюбив, и Никколо практически не выпускал скрипку из рук. Его услышал известный итальянский скрипач Алессандро Рома. Он был потрясен и сказал, что юноше не стоит терять время на учебу. Однако маэстро посоветовал мальчику заняться композицией и рекомендовал его своему другу, известному в то время композитору Фердинанду Паеру.

Не находя объяснения экстраординарным исполнительским способностям Никколо Паганини, современники подозревали его в сговоре с самим дьяволом.

В первой половине XIX века, когда на европейской сцене взошла звезда гениального итальянского скрипача, в обществе еще не были изжиты предрассудки, которые связывали любой яркий музыкальный талант с происками нечистой силы. Так случилось с выдающимся скрипачом и композитором XVIII столетия Джузеппе Тартини, который обнародовал, что услышал свою сонату «Дьявольские трели» во сне в исполнении демона, и сразу же был обвинен в связи с нечистью.

Паганини не только провоцировал, но и не опровергал нелицеприятные слухи о своей персоне, считая, что они лишь украшают его яркий артистический имидж. Разнообразные легенды окружали многие моменты биографии гения. Одна из них гласила, что его матери во сне явился ангел, предрекший её сыну судьбу гениального скрипача. Другая фантазия, увековеченная в книге Стендаля «Жизнь Россини», была связана с тем, что Паганини совершенствовал свой талант, находясь в тюрьме, куда попал за убийство своей любовницы. Там он и заключил сделку с дьяволом, посулившим ему славу и богатство. Ореол таинственности окутывал даже скрипку, принадлежащую музыканту: по всей Италии и даже по его родному городу Генуе проносились слухи, что Паганини убил свою жену, а позднее - любовницу, страстно обожавших его, и заключил их души в свою скрипку.

Музыкальные инструменты: Струнные

Скрипка - самый распространённый струнный смычковый инструмент. Её часто называют королевой инструментов. Значение скрипки понимали ещё в XVII в. и говорили: «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный». Альт тоже часто называют скрипкой, только побольше. Если судить по его внешнему виду, то это так. Но он имеет свой характерный тембр. Виолончель уже никто не назовёт большой скрипкой, хотя они достаточно похожи. У неё совершенно другой тембр звучания и совсем другой характер. Когда нужно выразить в музыке скорбь, отчаяние, печаль, виолончели нет равных, настолько глубоко она передаёт эти чувства. И, наконец, последний представитель струнной смычковой группы – контрабас – самый низкий из них по звучанию. Его роль в музыке очень велика. Он является своеобразным фундаментом, на который опирается звучание всех остальных инструментов. Необходимо, конечно, назвать и ещё один струнный инструмент. Правда, играют на нём не смычком, а щипком. Это арфа. А кроме неё и целую армию национальных струнных щипковых инструментов, таких как балалайка, домра и многие другие...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Музыкальное путешествие в Италию

Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей. Почти в каждом городе страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники. С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини (музыка). Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения – бельканто. Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Роберт Шуман. Карнавал. Арлекин и Пьеро

Карнавал – это народный танец-шествие, первоначально возникший в Италии. Карнавал – это веселье и радость, море красок, обилие зажигательных мелодий и ритмов. Его участники одеты в яркие костюмы и маски. Привычными гостями итальянских карнавалов являются любимые народно-комедийные персонажи. Среди них задира и насмешник Пульчинелла, нескладный и ребячливый Арлекин, мечтательный Пьеро. Эти персонажи показывают весёлые представления. Развлекая народ, они много балагурят, танцуют и поют. Итак, поднимем крышку рояля, пригласим пианиста и - на карнавал! Мы отправляемся на «Карнавал» немецкого композитора Роберта Шумана...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Посмертное путешествие Паганини

Более десяти раз гроб с останками великого композитора предавали земле и откапывали вновь. Даже при жизни Паганини не проделывал без остановок столь долгий путь, какой совершило его уже бездыханное тело. «Паганини продал душу дьяволу, - кричала людская молва. – И после смерти ему не найти успокоения!» Трудно сказать, насколько соответствует истине первая часть этого утверждения. Но то, что тело умершего маэстро действительно долгое время не знало покоя, - абсолютная истина...

Бессмертный гений Никколо Паганини

«Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини, только идеально прекрасного, с улыбкой, исполненной примирения. Его тело цвело мужественной силой; светло-голубая одежда облекала облагороженные члены; по плечам ниспадали блестящими кольцами черные волосы; и в то время как он, уверенный, незыблемый, подобно высокому образу божества, стоял здесь со своей скрипкой, казалось, будто все мироздание повинуется его звукам. Это был человек - планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вселенная», - так писал о Никколо Паганини поэт, обладающий способностью при каждом звуке видеть волнующие зрительные образы, Генрих Гейне.

Он был единственным и неповторимым скрипачом, по следу которого не смог пройти более никто. Все головокружительные скрипичные фокусы, почти акробатические пассажи остаются пустыми и мертвыми без исполнения того, кто их создал. Волшебство растворилось вместе с волшебником. И именно в этом заключалась исключительная и высокая миссия великого скрипача...

 Великие композиторы: Том 1. Паганини. Сонаты и каприсы

Первый выпуск посвящён выдающемуся итальянскому скрипачу и композитору Никколо Паганини - одному из основоположников музыкального романтизма, который заложил основы современной скрипичной техники.

Музыкальные жанры: Вариации

Вариации, точнее, тема с вариациями — это такая музыкальная форма, которая образуется в результате использования вариационной техники. Такое произведение состоит из темы и нескольких ее повторений, в каждом из которых тема предстает в измененном виде. Изменения могут касаться разных аспектов музыки — гармонии, мелодии, голосоведения (полифонии), ритма, тембра и оркестровки (если речь идет о вариациях для оркестра). Особый эффект и воздействие на слушателей имеют вариации, создаваемые спонтанно прямо на концерте исполнителем-виртуозом, если он обладает даром импровизатора...

Академия занимательных искусств: Музыка. Мажор и минор; Внутри органа

В 15-м выпуске рассказывается о мажоре и миноре: о том, что мажор - не обязательно веселый, а минор - не всегда грустный. Во второй части рассказ об устройстве органа. В заключение - забавная история из биографии Николо Паганини: о том, как он играл концерт на одной струне.

Подписка на RSS - Паганини