«Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке

«Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 30

Тема: «Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке.

Цели урока: понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности.

Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал, иллюстрации.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». IV часть.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся! 

Сообщение темы урока:

Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство. В них художники видели и истоки национального характера, и защиту и надежду Русской земли. Богатыри – истинно могучий русский характер, который по-своему воплотился в образах Ивана Сусанина, пушкинского Руслана, князя Игоря...

Но и собственно богатырская тема - подлинное достояние русского искусства.

Творчество лучших композиторов пронизано горячим чувством любви к родной стране, к своему народу, к русской природе.

Тема нашего урока посвящена богатырям, которыми издавна славилась земля русская.

Работа по теме урока:

1. Богатырская тема - подлинное достояние русского искусства.

«Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил» - эти слова русского полководца Дмитрия Донского мог бы сказать о себе любой русский богатырь.

Вторая симфония Бородина - одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам.

В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Её премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением одного из крупнейших дирижёров той поры Эдуарда Направника.

Она была восторженно встречена его именитыми друзьями, которые оценили её как лучшую русскую симфонию. Обсуждение после прослушивания было бурным: Модест Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал: «Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская!»

«Богатырская» - это название Вторая симфония А. П. Бородина носит и по сей день.

По свидетельству Стасова, прозвавшего симфонию «Богатырской», Бородин представлял в третьей, медленной части образ Баяна, в первой - русских богатырей, а в финале - сцену разудалого богатырского пира. Первый музыкальный мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого вырастает музыка всей первой части, создаёт могучий образ русских богатырей.

Слушая музыку Второй – «Богатырской» симфонии А. Бородина, мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы - весь образ далёких веков. Но не только история «звучит» в музыке Бородина. Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живёшь».

Не этот ли благотворный оптимизм снова и снова возрождает к жизни богатырские образы в изобразительном искусстве и в музыке - как олицетворение светлой созидательной силы, всегда могучей, не умирающей даже в дни самых тяжёлых испытаний?

Симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации которой близки суровым былинным напевам. Она сразу же приковывает к себе внимание слушателя, рождая представление о могучем, простом и суровом облике великого русского народа. Это поистине богатырский образ. Слушая эту тему, невольно вспоминаешь могучего Илью Муромца или Святогора, так прочно вросшего в эту землю, что его с места не сдвинешь. Для того чтобы эту массивную глыбу сдвинуть с места, надо её раскачать. И тема будто раскачивается, сползая на целый тон вниз и обнаруживая ещё большую глубину и весомость. В итоге, все развитие приводит к утверждению уже знакомой «богатырской» темы.

Картина «Три богатыря» была завершена В. Васнецовым в 1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. В русском искусстве она «прозвучит» не менее громко и победно, чем Вторая симфония Бородина.

Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». I часть.

Былинная богатырская тема присутствует и в цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» - в пьесе «Богатырские ворота».  

«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане.

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» завершается пьесой «Богатырские ворота». В. Гартман создал для Киева проект Триумфальных ворот. Он выполнен в «русском стиле».

Три полукруглые арки, словно выхваченные из старинных боярских теремов. Столбы с капителями в народном духе. Резной кокошник с иконами и двуглавым орлом над центральным пролётом. К воротам примыкает часовня со звонницей, укрытой куполом, похожим на богатырский шлем. Чем-то пряничным, сусальным отдаёт этот рисунок.

Мусоргский далеко отошёл от этой «картинки» Гартмана. Он создал пьесу, созвучную могучим финалам опер Глинки, прославляющим мощь и подвиг русского народа.

Мелодия «Прогулки» приобретает здесь величавый, торжественный вид. В неё вплетается суровая тема, напоминающая о тяжких годинах Руси. И снова - колокольный звон, ликующая мелодия. Пирует народ на празднике победы в славном стольном городе Киеве.

Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!

Слушание: М. Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».

Так в музыкальном творчестве находит своё выражение главное, что определяет характер любого народа. Это – глубокая любовь к жизни, богатая фантазия, чуткое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не разбойная, не варварская, а мудрая и правая.

Итог урока:

«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны, могучи богатыри» - эти слова Ильи Муромца звучат как девиз всего русского богатырства.

Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают потомкам богатый опыт народа. Добро и зло, сила и немощь, реальность и вымысел в своей бесконечной веренице художественных воплощений образуют мощный поэтический поток вечных образов, которые называются великим словом «традиция».

Вопросы и задания:

  1. Какие черты богатырского характера объединяют изображение богатырей на картине В. Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй «Богатырской» симфонии А. Бородина и «Богатырскими воротами» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского?
  2. Почему, когда композиторы обращаются к сказочным сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное начало?
  3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой любимый персонаж из музыкальной сказки.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» (2 варианта исполнения), mp3;
    Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская»:
        Часть I. Allegro, mp3;
        Часть IV. Finale. Allegro, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Дополнительно вложено в архив:Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых, mp3.

Композиторы и исполнители