Возвратись к нам, Рождество!

Возвратись к нам, Рождество!

Возвратись к нам, Рождество!

Конечно, для истинно верующих православных Рождество - величайший праздник. А для подавляющего населения страны что-то вроде второго Нового года, только 7 января. Почему так получилось? Сравним Рождество и Пасху.

До революции оба праздника были одинаково почитаемы, потом 70 лет оба праздника считались «запретными», оба одинаково запрещалось праздновать. Но Пасха уцелела именно как народный праздник, а Рождество сейчас многими воспринимается только как дополнительный выходной. А ведь это прекрасный, радостный день, рождение доброго Христа, в которого в той или иной степени верит большинство русских людей! Неизвестно, что будет дальше. Вернётся ли Рождество в качестве народного праздника, или нет? Поживём - увидим.

Можно предположить, почему Пасха «сохранилась» среди бурь советского времени, а Рождество - нет. Рождество - в большей степени христианский праздник и гораздо моложе, чем Пасха, которая все-таки содержит очень много языческих «осколочков».

Языческая Масленица ведь тоже никуда в советское время не делась, русские пекли блины при любом строе. Но это только предположение.

А раньше Рождество был удивительный праздник. В нем перемешались и старые верования славян, и христианская вера. В Рождество мы празднуем рождение Христа, раньше даже разыгрывали целый спектакль про Богоматерь, младенца Иисуса, волхвов, царя Ирода.

Спектакль назывался «Вертеп». Сейчас в некоторых школах и в кружках его тоже ставят, это милое, доброе действо. Но мы сейчас поговорим о том, как древние верования славян в течение веков сохранялись в праздновании христианского Рождества.

Накануне, в сочельник, варили ритуальную кашу (кутью, или сочиво) - это совместное детище Огня, Земли и Воды должно было «наколдовать» достаток в семью. Разжигали новый чистый огонь, обязательно трением. Огонь, добываемый другим способом, в том числе и спичками, - не тот, не священный Огонь пращуров. От этого огня зажигали обрядовое полено, которое называли «бодняк». Бодняк - это дух огня, живущий в рождественском полене. Так тысячелетия назад славяне почитали Огонь как одного из высших богов. Ещё перед ужином звали Мороз кутью есть. А после ужина долго не убирали со стола, чтобы души предков тоже попробовали праздничной пищи.

Красный угол избы (то есть тот, в котором висели иконы) украшали куклой, сделанной из снопа необмолоченной ржи. Куклу называли Коляда. Это один из самых загадочных персонажей славянской мифологии. То ли бог, то ли человек, то ли эльф, то ли великан.

...Имя Коляды образовалось от древнего слова «коло» - «круг», «солнцеворот»... а может, оно в родстве со словами «колдовать», «колдун»?

Про Коляду практически ничего не известно. Измышлений много: дескать, родился он 8500 лет назад и дал людям божественное знание – «Книгу Коляды» и календарь... впрочем, сомнительно, были ли славяне в те времена, и была ли та книга, которую сейчас цитируют все, но никто её не видел в подлиннике...

Про колядки слышали все, а некоторые современные дети даже в них участвовали.

Это очень весело – шумной компанией ходить по соседям, петь песни, прославляющие Коляду, просить угощение у щедрых хозяев, предсказывать им счастье в будущем году. Сейчас это почти не делается - в городе по соседям не очень-то походишь. Во время колядования любили наряжаться козой или коровой – это сулило хороший урожай и приплод скота. И пели:

Уродилась Коляда накануне Рождества,
За горою, за крутою, за рекою, за быстрою.
Ой, Коляда, Коляда накануне Рождества!

Если хозяева были щедрые и много давали пирогов, сладостей и прочих вкусных вещей, то в благодарность им желали всякого добра. Вот в этой колядке «смешались» Христос и языческий символ достатка - коровы:

Дай всем Бог,
Надели Христос,
Двести коров,
Полтораста быков,
Семьдесят телушек,
Лысеньких, кривеньких,
Они в поле-то идут,
Все помыкивают,
Они из поля идут,
Все поигрывают.

Собранное угощение участники после обхода делили между собой или устраивали общую пирушку. Если хозяйка попадалась жадная и ничего не подавала колядующим, ей желали совсем другую «скотину»:

Не спасибо тебе, тётка,
На плохом подаянье!
Дай тебе Бог
Подольше пожить
Да побольше нажить -
Вшей дa мышей,
Тараканов из ушей!

А что же подарки? Подарки появлялись неожиданно, как зимнее волшебство.

В Норвегии и Дании рождественские подарки разносили домашние эльфы, что жили на чердаках и в конюшнях. В канун Рождества они появлялись, чтобы разложить подарки по всему дому.

В Италии рождественские подарки раздавала детям старая женщина, летавшая по воздуху на метле: хорошим детям – подарки, плохим – угольки. Её звали Бефана, она появлялась накануне крещения.

Немецкие семьи в канун каждого Рождества посещал ангел, восседавший на крошечном олене, нагруженный сладостями и игрушками. Милое создание было посланцем небес и поэтому называлось Христово Дитя.

В России в канун Рождества от дома к дому путешествовала на санях одетая в белое девушка-эльф. Деревенские дети приветствовали её рождественскими песнями. Коляда награждала их подарками.

Из всех рождественских духов наиболее известен и любим Санта Клаус, являющийся к тысячам детей. Он спускается под звуки рождественских гимнов и приносит подарки, которые оставляет в чулках.

Чтобы всем было хорошо

А ещё в Рождество очень добрый обычай. На дворе и на улице разжигались костры, «чтобы нашим предкам на том свете было тепло». Это – тоже древний обряд почитания пращуров, которые не умерли навсегда, а живы там, в небесном вирии, смотрят на нас и радуются, греясь у костров: не забыли их правнуки...

Что же осталось от прежних рождественских обычаев в современной жизни? Ёлка... но она поставлена к Новому году. Дед Мороз - но это тоже новогодний персонаж. Рождественские подарки - но их дарят в очень редких семьях, ведь дети только что получили хорошие новогодние подарки, сколько можно! Коляду мы не ставим, колядовать не ходим, кутью не едим. Где ты, праздник?


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Звёзды над домом Христовым (в исполнении детского хора «Снежинка»), mp3;
    Рождественское чудо (в исполнении детского хора «Поющие музыканты»), mp3;
    Божьего младенца славим Рождество (в исполнении детского хора «Поющие музыканты»), mp3;
    Радуйся (Рождество), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

Композиторы и исполнители