Музыкальные инструменты и игрушки: Колокольные звоны

Музыкальные инструменты и игрушки: Колокольные звоны

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИГРУШКИ

Колокольные звоны

1-е занятие

Программное содержание. Дать детям представление о способности музыки изображать колокольные звучания.

Ход занятия:

П е д а г о г.

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может быть, звонишь ты тоже
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчёлам
Роще, травам и цветам.

Необычайно красивый цветок. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

П е д а г о г. Вы когда-нибудь слышали колокольный звон? Его можно услышать перед церковной службой. В каждом храме есть высокая колокольня с колоколами, которые своим звоном сзывают людей для молитв, возвещают о начале богослужения.

Русь всегда славилась звонами. Колокольный звон - это старинное, древнее искусство. Каждый звонарь звонил особенно, проявляя свое искусство, мастерство. Ведь колокола звучат по-разному не только из-за их разного размера, тембра, материала, из которого они сделаны, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона.

Благовест – особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол. (Прослушивание)

Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и, кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам. В особо торжественных случаях благовест переходит в перезвон, после чего следует трезвон. Так бывает на праздник Пасхи и во всю пасхальную неделю. (Прослушивание).

Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество. (Прослушивание).

Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол или било, отличающийся от обычных  колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно  отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то  пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон:  начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми –  соседние к ним. (Прослушивание).

В старину колокола не только сзывали людей в храмы, но и сообщали о пожарах, нашествиях врагов, предупреждали об опасностях. На колокольный звон шёл к людям заблудившийся путник. Крестьяне верили в способности колокольного звона отгонять «нечистую силу», вылечивать от разных болезней, отводить грозу.

Колокола сопровождали жизнь человека и в радости, и в горе. Они звучали на всех праздниках; свадьбах. Во время народного гулянья в их веселый перезвон часто вплетались плясовые ритмы. Приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей. А поминальный, прощальный звон колоколов возвещал о печальных, траурных событиях. Грустные, тихие, скорбные, щемящие, медленные звоны, прерываемые молчанием, остановками, сообщали о прощании с близкими людьми.

С помощью колокольного звона можно передать разное настроение - веселое, праздничное, грустно-задумчивое, тревожное или скорбное.

Колокольные звоны или звуки маленьких колокольчиков нередко изображаются в музыкальных произведениях. Вспомним, например, пьесу П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». Как светло и радостно, звонко, нежно и весело позвякивают колокольчики под дугой мчащейся тройки. (Звучит фрагмент.)

В русской народной песне «Однозвучно гремит колокольчик» передаётся другое настроение - печально-задумчивое, грустное. Звуки балалайки очень похоже изображают тихий, монотонный, робкий звон колокольчика. (Звучит запись.)

А во вступлении к опере М. Мусоргского «Хованщина» совсем другие колокола изображаются в оркестре. Они звучат мрачно, мощно. Перезвон огромного, низкого, могучего, глухо звучащего колокола и маленьких высоких колоколов сопровождает мелодию, похожую на русскую народную песню. Этот колокольный звон символизирует силу Руси, ее могущество. (Звучит фрагмент.)

Сегодня вы услышите еще одно произведение - пьесу Г. Свиридова «Звонили звоны» из его «Детского альбома». Она написана на мелодию русской народной песни и передаёт колокольные звучания. Прислушайтесь, о каких событиях, радостных, печальных или тревожных возвещает этот колокольный звон? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. О тревожных и грустных.

П е д а г о г. Да, пьеса эта начинается распевно, но потом звучит все более громко, напряженно, тревожно. (Исполняет пьесу повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, передающие образ.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали пьесу Г. Свиридова «Звонили звоны». Мы говорили, что в ней изображаются колокола, которые оповещают людей о каких-то тревожных событиях. Как в музыке передается это настроение? (Звучит пьеса.)

Д е т и. Музыка очень громкая, тяжелая, резкая, острая.

П е д а г о г. Да, даже в самом начале, когда звучит одна мелодия, в ней чувствуется встревоженность. Каждый звук словно вызванивается отдельно, сильно, грозно. (Исполняет 1-8-й такты.) Потом мелодия звучит в сопровождении аккордов, все более настойчиво, остро. (Исполняет 9-17-й такты.) К концу пьесы музыка становится горестной, колокола гудят пронзительно.

Тема русской народной песни звучит сначала в одном голосе, и когда она еще не закончилась, она начинает звучать снова, как бы вдогонку, в другом голосе, накладывается на первую. Этот прием многоголосного пения в русском искусстве называется канон. В этой пьесе каноном звучат колокола. Проведение темы одновременно в двух голосах, вдогонку, усиливает остроту, напряженность, мощь звучания. (Исполняет фрагмент, начиная с 18-го такта.)

В этом произведении колокола оповещают о каком-то печальном, тревожном событии - бьют в набат. (Исполняет пьесу целиком.)

Звон колоколов встречается и в других произведениях. В балете С. Прокофьева «Золушка» бой часов, возвещающий о том, что бал для Золушки должен немедленно закончиться, похож на колокольный звон - тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы слышится громкое тиканье часов, а затем раздаются двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов, изображаемых оркестром. (Звучит фрагмент.)

Разные настроения можно передать в звуках колокола. В пьесе венгерского композитора Ференца Листа «Кампанелла» изображается звон маленького колокольчика. В переводе с итальянского Кампанелла - и означает «колокольчик». Какое настроение передано в этой пьесе? (Звучит запись.)

Д е т и. Музыка веселая, звонкая, радостная, сверкающая.

П е д а г о г. Да, в этой пьесе слышен быстрый, нежный звон маленького колокольчика - музыка игривая, танцевальная, звучит в высоком регистре, светло.

В середине колокольчик звенит громче, раскатисто, звонко, все сильнее. Потом опять нежно, тихо. Заканчивается пьеса ярким, праздничным звоном. (Звучит запись.)

З-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, сравнивая пьесы, передающие разное настроение.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали разные произведения, в которых музыка изображала колокольный звон. Иногда уже само название говорит об этом, например, «Звонили звоны» Г. Свиридова, «Кампанелла» Ф. Листа. (Звучат фрагменты.)

Но часто колокольные звоны встречаются в произведениях с другими названиями, например, в пьесе М. Мусорского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки». Как звенят колокола в этой музыке? (Звучит фрагмент в записи.)

Д е т и. Празднично, торжественно, радостно.

П е д а г о г. Да, в музыке слышен величавый, мощный, низкий гул больших колоколов и высокие, переливчатые, звонкие звуки маленьких колоколов, которые радостно окрашивают это могучее звучание. (Фрагмент звучит повторно.)

В другом произведении - начале Второго концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова тоже слышны удары колокола. Сначала тихо, гулко, сдержанно звучит колокол, потом он все больше раскачивается, его удары становятся тяжелее, звучат мощно, грозно, величаво. На фоне этого колокольного звона появляется печальная, задумчивая, нежная мелодия. (Звучит фрагмент.)

А какое настроение передано в пьесе Э. Грига «Колокольный звон»? (Звучит запись.)

Д е т и. Грустное, задумчивое.

П е д а г о г. Да, музыка медленная, тихая, неторопливая. Гулкий голос большого колокола звучит мрачно и грустно в низком регистре, а звуки маленького колокола - высокие, светлые и звонкие. Настроение музыки грустно-задумчивое, печальное. (Запись звучит повторно.)

Вот сколько разных настроений можно передать с помощью колокольного звона.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 21 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
    «Однозвучно гремит колокольчик...» (в исп. М. Магомаева и Т. Синявской), mp3;
    Григ. «Колокольный звон», mp3;
    Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» (фрагмент), mp3;
    Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» (фрагмент), mp3;
    Прокофьев.  «Полночь» из балета «Золушка» (фрагмент), mp3;
    Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, часть I (фрагмент), mp3;
    Чайковский. «Ноябрь - На тройке» из цикла «Времена года», mp3;
    Свиридов. «Звонили звоны», mp3;
    Колокольный звон «Благовест», mp3;
    Колокольный звон «Воскресный перезвон», mp3;
    Колокольный звон «Набат», mp3;
    Колокольный звон «Праздничный трезвон», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители