Мир образов полифонической музыки

Мир образов полифонической музыки

Мир образов полифонической музыки

Содержание:

  1. Смысл понятия полифония.
  2. Выдающиеся композиторы-полифонисты.
  3. Эмоциональный строй полифонической музыки.
  4. Полифоническая музыка в храме.
  5. Жанр канона; его отличительные особенности.
  6. Полифонический приём «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»).

Музыкальный материал:

  1. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание);
  2. В. А. Моцарт. «Dona nobis pacem» («Да будет мир») (слушание, пение);
  3. «Камертон». Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать значение искусства в жизни современного человека.
  2. Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  3. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта).
  4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приёмам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха, В. А. Моцарта).

Сущность полифонии именно в том,
что голоса здесь остаются самостоятельными
и сочетаются в единстве высшего порядка…

(М. Бахтин)

Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Её возникновение относится к XII веку. В переводе с греческого языка слово «полифония», означает «многозвучие». Оно указывает на то, что речь идёт о музыке многоголосной - вокальной, вокально-инструментальной или чисто инструментальной.

Но не только наличие нескольких голосов связывается в музыке с понятием полифонии - ведь многоголосие встречается и в народных песнях, и в оперных ансамблях, и в хоровой музыке. Во всех этих видах музыкального творчества, конечно, может присутствовать полифония. Однако с полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других. 

Когда с высоты более двух столетий мы смотрим на музыку Баха, она представляется нам грандиозным фундаментом, на котором покоится всё музыкальное творчество нового и новейшего времени, включая нашу современность. Слово «Бах», как известно, по-немецки значит «ручей». Когда-то Бетховен сказал о своём великом предшественнике: «Не ручей, а море ему имя!» Если бы Бетховен жил в наши дни, он говорил бы не о море, а об океане!
Действительно, могучие традиции Баха оплодотворили творчество едва ли не всех живших после него композиторов. Каждый из них чему-нибудь у него учился и чему-нибудь научился.
Своим учителем считали Баха композиторы классической поры – Гайдн, Моцарт, Бетховен, своим учителем считали его и композиторы-романтики – Шуберт, Шуман, Шопен и другие. Огромным, несомненно, возросшим в сравнении с предшествующим столетием интересом к Баху отмечено музыкальное творчество XX века.
После Баха не было, кажется, ни одного композитора, на котором в той или иной мере не сказалось бы влияние баховских традиций. И уж наверняка не сыскать композитора, который бы не любил Баха, не восхищался его музыкой, не преклонялся бы перед его гигантским даром, перед силой его могучего человеколюбивого искусства, перед его необыкновенным мастерством.
В полной мере это относится к русским музыкантам-композиторам, исполнителям, критикам. Глинка называл музыку Баха чудесами поэзии и изобретения и в одном из писем к сестре отмечал, что ежедневно в два часа по полудню играет на фортепиано фуги Баха. Это входило важным звеном в распорядок его дня.
Как перекликается это с высказыванием нашего замечательного современника Дмитрия Шостаковича: «Я ежедневно играю на фортепиано Баха, это стало моей настоятельной потребностью». И если Бах написал в своё время два цикла, каждый из которых содержит 24 прелюдии и фуги для фортепиано, то, отдавая дань преклонению перед великим музыкантом, к торжествам, связанным с двухсотлетием со дня его смерти, Шостакович создаёт аналогичный цикл, состоящий также из 24 прелюдий и фуг, в музыке которых даже не слишком искушённое ухо без труда уловит интонации русской народной песенности.
Родион Щедрин говорил о том, что творчество Баха помогает ему, вдохновляет его, воодушевляет, что он видит в нём самое близкое приближение к идеалу, считая идеалом всякого творчества полнейшее слияние ума и сердца. Действительно, поэтичнейшие чувства сливаются в музыке Баха с глубиной мысли и с композиторским мастерством, совершенство которого и сегодня продолжает поражать даже самых мудрых, самых опытных музыкантов.
Если бы Бах дожил до нашего времени, его музыка, конечно же, очень во многом отличалась бы от той, какую он создавал, живя почти три столетия тому назад. Поэтому учиться у Баха (как и у другого, впрочем, мастера прошлого) - значит не подражать ему, а развивать его традиции, предоставив своему творческому воображению услышать такую музыку, какую он мог бы сочинить сегодня. Именно так учились у Баха все композиторы нового и новейшего времени от Моцарта и Бетховена до Шостаковича и Щедрина. Для них Бах всегда оставался живым, никогда не превращался в музейную мумию.

Чем же характеризуется эмоциональный мир полифонии - этой обширнейшей области творчества, чьё господство в музыке длилось свыше пяти столетий - с XII по XVII век?

Прежде всего отметим, что полифония - особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности»,- советовал Бах своим ученикам.

В словах великого композитора заключён глубокий смысл. В них подчёркивается коренной характер полифонической музыки, рождённой не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей.

Мессы, мотеты, хоралы - все эти жанры отмечены особым, внеличностным характером, сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного.

Большинство полифонических произведений этого времени отмечено сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного. «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу», - говорит старый художник в повести Н. Гоголя «Портрет».

Это «вечное стремление к Богу» и есть то главное, что отличает полифоническую музыку прошлых столетий.

Всмотритесь в изображения великих мастеров живописи, чьё творчество было неразрывно связано с идеалами христианского искусства, - и вы почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее в каждом жесте.

Точно так же свет и покой излучает полифоническая музыка. Её воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим.

Исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, где высота колонн и стен подчёркивала устремлённость к небу. А если учесть, что эта музыка звучала в исполнении органа, полного торжественности и мощи, то сила её воздействия многократно усиливалась.

Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей…
В горний простор без усилья
Взвились громады камней…
Птичьи упругие крылья –
Крылья старых церквей.

(Из стих. М. Волошина «Ночь», цикл «Руанский собор»)

Горний – находящийся в вышине; небесный

Давайте вспомним звучание органной хоральной прелюдии И. С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи». Её неторопливый темп, строгость, сосредоточенность вызывают состояние возвышенного покоя, благородной сдержанности и красоты.

Орган - любимый инструмент И. С. Баха, спутник всей его творческой жизни. В игре на органе, в импровизациях на этом инструменте, в создании музыки для него, Бах особенно глубоко проявил своё артистическое «я». Он мог доверить органу и высокое духовное начало, и строгость, и серьёзность помыслов, и величие, и пафос чувств. Орган давал Баху возможность обращаться к людям на том языке, который был ему особенно близок. В условиях органного исполнительства раскрылся дар Баха-импровизатора. Композитор-исполнитель поражал слушателей глубиной мысли, искусством развития начальной темы... и мастерством игры. В его импровизациях вдохновенная фантазия сочеталась с мудрым художественным расчётом.

Какие же законы отличают полифоническую музыку?

Прежде всего в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых ведёт свою самостоятельную мелодическую линию. Такое равноправие голосов ярко проявляет себя в простейшем полифоническом жанре канона.

Обратите внимание на звучание канона В. А. Моцарта «Да будет мир». 

Главная начальная мелодия, звучащая в первом голосе, переходит во второй, затем – в третий. Причём звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно. Такой приём повторения в музыке получил название имитации.

Одновременное звучание всех трёх голосов подчинено закону благозвучия. При этом один голос, не нарушая самостоятельности других, выполняет роль аккомпанемента, обогащая звучание музыки.

Особенности строения полифонических произведений:

Полифонические произведения, в основном, имеют следующие особенности строения:

  1. Полифонические произведения имеют два или более голосов.
  2. Основой полифонических произведений является тема (основная мелодия), многократно повторяющаяся в разных голосах и разных тональностях.
  3. Все голоса равноправны между собой. Каждый из них становится главным во время проведения темы.
  4. Голос, повторяющий с некоторым опозданием тему за другим голосом, называется имитацией. Это слово в переводе означает «подражание».
  5. Вместе с голосом, ведущим тему, звучат другие голоса, которые называются противосложениями.
  6. В некоторых разделах полифонических пьес не звучит тема ни в одном из голосов. Такие разделы, расположенные между проведениями темы, называются интермедиями («inter» в переводе с латинского языка означает «между»). Их развитие часто основано на секвенциях, повторяющих начальный мотив темы.
  7. Для полифонического произведения также характерна непрерывность движения голосов. Если в одном из голосов происходит остановка на длинной ноте или паузе, то в остальных движение не прекращается.

Вопросы и задания:

  1. Что означает слово «полифония»?
  2. Что отличает характер полифонической музыки? С чем это связано?
  3. Где преимущественно исполнялась полифоническая музыка?
  4. Какие законы отличают полифонические произведения? Расскажите на примере канона «Да будет мир» В. А. Моцарта.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бах. Я взываю к Тебе, Господи (BWV 639), mp3;
    Моцарт. Dona nobis pacem («Да будет мир»), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители