Прокофьев Сергей Сергеевич

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953), портрет кисти Петра Петровича Кончаловского (1934 г.)Сергей Сергеевич Прокофьев (23 апреля 1891 г. - 5 марта 1953 г.), русский композитор.

Свои первые музыкальные уроки Прокофьев получил от матери, которая была блестящей пианисткой. Он начал играть с пяти лет, а в девять мог уже исполнять сонаты Бетховена. Его редкую одаренность уже тогда отмечали такие известные музыканты, как С. Танеев, Р. Глиэр, А. Глазунов. В одиннадцать лет Прокофьев уже написал две оперы.

Когда ему исполнилось тринадцать, он отправился учиться в Петербургскую консерваторию. В 1909 году он закончил ее как композитор (его учителями были Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Лядов), а в 1914 году как пианист. Он выступал как исполнитель еще во время учебы, проявив незаурядное дарование, смелость и полет творческой мысли.

Любопытно, что первые сочинения Прокофьева – два концерта для фортепиано - вызвали огромный скандал. Все посчитали их слишком шумными. Но более поздние работы, например Первая симфония, изменили это мнение.

За Прокофьевым так и сохранилась слава композитора новатора. Он искал новые пути использования выразительных средств в музыке, соединяя энергию самовыражения с тонким лиризмом.

После революции 1917 года и образования СССР Прокофьев в основном жил в Америке и Франции. Там были созданы его оперы «Любовь к трем апельсинам» (1928), Вторая, Третья и Четвертая симфонии, три фортепианных концерта и другие сочинения. Но он не смог долго оставаться вдали от родины и в 1932 году вернулся.

Сергей Прокофьев, фото (1918 г.)Одну из первых пьес сразу же по возвращении композитор написал для детей. Это восхитительная симфоническая сказка «Петя и волк» (1936). Сочиняя её, он хотел, чтобы дети научились различать голоса оркестра. Поэтому у каждого действующего лица пьесы своя мелодия (лейтмотив), который и соответствует определенному инструменту. Так, Петю характеризуют звуки задорной мелодии скрипок, строгого дедушку- хрипловато звучащий фагот, птичку- веселая песенка флейты, а хитрую кошку - гнусавый и в то же время мягкий, вкрадчивый голос фагота. Голодные завывания волка изображает валторна.

Подобных путеводителей по оркестру в истории мировой музыки немного, среди них можно отметить сочинение англичанина Б. Бриттена, который переложил мелодию английского композитора XVII века Г. Перселла на партии разных инструментов.

Впоследствии Прокофьев создает немало произведений для детей, в частности сборник пьес для фортепиано «Детская музыка», сюиту «Сказки старой бабушки».

Не менее прекрасны и поэтичны балеты С. Прокофьева, которые принесли славу не только автору, но и исполнителям. В его балетах начала танцевать великая балерина ХХ века Галина Уланова. Несмотря на то, что балеты «Ромео и Джульетта» (1935), «Золушка» (1940-1944) создавались в период острых и напряженных событий, они романтичны, необычайно поэтичны и в то же время глубоко реалистичны. Мир прекрасен - такова основная мысль, которую утверждает композитор. Но нужно суметь сохранить эту гармонию.

Сергей Прокофьев, портрет кисти Игоря Грабаря (1941 г.)За четыре года, с 1937 по 1941, Прокофьев создает многие свои крупные, разнообразные по настроению и жанру произведения: комическую оперу «Дуэнья», героическую оперу «Семен Котко» (по повести В. Катаева «Я – сын трудового народа»), разнообразные фортепианные и скрипичные сочинения, кантаты, музыку к историческим фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный».

В годы войны композитор работал над оперой «Война и мир». Ни над одним произведением он не трудился так долго и вдохновенно. Любопытно, что либретто к своим операм Прокофьев в основном писал сам и лишь изредка обращался к помощи жены - М. А. Мендельсон-Прокофьевой.

В 1944 году он создал балет «Золушка», справедливо признанный одним из шедевров этого жанра. Балет выдержан в классическом стиле, его музыка написана так, чтобы зритель увидел в «Сказочной оправе живых, чувствующих и переживающих людей».

В последние годы жизни композитор обратился к современной теме. Это и хоровые произведения - оратория «На страже мира» (на стихи С. Маршака), и светлая, жизнерадостная Седьмая симфония.

Наследие композитора отличается как жанровым многообразием, так и количеством созданных произведений - более 130, среди которых 8 опер, 7 симфоний, оратории и кантаты, концерты для пианино и виолончели, балеты, романсы, песни, музыка для кино и театра.

Композиторы и исполнители