Стравинский. Революция в музыке
Игорь Фёдорович Стравинский
Стравинский был одним из величайших композиторов ХХ столетия, игравшим ключевую роль в развитии самых разных направлений в музыке на протяжении почти полувека...
Игорь Стравинский - легендарная фигура в музыке ХХ века. За долгую жизнь этому композитору удалось использовать все достижения современной авангардной музыки.
Русская народная песня, богатство её ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа. Стравинский никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистическая модель преображалась им в исключительно индивидуальное творение. Стравинский утверждал, что его музыка словно развивается сама по себе, но все же и в ней содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию.
Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме близ Петербурга. С артистической средой он был знаком с ранних лет: его отец - прославленный певец Мариинского театра, где помимо сослуживцев бывали и Стасов, и Мусоргский, и Достоевский, и Н. А. Римский-Корсаков, и балетмейстер М. И. Петипа. Фантасмагорию театра, приволье и произвол его закулисной жизни Стравинский впитал в себя с детства.
В доме Стравинских постоянно звучала музыка. Возможно, поэтому родители не обращали особого внимания на музыкальные занятия маленького Игоря. С девяти лет у него появилась учительница музыки. Но главным воспоминанием Стравинского об этих уроках осталось то, что наставница запрещала ему импровизировать за роялем.
Юношей он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции, стал участником «Вечеров современной музыки» - их возглавляли А. П. Нуроки и В. Ф. Нувель.
Через них он сблизился с деятелями «Мира искусства» и с тем, кто задавал здесь тон - с Сергеем Павловичем Дягилевым, при решающем воздействии и покровительстве которого утвердилась блистательная композиторская карьера молодого Стравинского.
Позднее именно благодаря Дягилеву, но, возможно, не без участия и другого ревнивого покровителя – Клода Дебюсси - он быстро проник в сферы аристократической элиты Парижа.
Где и как Стравинский знакомился с народной песней доподлинно неизвестно. В дни детства под Петербургом? В Устилуге бывшей Волынской губернии, в имении своей жены, где жил после женитьбы с 1906 года? На ярмарках в Ярмолинцах, находившихся неподалёку от Устилуга? Однако именно русская народная песня была основным источником его новаторства, его откровения.
Профессиональным композитором Стравинский стал сравнительно поздно - только после того, как весной 1905 года в возрасте 23 лет окончил университет. До того он лишь обращался за советами к Римскому-Корсакову. Но с осени 1905 года занятия стали регулярными - дважды в неделю. Пять лет близкого общения с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым многое дали Стравинскому. Он воочию - на примере своего учителя - познакомился с техникой композиторского труда.
«Юношеское» творческое созревание было очень недолгим, а взлёт оказался столь стремительным, что в отличие от биографий многих других композиторов первый же творческий период Стравинского, который открывается «Жар-птицей», явился периодом творческой зрелости. Таким образом, «русский» этап предстаёт во всем великолепии своих свершений как период зрелого мастерства.
Первое крупное сочинение Стравинского - фортепианная соната - датируется 1904 годом. Его музыка впервые прозвучала 27 декабря 1907 года на одном из концертов «Вечеров современной музыки» в скромном зале Петербургской музыкальной школы. Певица Е. Ф. Петренко исполнила «Пастораль» и «Весну священную». Эти песни были им написаны незадолго до того. Вскоре последовали другие премьеры.
Слава пришла к нему неожиданно в 28 лет вместе с показом «Жар-птицы» в Париже в 1910 году и закрепилась там же спустя три года небывало скандальной премьерой «Весны священной». Слава прилепилась к его имени и не оставляла более.
Русская сказка об Иване-царевиче, освободившем прекрасную царевну от чар Кащея, воплощена в музыке «Жар-птицы».
Мир русской ярмарки с её озорными плясками, балаганами, уличными наигрышами шарманки и гармоники нашёл своё яркое отражение в «Петрушке»; на фоне праздничного разгула толпы представлены трагические смятения кукольного героя Петрушки, обманутого ветреной Балериной.
Впечатление оглушительного взрыва произвела музыка «Весны священной» - балета, рисующего картины языческой Руси. «Весна священная» ознаменовала начало нового этапа в истории мировой музыки. Стремясь передать «варварский» дух далёкой древности, автор применил неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски. В ряде его сочинений использованы необычные ритмы, оригинальные инструментальные эффекты.
После парижской премьеры «Жар-птицы» 1910 года Стравинский сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза. Поначалу Дебюсси видел в Стравинском близкого по стилю композитора. Но внезапная эволюция Стравинского озадачила Дебюсси: со смешанным чувством одобрения и недоумения он отнёсся к «Весне священной» - его молодой друг в этом эпохальном сочинении порвал с импрессионизмом, преодолел его.
Стравинский входит в моду, он посещает великосветские парижские салоны, связанные с некогда известными именами. Это - графиня Эдмон де Полиньяк, дочь богатейшего фабриканта швейных машин Зингера, в салоне которой впервые исполняются заказанные ею произведения не только Стравинского, но и Форе, Равеля, Сати, де Фальи, Пуленка. Это и Габриэль Шанель – владелица аристократического ателье мод, одна из самых щедрых покровительниц Дягилева; Стравинский получает также заказы от актрисы и танцовщицы Иды Рубинштейн, от Элизабет Спрэг Кулидж - меценатки из США и т. д. Он завязывает близкие сношения с представителями других видов искусства, с философами, физиками, теологами. С ним встречаются и крупные государственные деятели. А бесконечные интервью, в которых, по замечанию Стравинского, «слова, мысли и даже самые факты искажались до полной неузнаваемости» и которые он, тем не менее, охотно давал, поражая интервьюеров находчивостью, остроумием, парадоксальностью суждений, - разве кто-либо из композиторов ХХ века удостаивался такого внимания?
Второй период творчества композитора приходится на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году принял французское гражданство. С новым окружением его объединяло как духовное, так и творческое родство. Таким образом, он стал блестящим представителем международного авангарда в музыке. Новый стилистический период его творчества, по числу произведений наиболее плодотворный (около 45 сочинений), можно охарактеризовать как возвращение к стилю прошлых времён (от античности до классицизма). Это так называемый «неоклассицизм».
Новый переломный момент в творчестве композитора обозначает «Пульчинелла» - балет с пением (1919-1920). Произошло это не случайно, не было капризом творца: закончилась война, закончился период убийств, бесчеловечных разрушений, и у Стравинского появилась потребность освежить свою палитру. Радостный, солнечный свет излучает музыка «Пульчинеллы»; бодрым, жизнедеятельным характером отмечен Октет (1922-1923); улыбкой озарена комическая опера «Мавра» (1921-1922). А более поздние произведения – «Аполлон» (1927-1928) и «Поцелуй феи» (1928) отбросят свет на творчество Стравинского ближайшего десятилетия; отзвуки тенденций, в них заложенных, скажутся и в сороковые годы.
Всего для балетного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». Также он создал три балетных произведения с пением: «Байка», «Пульчинелла», «Свадебка».
Трудно оспаривать значение новаторской музыки Стравинского в развитии хореографии ХХ века. Тем не менее, сценическая судьба его балетов - то ли по вине консервативных вкусов театральных зрителей, то ли из-за недостаточной изобретательности постановщиков - оказалась не столь счастливой, как это следовало бы ожидать, и музыка Стравинского подчас была отмечена большим признанием не в театре, а на концертной эстраде. Яркие тому примеры – «Весна священная» и «Свадебка».
Затяжной кризис начался у композитора с середины 1930-х годов. Жесточайший смерч проносится над человечеством, вызвав неисчислимые жертвы; он утихает лишь в 1945 году. Своим беспощадным крылом этот смерч коснулся и Стравинского, заставив его эмигрировать из Франции в США. А перед тем, в 1938-1939 годах, он похоронит жену, мать, дочь и над ним самим нависнет смертельная опасность (острая вспышка туберкулёза, от той же болезни умерли жена и дочь).
Потеряв родных, отторгнутый от привычной обстановки, от друзей и близких, на пороге 60-летия он будет заново строить жизнь (вместе с новой женой) в культурно-социальных условиях, которые до конца дней останутся ему чуждыми. Растерянность ощущается в его действиях, в невольных уступках «американскому вкусу».
В 1945 году, после войны, которую он пережил на Американском континенте, Стравинский стал гражданином США. После 30 лет творчества в стиле неоклассицизма композитор вновь совершает поворот, на сей раз ориентируется на серийную технику, которую в Европе развивает новая венская школа, в основном Антон Веберн.
Без преувеличения можно утверждать, что ни один зарубежный композитор ХХ века не был так образован, как Стравинский. Философия и религия, эстетика и психология, математика и история искусства - все находилось в поле его зрения; проявляя редкую осведомлённость, он во всем хотел разобраться как специалист, имеющий свой взгляд на затронутый вопрос, своё отношение к трактуемому предмету. Стравинский - неистовый читатель - с книгой не расставался до самого преклонного возраста. Его библиотека в Лос-Анджелесе насчитывала около 10 тысяч томов.
Он был очень деятельным в общении, в переписке. Нетерпеливо быстрым был Стравинский как в ходьбе - до тех пор, пока после удара в 1956 году не ослабла левая нога, так и в реакции на реплики собеседника.
Но главное - работа: он был великим тружеником, не позволял себе расслабляться, и в случае необходимости мог, не отрываясь, заниматься по 18 часов. Роберт Крафт свидетельствовал в 1957 году, что он трудился тогда - то есть в возрасте 75 лет! - по 10 часов в сутки: до обеда над сочинением музыки 4-5 часов и после обеда 5-6 над оркестровкой или переложением.
Три произведения являются главными в творчестве Стравинского последнего пятнадцатилетия. Это «Священное песнопение» (1955-1956), «Плач пророка Иеремии» (1957-1958), «Заупокойные песнопения» (1965-1966).
Высшее достижение Стравинского - Реквием «Заупокойные песнопения». В 84 года Стравинский создал произведение, отличающееся истинными художественными прозрениями. Музыкальная речь стала более ясной и одновременно образной, эмоционально контрастной. Реквием - это итоговое сочинение Стравинского, и не только потому, что это его последнее крупное произведение, но и потому, что оно вобрало в себя, синтезировало, обобщило многое из предшествующего художественного опыта композитора.
В 1969 году здоровье его резко ухудшилось. Однако продолжало биться сердце, продлевая угасающую жизнь. Он скончался 6 апреля 1971 года - за два месяца до своего 89-летия.
Основные произведения композитора:
- Оперы: «Соловей» (1908-1914), «Мавра» (1922), «Царь Эдип» (1927), «Похождения повесы» (1951);
- Балеты: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), «Пульчинелла» (1920), «Аполлон Мусагет» (1928), «Поцелуй феи» (1928), «Игра в карты» (1936), «Орфей» (1947), «Агон» (1957);
- Музыкально-сценические произведения: «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1916), «История солдата» (1918), «Свадебка» (1923), «Персефона» (1934), «Потоп» (1962);
- Для оркестра: 3 симфонии (1907, 1940, 1945), «Фантастическое скерцо», «Фейерверк» (1908) и др.;
- Камерно-инструментальные ансамбли;
- Произведения для хора и оркестра;
- Кантаты;
- Вокальные, инструментальные произведения;
- Сочинения для хора а cappella и многое другое.
ЗВУКИ МУЗЫКИ
Жар-птица
Написать эту балетную партитуру Стравинскому предложил Дягилев. Премьера балета в Париже обернулась триумфом для них обоих.
Это было первое крупное сочинение Стравинского. Премьера балета, написанного для труппы Дягилева «Русский балет», состоялась в 1910 году. Великая балерина Тамара Карсавина исполняла главную партию, и этот спектакль открыл новую главу в истории балета.
Сценарий «Жар-птицы написан на сюжет русской сказки. Иван-Царевич ловит Жар-птицу, которая отдаёт ему одно из своих волшебных перьев в обмен на свободу. Затем Иван входит в волшебный сад Кощея Бессмертного, пленившего тринадцать прекрасных царевен. Кощей со своей свитой чудищ нападает на Ивана-Царевича и угрожает превратить его в камень. Но последний вызывает Жар-птицу с помощью пера, которое она отдала ему, и та приводит его к гигантскому яйцу, в котором заключена жизнь Кощея. Иван-Царевич разбивает яйцо, убивает Кощея и женится на самой прекрасной из пленённых царевен.
Музыка к «Жар-птице» - захватывающая смесь красочной причудливой оркестровки - здесь сказывается влияние педагога Римского-Корсакова и формирующегося музыкального языка самого Стравинского.
Жар-птица неслыханно прекрасна, её оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет. Музыка в «Плясе Жар-птицы» переливается гармониями, словно красочное оперение птицы, в высоком звучании духовых и глиссандо арфы.
«Игра царевен золотыми яблочками» изображает заколдованных пленниц Кощея, резвящихся среди золотых яблонь в его саду.
Мощнейшие грохочущие аккорды в оркестре объявляют о начале «Поганого пляса Кощеева царства». Сильно синкопированные ритмы, объединённые с рельефным звучанием ксилофона, помимо других ударных инструментов, и удивительные глиссандо тромбона, делают этот номер наиболее захватывающим и напряжённым.
Аполлон Мусагет
Балет «Аполлон Мусагет», созданный в 1927 году, принадлежит к неоклассическому периоду творчества Стравинского, без русского влияния и намёков на фольклор. Аполлон был богом солнца и предводителем муз (покровительниц наук, поэзии и искусств) у древних греков. Музыка написана для нежных звуков струнного оркестра и по образцу элегантных «классических» балетов, исполняемых при дворе французского короля Людовика XIV. Названия самих танцев соответствуют «классическому» стилю.
Четыре действующих лица - Аполлон и три музы, которые имеют непосредственное отношение к балету: Терпсихора - воплощение танца, Каллиопа - олицетворяет поэзию и её ритмику, Полигимния - искусство пантомимы. Они рассказывают о рождении Аполлона, его обучении и восхождении на Парнас.
Сюжет
На острове Делос (первоначальное название - Астерия) в глубине пещеры рождается сын Зевса - Аполлон.
Аполлон появляется из пещеры, у подножия скал, делая первые, ещё неловкие движения. Две богини подходят к нему, чтобы сопровождать в жилище богов, на гору Олимп. Они надевают на Аполлона золотой пояс в знак его божественного происхождения, обвивают чело виноградными гроздьями и вкладывают в руки арфу - символ искусства. По воле своего отца он должен стать покровителем искусств.
Аполлон на Олимпе. Он овладел искусством игры на арфе, а теперь делает первые шаги в танце. Подходят музы Полигимния, Терпсихора и Каллиопа и склоняются перед своим повелителем - водителем муз Мусагетом. Аполлон предпочитает Терпсихору двум другим музам. Все прославляют великую силу искусства.
Петрушка
«Петрушка» - второй из ряда удивительных балетов, которые Стравинский написал для балетной компании Дягилева, в его премьере, состоявшейся в Париже в 1911 году, участвовал знаменитый танцор Вацлав Нижинский. Это произведение более зрелое по сравнению с «Жар-птицей» - музыка более дерзкая в своей самобытности и пронизана цитатами из русских песен и танцев. Этот новый реализм распространяется на характер Петрушки – традиционной куклы-перчатки, наполненной человеческими чувствами и переживающей серьёзную романтическую драму. Такой психологический аспект был весьма нов для танцевального мира.
«Гулянье на масленице в Петербурге». Музыка поражает необычайной жизненностью, яркостью в обрисовке праздничного уличного быта старого Петербурга. Адмиралтейская площадь, яркий зимний день. В центре сцены - театрик Фокусника. Тут же карусели, перекидные качели, ледяные горы, лавки со сластями. С первых же тактов в оркестре слышится общий неумолкающий вибрирующий гул: говор, выкрики торговцев, обрывки песен и т. д.
Завораживающей мелодией своей флейты фокусник привлекает толпу в свой театр, где три куклы – Петрушка, Балерина и Арап – исполняют живой и яркий «Русский танец».
Вопросы для закрепления материала:
- Назовите годы жизни композитора.
- Кого Стравинский считал своим «великим учителем»? Какое произведение композитор посвятил его памяти?
- Какую дату мы считаем началом мировой славы Стравинского?
- Назовите имя русского театрального деятеля, с которым связано создание ранних балетов композитора.
- Лидером какого направления в искусстве Стравинский стал в 20-30-е годы?
- Когда Стравинский в последний раз посетил Россию?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 21 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
Стравинский. «Аполлон и музы» из балета «Аполлон Мусагет», mp3;
Стравинский. «Гулянье на масленице в Петербурге» из балета «Петрушка», mp3;
Стравинский. «Игра царевен золотыми яблочками» из балета «Жар-птица», mp3;
Стравинский. «Пляс Жар-птицы» из балета «Жар-птица», mp3;
Стравинский. «Поганый пляс Кощеева царства» из балета «Жар-птица», mp3;
Стравинский. «Русский танец» из балета «Петрушка», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.