Чайковский. Времена года. Июль - Песня косаря

Чайковский. Времена года. Июль - Песня косаря

Пётр Ильич Чайковский. Времена года
Июль. Песня косаря

Косари - это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения трав дружно, весело. Косьба - также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. А песен в народе было сложено великое множество. “Песнь косаря” - это сцена из народной деревенской жизни.

Чайковский любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: "Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнемождении от наплыва любви к природе".

Раззудись плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо
Ветер с полудня!
               А. Кольцов

Это строки из стихотворения А. Кольцова «Косарь» (1836). Кольцов родился в Воронеже, в семье прасола (так в XIX веке назывались скупщики мяса и рыбы для последующей продажи). Учился в уездном училище, но не окончил и двух классов, поскольку отец привлек его к своим торговым делам. Мальчиком будущий поэт много ездил по степи с гуртами скота, общался с разными людьми и далеко не один раз был вынужден ночевать под открытым небом. Смолоду он впитал мир русской природы и народной жизни. С шестнадцати лет узнал, что такое стихи, и начал сочинять их сам. Лирический герой песен Кольцова — крестьянин. В качестве примера, помимо данного стихотворения, можно назвать такие его более ранние стихи, как «Песня пахаря» (1831), «Размышления поселянина» (1832).

1836 год — время создания «Косаря» — оказался чрезвычайно важным для Кольцова. Его поэзия привлекла внимание крупных деятелей русской культуры, и он познакомился и близко сошелся со многими из них. Среди его друзей были Ф. Глинка, М. Катков, М. Погодин, М. Щепкин, П. Мочалов, П. Плетнев, А. Ве­нецианов, П. Вяземский, В. Одоевский, В. Жуковский. Современники отмечали связь стихов Кольцова с народными песнями. Его стихи совершенно особым образом сочетали в себе литературные и фольклорные размеры. В этом, вероятно, кроется причина выбора его стихов в качестве эпиграфов к обеим пьесам в цикле П. Чайковского, воспевающем сельский труд, — «Песне косаря» и следующей за нею «Жатве».

 

Г. Мясоедов. Страдная пора (Косцы) (1887). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Орловский Владимир (1842-1914) Косари. Холст. масло

 

Орловский Владимир (1842-1914) Хлеба зреют. Холст. масло

 

Музыка пьесы замечательно создает образ русского человека в труде и общении с природой. В характере музыки ощущается радость жизни и уверенная сила. Гармония строго аккордовая, стройная — это подчеркивает ее мужественный характер. При этом в музыке слышится какая-то простоватость, безусловно, преднамеренная. Невольно задаешься вопросом: какими средствами это достигается? Нельзя не заметить, что на протяжении всей первой части пьесы (она, как и все остальные пьесы в этом цикле, написана в трехчастной форме) настойчиво повторяется интервал квинты. Этот интервал, когда употребляется в качестве некоего гармонического ostinato1, прочно ассоциируется со звучанием народных инструментов. Чайковский так увлеченно передает здесь их дух, что смело идет на нарушение одного из незыблемых правил классической музыки — не употреблять двух чистых квинт кряду, то есть параллельно. Но все дело в том, что для народной музыки это правило не является непреложным, так что, воссоздавая дух такой музыки, Чайковский не считает себя связанным этим правилом.

В средней части пьесы можно расслышать характерные интонации собственно того дела, которым занимается косарь. Одна остинатная фигура (аккордовая в первой части) сменилась другой — быстрыми нотами по звукам до минорной гармонии. Но и здесь упор сделан на «народную» квинту. В правой руке Чайковский вводит новую мелодию, которая своими короткими интонациями как бы имитирует движения косы. И вот, наконец, песня звучит в полную силу — с размахом и достоинством. Фразы песни (два такта) чередуются со своеобразными инструментальными переборами (тоже по два такта). Их симметричность также сродни русской народной музыке — песням и пляскам.

В конце концов перезвоны вытесняют песню, они постепенно становятся тише и приводят к репризе, то есть к повторению музыкальных мыслей первой части пьесы. Но здесь, в отличие от некоторых других (тоже всегда трехчастных) пьес в этом цикле, реприза не буквальная — она смягчена тем, что нарочито прямолинейные аккорды первой части сменяются более гибким мелодическим узором, отнюдь при этом не претендующим на какое бы то ни было самостоятельное мелодическое значение.

В конце пьесы песня удаляется, ее звучание затихает; остаются лишь фигурации аккомпанемента, которые к самому концу перемещаются из среднего регистра в верхний, создавая образ дороги, теряющейся вдали, за горизонтом.

1 Ostinato (итал.) — в музыке некий упорно повторяющийся элемент, мелодическая или ритмическая фигура; чаще всего встречается в нижнем голосе и тогда называется basso ostinato.

Александр Майкапар
По материалам журнала «Искусство»

На постере: фрагмент картины Григория Мясоедова «Страдная пора» (1887)

Композиторы и исполнители