Мир духовной музыки

Мир духовной музыки

Мир духовной музыки

Содержание:

  1. Мир красоты и гармонии в духовной музыке.
  2. Великие композиторы - авторы духовных сочинений.
  3. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. Херувимская песнь (слушание);
  2. Д. Бортнянский. Тебе поём. Из «Трёхголосной литургии» (пение);
  3. Гимн «Достойно есть». Русское песнопение (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.
  2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.
  3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
  4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.
  5. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Мне не дороги ваши дары,
А мне дороги ваши души...

(Голубиная книга)

Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них. Совесть, сострадание, со-радование - есть лучшие человеческие качества, на деле, а не на словах выполняющие завещанный нам закон: «Друг друга тяготы носите».

И точно так же, как велика созидательная сила веры для человека, для становления его личности, так же велика она и для искусства с его извечным стремлением к гармонии и красоте.

«Сам Бог говорил над моим ухом»,- свидетельствовал Бетховен, подобно многим и многим великим художникам признававший, что сила, порождающая его музыку, неизмеримо выше человека.

«Каждый человек, - писал священник Александр Мень, - даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать».

К этому обращены лучшие творения религиозной и светской музыки – не только произведения, написанные для исполнения в церкви, где храмовое действо усиливает воздействие слова и музыки, но и вокально-драматическое творчество русских и зарубежных композиторов, с которыми мы встречаемся в концертных залах.

Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии). Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Верди; в России - Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов...

Высочайшим достижением культового творчества М. Глинки, да и всей русской церковной музыки второй четверти XIX века остаётся его «Херувимская песнь». Звучание шестиголосного смешанного хора композитор уподобляет мощному и безукоризненно выровненному в регистровом отношении органу.

Слушание: М. Глинка. «Херувимская песнь» (Херувим – ангел, относящийся к лику высших ангелов). 

Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. И это не удивительно: ведь именно церковь некогда была колыбелью музыки. Церковные песнопения, первоначально одноголосные, без имён авторов, явились как свидетельства бого-вдохновенности храмового пения, заключающие в себе отзвук небесной гармонии. Не случайно многие люди признавались, что высшую радость своей жизни они испытывали во время богослужения, слушая пение церковного хора.

Из церковных песнопений за многие века выросло могучее древо музыкального искусства. И как бы далеко не ответвлялись некоторые его направления от своего первоистока, всё же в лучших образцах музыка несёт память о некогда осенившем её отблеске неземной красоты.

Слушание. Д. Бортнянский. Тебе поём (из Трёхголосной литургии) в исп. Детского хора «Весна»

Если попытаться определить качества, которые характеризуют звучание церковной музыки, то среди главных следует назвать сдержанность, глубину, возвышенное благородство... И при этом есть в ней что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах - жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое, незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.

Виктор Михайлович Васнецов считал эту работу главным делом всей своей жизни. Он любил повторять, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».
Около двух лет писал Васнецов образ Богоматери. Когда леса были убраны и для приёмки работы собралась комиссия, открылся такой вид росписей, что всем стало ясно: в соборе явился образец совершенной живописи.
Особенно потрясала икона Богоматери. Вот она легко и неторопливо идёт навстречу зрителям. Царица Небесная несёт грешному миру своего Сына... Её большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно её бледное, озарённое внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью».

В прежние времена роль православной веры в России была исключительно велика. Один из крупнейших исследователей русского церковного пения, А. В. Преображенский, писал об этом так: «Народная жизнь Древней Руси была так тесно связана с культом, так глубоко пропитана его воздействием, что искусство в своих высших формах у русского народа могло быть только искусством, вытекавшим из потребностей культа… Церковное искусство старой Руси, было её народным искусством».

Действительно, многовековая тесная связь повседневной жизни и культа породила немало народных обычаев, народных праздников, сопровождающихся пением. Этот старинный уклад отражён во многих произведениях русского искусства, по которым и сейчас можно судить о той роли, какую в жизни людей играла православная вера.

Вопросы и задания:

  1. В чём заключаются главные качества духовной музыки?
  2. Послушайте хоровое произведение М. Глинки «Херувимская песнь». Каков его характер? Благодаря каким средствам музыкальной выразительности создаётся особое ощущение гармонии?
  3. За счёт чего в музыке хора достигается постоянная устремлённость ввысь, к свету?
  4. Рассмотрите нотный пример на с. 82. Какие голоса особенно подчёркивают в звучании хора глубину и пространственность? Почему?
  5. В «Дневнике музыкальных размышлений» запишите названия произведений зарубежных и русских композиторов, которые можно отнести к области духовно-музыкальных. 

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бортнянский. Тебе поём (из Трёхголосной литургии), mp3;
    Глинка. Херувимская песнь, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители