Берлиоз

Гектор Берлиоз (портрет кисти Ахилло Перетти (Achille Peretti))Гектор Берлиоз (1803-1869), французский композитор, дирижер, музыкальный критик.

По настоянию своего отца, преуспевающего врача, Гектор тоже должен был избрать для себя медицинское поприще. Несмотря на то, что сын был фанатично предан музыке и осваивал один музыкальный инструмент за другим, сначала флейту-флажолет, потом гитару, его отец считал, что юноша обязан продолжить семейное дело. Луи Берлиоз вовсе не был уверен, что сын станет настоящим музыкантом, а посредственные люди внушали ему презрение.

В 1821 году Гектор приехал в Париж изучать медицину. Однако первое же посещение анатомического театра привело его в ужас. Он пытался побороть свое отвращение, но так и не смог. Прекрасный и удивительный мир театра, красота декораций, звуки впервые услышанного оркестра окончательно овладели душой провинциального юноши из маленького городка Кот-Сент-Андре. Так победила любовь к музыке.

Правда, учеба в Парижской консерватории разочаровала Берлиоза. Сначала он занимается у профессора Рейха, но сухой, академичный стиль преподавания не удовлетворяет его, и он оставляет занятия. Однако в 1826 году Берлиоз снова возвращается в консерваторию, на этот раз к педагогу Лессюэру, прежде всего для того, чтобы иметь возможность участвовать в римском конкурсе для получения стипендии. Отец отказал ему в поддержке, и Гектору пришлось самому зарабатывать себе на жизнь. Он устроился хористом в один из маленьких парижских театриков.

Бессмертный гений Никколо Паганини

«Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини, только идеально прекрасного, с улыбкой, исполненной примирения. Его тело цвело мужественной силой; светло-голубая одежда облекала облагороженные члены; по плечам ниспадали блестящими кольцами черные волосы; и в то время как он, уверенный, незыблемый, подобно высокому образу божества, стоял здесь со своей скрипкой, казалось, будто все мироздание повинуется его звукам. Это был человек - планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вселенная», - так писал о Никколо Паганини поэт, обладающий способностью при каждом звуке видеть волнующие зрительные образы, Генрих Гейне.

Он был единственным и неповторимым скрипачом, по следу которого не смог пройти более никто. Все головокружительные скрипичные фокусы, почти акробатические пассажи остаются пустыми и мертвыми без исполнения того, кто их создал. Волшебство растворилось вместе с волшебником. И именно в этом заключалась исключительная и высокая миссия великого скрипача...

Великие композиторы: Том 5. Берлиоз. Фантастическая симфония

Гектор Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX века. Он вошёл в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз - музыкант широкого профиля: композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые, демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской революции 1830 года...

Музыкальные жанры: Симфония

Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений...


Представьте, что вам двадцать семь, вы в Париже и страстно влюблены! Вы - начинающий композитор, переполненный революционными музыкальными идеями. Она - прелестная актриса, играющая Джульетту. Вы сидите в партере театра и, только она появляется на сцене, понимаете, что без ума от любви! Вы начинаете следовать за ней, посылать ей подарки, ноты, любовные письма. Но она утомлена и раздражена вашей настойчивостью, а ваши послания остаются непонятыми, ибо она англичанка, не знающая ни слова по-французски, а вы абсолютно ничего не смыслите в английском! Все кончено, как жить дальше, и есть ли смысл? Или пытаться выжечь ее из сердца каленым железом?..

Подписка на RSS - Берлиоз