Композиторы

Морис Равель (1875-1937), французский композитор-импрессионистМорис Равель (1875 - 1937), французский композитор-импрессионист, дирижёр.

Когда говорят о французской музыке ХХ века, то рядом называют два имени: Клод Дебюсси и Морис Равель. Это естественно, ведь, действительно, два этих великих композитора определили наиболее важные тенденции развития французской музыкальной жизни от 80-х годов XIX века и до середины следующего столетия.

Творческий путь Равеля длился около четырёх десятилетий - от конца XIX до середины 30-х годов ХХ века. Деятельность прославленного композитора началась в относительно мирной Европе, а закончилась в трагические годы, когда над миром нависла опасность фашизма. Бурная эпоха с ее драматическими конфликтами, грандиозными катастрофами и стремительной жизненной динамикой нашла в музыке Равеля своеобразное и яркое отражение. Его наследие остаётся одним из самых значительных явлений французского и мирового музыкального наследия.

Роберт Шуман (1810-1856), немецкий композиторРоберт Шуман (8 июня 1810 г. - 29 июля 1856 г.), немецкий композитор и музыкальный критик.

Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то ещё». Само это желание резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством.

П. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени - её содержанием стали «Таинственно-глубокие процессы духовной жизни» человека, её назначением - проникновение в «глубины человеческого сердца». Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами.

Фридерик Шопен (1810-1849), польский композитор и пианист-виртуоз, педагогФридерик Шопен (1810-1849), польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.

Композитор уникального дарования и своеобразнейшей судьбы, Фридерик Шопен возвышается среди гениев мировой музыки непревзойдённой красотой и неповторимой индивидуальностью своих творений.

Творчество Шопена - это редчайший по достоверности и глубине художественный документ своей эпохи. Музыкальный язык Шопена явился основой и провозвестником современного музыкального языка. Он искал и нашёл новую мелодику, новую гармонию, новую ритмику.

Новаторство его стилевых открытий ознаменовало собой эпоху нового музыкального мышления, давшего впоследствии мощный расцвет национальных школ: венгерской, норвежской, чешской, финской - наполнивших европейскую музыкальную культуру XIX-ХХ веков.

Франц Шуберт (1797-1828), австрийский композиторФранц Шуберт (31 января 1797 г. - 19 ноября 1828 г.), австрийский композитор, один из основоположников музыкального романтизма, автор девяти симфоний, около 600 вокальных композиций, большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Творчество каждого большого художника представляет собой загадку со многими неизвестными. Величие Шуберта, - а оно вне всяких сомнений, - также выдвигает перед искусствоведами большие вопросы. Уже одна поразительная продуктивность, позволившая Шуберту всего за 18 лет создать столько произведений, сколько не удавалось создать другим композиторам за гораздо более длительный срок, порождает интерес к условиям жизни композитора и к тем источникам, из которых гений черпал своё вдохновение. Ибо, несмотря на то, что перо композитора быстро скользило по нотной бумаге, глубоко ошибочно было бы рассматривать творчество Шуберта как некое стихийное явление.

Рихард Штраус (1864 - 1949), немецкий композитор (портрет кисти Макса Либермана, 1918 г.)Рихард Штраус (1864 - 1949), немецкий композитор.

Рихард Штраус прошёл долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. Слава окружала его с юных лет до конца жизни. Яростные дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в своё время необычайно смелым, лишь способствовали росту его популярности и влияния.

Его называли Рихардом вторым, преемником Рихарда Вагнера на престоле некоронованного главы немецкой музыки. Он был наделён многими способностями и талантами, а также неистощимой творческой энергией, сверх того он обладал неоценимым качеством: по выражению Густава Малера, он был «великим Своевременным», подлинным сыном своего века. Это говорил «великий Несвоевременный», на себе испытавший, каким невзгодам подвергается художник, опередивший эпоху и далеко заглянувший в будущее.

Франсис Пуленк (1899 - 1963), французский композитор, пианист, критикФрансис Пуленк (7 января 1899 г. - 30 января 1963 г.), французский композитор, пианист, критик.

Франсис Пуленк - одна из наиболее значительных фигур среди французских музыкантов минувшего столетия. Композитор жил и работал в нелёгкое время.

Пуленк - современник обеих мировых войн. В Первой мировой войне он участвовал солдатом. Вторую мировую ему пришлось наблюдать глазами жителя оккупированного Парижа, глазами очевидца нацистских зверств. Один из любимых поэтов композитора, его друг Макс Жакоб, на слова которого Пуленк написал свыше пятнадцати песен, погиб в концентрационном лагере. Многие друзья Пуленка и его соавторы встали на бескомпромиссный путь борьбы. Уже через месяц после того как в Париже приняли немецкую капитуляцию, по радио прозвучала волнующая кантата Франсиса Пуленка «Лик человеческий» - торжественный гимн Свободе, который композитор втайне подготовил ко дню Освобождения.

Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950), композитор, педагог и музыкальный критик (фото 1900-х годов)Николай Яковлевич Мясковский (20 апреля 1881 г. - 8 августа 1950 г.), композитор, педагог и музыкальный критик.

Творчество Мясковского развивалось на протяжении всей первой половины ХХ века. Ему принадлежит особая роль в становлении советской симфонии. С его именем также связано развитие камерной, особенно инструментальной, музыки. Во многом благодаря Мясковскому, традиции жанра симфонии, выработанные европейскими и русскими классиками, сохранились на стыке двух эпох и получили могучий толчок для развития в будущем.

Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки» (портрет кисти Николая Петровича Мещанинова)Милий Алексеевич Балакирев (2 января 1837 г. - 29 мая 1910 г.), русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки».

Общеизвестна огромная роль М. А. Балакирева в истории русской культуры, и все же его значение остаётся оценённым не до конца. Возможно, это связано с тем, что он вызывал сложное и неоднозначное отношение к себе современников - как своим творчеством, так и общественной деятельностью.

«В Балакиреве я всегда чувствовал два человека: один - очаровательный и весёлый собеседник, готовый рассказать и не совсем приличный анекдот; другой же - какой-то раскольничий настоятель, деспотически требовательный, даже жестокий, способный совершенно неожиданно обидеть человека, дружески к нему расположенного», - вспоминал М. М. Ипполитов-Иванов.

Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007), немецкий композитор, дирижёрКарлхайнц Штокхаузен (22 августа 1928 г. - 5 декабря 2007 г.), немецкий композитор, дирижёр.

Карлхайнц Штокхаузен - один из самых значительных деятелей музыкального искусства второй половины ХХ века. Начав свой путь в качестве ярчайшего представителя и лидера второй волны авангарда (авангарда 1950-х годов), Штокхаузен сохраняет курс на радикальное обновление музыкального языка и шире – художественного мышления, на протяжении всей своей творческой жизни.

Деятельность Штокхаузена-композитора, приведшая к невиданному расширению границ музыкального искусства, получила естественное и необходимое продолжение в деятельности Штокхаузена-теоретика музыки, создателя ряда оригинальных концепций, а также в произведениях Штокхаузена - поэта-мифотворца - автора текстов гепталогии «Свет» и других сочинений, и, наконец, в созданной композитором религиозно-философско-мифологической концепции.

Игорь Фёдорович Стравинский (1882 – 1971), русский композитор, дирижёр и пианистИгорь Фёдорович Стравинский (1882 – 1971), русский композитор, дирижёр и пианист.

«Человек тысяча одного стиля», «Композитор-хамелеон», «Законодатель музыкальных мод» Игорь Фёдорович Стравинский - крупнейший композитор ХХ века.

Его наследие сегодня относится к классике современности. Именно ему удалось отразить важнейшие черты эпохи, ее конфликтность, динамизм. Разнообразие тем, сюжетов, подвижность творческой манеры – приметы его универсального стиля, сумевшего с энциклопедической широтой охватить и воплотить духовные процессы современности.

Страницы

Подписка на RSS - Композиторы