Чайковский. Времена года. Июль - Песня косаря
Пётр Ильич Чайковский. Времена года
Июль. Песня косаря
Косари - это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения трав дружно, весело. Косьба - также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. А песен в народе было сложено великое множество. “Песнь косаря” - это сцена из народной деревенской жизни.
Чайковский любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: "Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнемождении от наплыва любви к природе".
Раззудись плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо
Ветер с полудня!
А. Кольцов
Это строки из стихотворения А. Кольцова «Косарь» (1836). Кольцов родился в Воронеже, в семье прасола (так в XIX веке назывались скупщики мяса и рыбы для последующей продажи). Учился в уездном училище, но не окончил и двух классов, поскольку отец привлек его к своим торговым делам. Мальчиком будущий поэт много ездил по степи с гуртами скота, общался с разными людьми и далеко не один раз был вынужден ночевать под открытым небом. Смолоду он впитал мир русской природы и народной жизни. С шестнадцати лет узнал, что такое стихи, и начал сочинять их сам. Лирический герой песен Кольцова — крестьянин. В качестве примера, помимо данного стихотворения, можно назвать такие его более ранние стихи, как «Песня пахаря» (1831), «Размышления поселянина» (1832).
1836 год — время создания «Косаря» — оказался чрезвычайно важным для Кольцова. Его поэзия привлекла внимание крупных деятелей русской культуры, и он познакомился и близко сошелся со многими из них. Среди его друзей были Ф. Глинка, М. Катков, М. Погодин, М. Щепкин, П. Мочалов, П. Плетнев, А. Венецианов, П. Вяземский, В. Одоевский, В. Жуковский. Современники отмечали связь стихов Кольцова с народными песнями. Его стихи совершенно особым образом сочетали в себе литературные и фольклорные размеры. В этом, вероятно, кроется причина выбора его стихов в качестве эпиграфов к обеим пьесам в цикле П. Чайковского, воспевающем сельский труд, — «Песне косаря» и следующей за нею «Жатве».
Г. Мясоедов. Страдная пора (Косцы) (1887). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Орловский Владимир (1842-1914) Косари. Холст. масло
Орловский Владимир (1842-1914) Хлеба зреют. Холст. масло
Музыка пьесы замечательно создает образ русского человека в труде и общении с природой. В характере музыки ощущается радость жизни и уверенная сила. Гармония строго аккордовая, стройная — это подчеркивает ее мужественный характер. При этом в музыке слышится какая-то простоватость, безусловно, преднамеренная. Невольно задаешься вопросом: какими средствами это достигается? Нельзя не заметить, что на протяжении всей первой части пьесы (она, как и все остальные пьесы в этом цикле, написана в трехчастной форме) настойчиво повторяется интервал квинты. Этот интервал, когда употребляется в качестве некоего гармонического ostinato1, прочно ассоциируется со звучанием народных инструментов. Чайковский так увлеченно передает здесь их дух, что смело идет на нарушение одного из незыблемых правил классической музыки — не употреблять двух чистых квинт кряду, то есть параллельно. Но все дело в том, что для народной музыки это правило не является непреложным, так что, воссоздавая дух такой музыки, Чайковский не считает себя связанным этим правилом.
В средней части пьесы можно расслышать характерные интонации собственно того дела, которым занимается косарь. Одна остинатная фигура (аккордовая в первой части) сменилась другой — быстрыми нотами по звукам до минорной гармонии. Но и здесь упор сделан на «народную» квинту. В правой руке Чайковский вводит новую мелодию, которая своими короткими интонациями как бы имитирует движения косы. И вот, наконец, песня звучит в полную силу — с размахом и достоинством. Фразы песни (два такта) чередуются со своеобразными инструментальными переборами (тоже по два такта). Их симметричность также сродни русской народной музыке — песням и пляскам.
В конце концов перезвоны вытесняют песню, они постепенно становятся тише и приводят к репризе, то есть к повторению музыкальных мыслей первой части пьесы. Но здесь, в отличие от некоторых других (тоже всегда трехчастных) пьес в этом цикле, реприза не буквальная — она смягчена тем, что нарочито прямолинейные аккорды первой части сменяются более гибким мелодическим узором, отнюдь при этом не претендующим на какое бы то ни было самостоятельное мелодическое значение.
В конце пьесы песня удаляется, ее звучание затихает; остаются лишь фигурации аккомпанемента, которые к самому концу перемещаются из среднего регистра в верхний, создавая образ дороги, теряющейся вдали, за горизонтом.
1 Ostinato (итал.) — в музыке некий упорно повторяющийся элемент, мелодическая или ритмическая фигура; чаще всего встречается в нижнем голосе и тогда называется basso ostinato.
Александр Майкапар
По материалам журнала «Искусство»
На постере: фрагмент картины Григория Мясоедова «Страдная пора» (1887)