Мясковский Николай Яковлевич

Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950), композитор, педагог и музыкальный критик (фото 1900-х годов)Николай Яковлевич Мясковский (20 апреля 1881 г. - 8 августа 1950 г.), композитор, педагог и музыкальный критик.

Творчество Мясковского развивалось на протяжении всей первой половины ХХ века. Ему принадлежит особая роль в становлении советской симфонии. С его именем также связано развитие камерной, особенно инструментальной, музыки. Во многом благодаря Мясковскому, традиции жанра симфонии, выработанные европейскими и русскими классиками, сохранились на стыке двух эпох и получили могучий толчок для развития в будущем.

Мясковский родился 20 апреля 1881 года в крепости Ново-Георгиевск, ныне Модлин (старопольское название) Варшавской губернии в семье военного инженера. Мать умерла вскоре после рождения пятого ребёнка, и её сестра заменила детям мать.

Вспоминая о детских годах, Мясковский рассказывал, что в семье соблюдались годами установленные домашние традиции. Царила атмосфера взаимной любви и уважения. Детям жилось хорошо и привольно. Маленький Николай шумных забав не любил, очень увлекался картонным кукольным театром. Для него он вырезал фигурки, сочинял всевозможные пьесы, разучивал роли и даже импровизировал музыку, играя на гребёнке. Однако в обстановке домашнего уюта мальчику суждено было пробыть недолго. Отец получал скромное жалование и, обременённый большой семьёй, вынужден был по семейной традиции пристраивать детей в интернат на казённый счёт.

После окончания двух классов реального училища в Казани Николай, так же как и старший брат Сергей, был отдан в Нижегородский кадетский корпус, где учился с 1893 по 1895 годы, а из Нижнего Новгорода был переведён в Петербург во второй кадетский корпус, который и окончил в 1899 году. По воспоминания композитора, обучение давалось ему шутя, хотя он испытывал неприязнь к военному учебному заведению.

Музыкальные способности проявились у него очень рано. Родителей это радовало, но значения одарённости мальчика они не придали. Специального образования, даже в домашних условиях, он не получил, потому можно сказать, что овладением профессии он обязан себе самому.

Музыка постепенно становилась для него притягательной силой. «О существовании оперы я кое-что слышал от тётки, которая была очень музыкальна, имела хороший голос и пела в хоре Мариинского театра в Петербурге. В доме появилось прокатное пианино. Тётка же принялась меня учить, хотя, будучи нервнобольной, не вкладывала в это дело достаточной последовательности, полагаясь на мою большую восприимчивость. Одновременно шло обогащение моих музыкальных впечатлений извне: в оперетте, подвизавшейся в оперном театре, и в опере, гастролировавшей зимой»,- вспоминал композитор.

В Нижнем Новгороде к занятиям по фортепиано с мадам Лятур, прочившей юноше большие успехи, добавилось участие в хоре кадетского корпуса, доставлявшее Мясковскому большое удовольствие.

В Петербурге он получает возможность расширить свой кругозор: участвует в ученическом оркестре, регулярно играет в четыре руки симфонии и увертюры Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Шумана, Шуберта, посещает концерты Русского музыкального общества, любительского немецкого оркестра.

В 15 лет он начал сочинять. К 18 годам возник первый сборник фортепианных прелюдий.

Окончание кадетского корпуса и почти автоматический перевод в Военно-инженерное училище определили дальнейший этап в военной карьере Мясковского. Николай пытался внушить отцу свою уверенность в том, что его призвание - музыка, но Яков Константинович уговаривал сына не бросать военное образование, приводя в пример Бородина, Кюи и многих других, совмещавших служение музыке с далёкой от неё деятельностью, и обещал всячески помогать развитию склонности сына.

В 1902 году Мясковский окончил курс обучения и получил диплом военного инженера. После недолгого пребывания на службе в сапёрной части в Зарайске был переведён в Москву. Перед отъездом на место назначения Мясковский обратился к Римскому-Корсакову с просьбой порекомендовать кого-нибудь в Москве для занятий композицией. Тот, отлично помня свой трудный путь к любимому искусству, незамедлительно ответил на письмо молодого инженера, порекомендовав обратиться к С. И. Танееву. Однако Танееву Мясковский постеснялся показать свои сочинения, назвав их «бреднями». Не имея возможности определить степень подготовки молодого человека, Танеев решил, что надо начать с азов, и направил его для занятий гармонией к Р.М. Глиэру. С января по май 1903 года Мясковский занимался с Глиэром и прошёл весь курс гармонии. Это был период напряжённейшего труда: посвятив несколько часов музыке днём, Мясковский потом ночами сидел над служебными заданиями. 6 мая 1903 года на последний урок по гармонии Мясковский наконец принёс Глиэру свои сочинения.

Хлопоты генерала Я. К. Мясковского о переводе сына поближе к дому увенчались успехом: в начале 1904 года Николай Яковлевич получил назначение в 19-й сапёрный батальон под Петербург. Но решение готовиться к поступлению в консерваторию, хотя бы вольнослушателем, было принято им твёрдо, и это определило весь уклад жизни молодого инженера.

Занятия теорией Мясковский, по совету Глиэра, продолжал под руководством И. И. Крыжановского, ученика Римского-Корсакова. Таким образом, уже на раннем этапе Николай черпал опыт сразу от обеих композиторских школ – московской и петербургской. Три года Мясковский изучал у Крыжановского контрапункт, фугу, форму и оркестровку.

Наконец, летом 1906 года, будучи уже двадцатипятилетним молодым человеком, Мясковский решился втайне от военного начальства сдавать экзамены в Петербургскую консерваторию. В качестве экзаменационного сочинения он представил до-минорную Сонату. Его экзаменаторами были Римский-Корсаков, Глазунов и Лядов - позже они стали его учителями.

В первый же год обучения в консерватории завязалась дружба Мясковского с юным Сергеем Прокофьевым (он был на 10 лет моложе), покорившим его своим умением бойко читать с листа. Началось их регулярное совместное музицирование. Вскоре Прокофьев стал показывать Мясковскому все свои новые сочинения, просил высказывать своё мнение о темпах и разных других тонкостях, а также придумывать пьесам названия. Их дружба, завязавшаяся в годы обучения в консерватории, продолжалась более 40 лет - до последних дней Николая Яковлевича.

Весной 1907 года Мясковский подал прошение об отставке, но только через год был отчислен в запас. Однако уже летом, получив отпуск для необходимого лечения, он впервые в жизни почувствовал себя почти профессиональным музыкантом. Первыми опубликованными сочинениями стали романсы на стихи Гиппиус. В консерваторские годы состоялся творческий дебют Мясковского-симфониста: его Первая симфония написана в 1908 году для небольшого оркестра. Впервые она прозвучала 2 июня 1914 года.

За симфонией последовала оркестровая сказка «Молчание» (1909) по Эдгару По. Начиная работу, Мясковский писал Прокофьеву: «Во всей пьесе не будет ни одной светлой ноты - Мрак и Ужас». Очень близка к ней по настроению и симфоническая поэма «Аластор», созданная через три года после «Молчания». Сказку «Молчание» композитор Асафьев считал первым зрелым произведением Мясковского, а в «Аласторе» отмечал яркую музыкальную характеристику героя, мастерство разработки и исключительную выразительность оркестра в эпизодах бури и смерти.

Мясковскому исполнилось тридцать лет, когда он в 1911 году «тихо», по собственному определению, закончил консерваторию, показав Лядову два квартета. Весной того же года состоялось знакомство Николая Яковлевича с дирижёром К. С. Сараджевым, который стал первым исполнителем многих его сочинений и сыграл большую роль в жизни композитора. 12 июня 1911 года на летней эстраде в Сокольниках состоялось первое исполнение «Молчания».

В августе 1911 года началась и музыкально-критическая деятельность композитора. Мясковский принимал самое активное участие в московском журнале «Музыка», выходившем под редакцией В. В. Держановского. На страницах журнала за три года было напечатано 114 его статей и заметок, посвящённых музыкальной жизни Петербурга, а также новинкам русской и западноевропейской музыки. Сам В. В. Держановский и его жена, певица Е. В. Копосова-Держановская - прекрасная исполнительница романсов Мясковского – стали его очень близкими друзьями.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война надолго отвлекла Мясковского от творческих планов. В первые же месяцы он был призван в армию и два года провёл в чине поручика сапёрной роты на передовых позициях австрийского фронта. Он пережил и наступательные операции, и «стремительное обратное бегство через Галицию в Польшу», и «жуткое продвижение через Полесье». В 1916 году после контузии под Перемышлем Мясковский из действующей армии был переведён на строительство крепости в Ревель (ныне Таллии). Пребывание на фронте, общение с людьми, с которыми он прошёл войну и встретил Октябрьскую революцию, дали Мясковскому новые художественные впечатления, которые он отразил в Четвертой и Пятой симфониях, сочинённых за три с половиной месяца - с 20 декабря 1917 года по 5 апреля 1918 года.

В 1918 году Мясковского переводят в Москву, где он с тех пор живёт постоянно. В армии Николай Яковлевич прослужил до конца Гражданской войны (1921). В 1919 году он был избран в бюро «Коллектива московских композиторов» и параллельно работал в Музсекторе Государственного издательства, а в 1921 году стал профессором класса сочинения в Московской консерватории, где работал до конца жизни.

Круг московских знакомых Мясковского быстро расширялся. С 1919 года он стал постоянным участником «музыкальных бдений» у П. А. Ламма. Даже в самые трудные годы у него дома устраивались домашние концерты, для которых Павел Александрович мастерски делал фортепианные переложения самых разных произведений. В доме у Ламма в его переложении впервые прозвучали почти все симфонии и другие произведения Мясковского.

Ни один замысел Мясковский не вынашивал так мучительно и долго, как Шестую симфонию. В начале 1921 года он сделал наброски. К лету 1922 года они, наконец, были доработаны, и в Клину,  в доме-музее П. И. Чайковского, куда Мясковский был приглашён летом 1922 года вместе с П. А. Ламмом и его семьёй, композитор начал инструментовку симфонии. Завершена же партитура была только в 1923 году. Шестая симфония - самое сложное, многоплановое и монументальное произведение Мясковского. Её первое исполнение состоялось 4 мая 1924 года в Большом театре под управлением Н. С. Голованова. Сочинение произвело колоссальное впечатление на музыкальную общественность. Критика тех лет высоко оценила его, отметив значительность и мастерство воплощения замысла.

Во второй половине 1920-х годов Мясковский не раз подвергался резкой критике пропагандистов «Пролетарской культуры». Так было, например, в 1926 году, когда в своём открытом письме сторонники «агитационной музыки» обвинили Николая Яковлевича и его коллег в чуждой идеологии. Именно в эти годы произведения Мясковского завоёвывают популярность за рубежом. Леопольд Стоковский, исполнивший Пятую симфонию в Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорке в январе 1926 года, берётся сыграть и Шестую. Пианист Вальтер Гизекинг объявил в программе своих цюрихских концертов Четвертую сонату. Кусевицкий через Прокофьева просил у Мясковского нотный материал ещё не изданной Седьмой симфонии, так как хотел исполнять её в Париже.

24 января 1926 года в первом симфоническом концерте современной русской музыки в Праге были исполнены Шестая и Седьмая симфонии Мясковского, причём последняя была премьерой. Дирижёра Сараджева вызывали тогда семь раз, а Шестая симфония произвела такое впечатление, что публика вообще не хотела отпускать его с эстрады. Прокофьев пытался уговорить самого Мясковского встать за дирижёрский пульт для исполнения своих сочинений, но тот, хотя и начинал брать уроки у Сараджева в 1924 году, с одной стороны, был слишком требователен к себе, а с другой, в силу скромности характера,- предпочитал оставаться в тени.

В 1930-е годы разворачивается общественно-музыкальная деятельность Мясковского. С его именем неразрывно связывается московская школа советских композиторов. Через класс Н. Я. Мясковского в Московской консерватории прошли более 80 композиторов, среди которых были: Г. Г. Галынин, Д. Б. Кабалевский, А. Ф. Козловский, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Н. И. Пейко, Л. А. Половинкин, А. И. и К. С. Хачатуряны, Б. А. Чайковский, В. Я. Шебалин, А. Я. Эшпай и многие другие. Также Мясковский продолжает работать в редколлегии академических изданий русских композиторов-классиков и активно участвует в консерваторских делах.

В годы после Десятой симфонии (1927), навеянной «Медным всадником» Пушкина, Мясковский стремился к «некоторому просветлению стиля» и под воздействием окружающей обстановки пытался работать в жанре массовой песни, что давалось ему нелегко. Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии увидели свет в 1932 году. В конце 1934 года почти одновременно - в Москве (Л. Гинзбург) и в Чикаго (Ф. Сток) - прозвучала новая Тринадцатая симфония. Осенью 1935 года Г. Шерхен исполнил её в г. Винтертуре (Швейцария). Четырнадцатую симфонию Мясковский постарался сделать более светлой и динамичной. Сам композитор назвал её «довольно бесшабашной вещицей», но отметил, что в ней есть «современный жизненный пульс». Критика отмечала ведущее значение народно-песенного начала в Четырнадцатой и Пятнадцатой симфониях, хотя последняя и не содержит ни одной подлинной фольклорной темы. Здесь речь шла о «претворении русской песенности в оригинальных темах автора, о национальном почвенном характере музыки в целом» (А. Иконников).

Шестнадцатая симфония Мясковского - одна из ярчайших страниц в истории советской симфонической музыки. Прокофьев, присутствовавший в Большом зале консерватории на открытии концертного сезона Московской филармонии 24 октября 1936 года, когда эта симфония впервые прозвучала под управлением венгерского дирижёра Эугена Сенкара, писал в рецензии, помещённой в газете «Советское искусство»: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой».

В творчестве Мясковского наступил необычайно плодотворный период. За четыре предвоенных года было создано пять симфоний, два Струнных квартета, Концерт для скрипки с оркестром, а также фортепианные пьесы, романсы и песни. Мясковский первым из советских композиторов создал симфонию для духового оркестра (№ 19; 1939 г.). Работа над ней шла в постоянном творческом общении с генералом И. В. Петровым. Знакомство с этим замечательным музыкантом (позже начальником Высшего училища военных дирижёров и Главным дирижёром Советской Армии) очень скоро переросло в большую сердечную дружбу, узы которой не слабели до последних дней жизни композитора.

Наибольшее признание получила Двадцать Первая симфония-элегия, «вобравшая в себя, - по словам С. Шлифштейна, - едва ли не самые характерные черты, присущие авторской индивидуальности». В 1941 году за это произведение Мясковскому была присуждена Сталинская премия 1-й степени. Симфония приобрела широкую популярность не только на родине композитора, но и во всем мире.

Первыми сочинениями Мясковского в дни войны были два марша для духового оркестра. В августе 1941 года Николаю Яковлевичу пришлось покинуть Москву. С группой композиторов и профессоров Московской консерватории, среди которых были Ан. Н. Александров, А. Б. Гольденвейзер, П. А. Ламм, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин с семьями и другие, Мясковский был эвакуирован на Северный Кавказ. В г. Нальчике были написаны Двадцать Вторая симфония и Седьмой квартет. Здесь же была начата Двадцать Третья симфония (на кабардинские и балкарские темы). Оркестровку этого сочинения Мясковский завершал уже в Тбилиси, куда после приближения линии фронта были эвакуированы деятели культуры.

Мясковский продолжал активно работать. В начале 1942 года были написаны Сонатина, Песня и Рапсодия для фортепиано, а также Восьмой квартет и Драматическая увертюра. Подчинившись новому решению правительства, согласно которому эвакуированные из Москвы деятели культуры должны были переехать вглубь страны - в город Фрунзе (ныне Бишкек),

31 августа Мясковский покидает Тбилиси. Путешествие во Фрунзе заняло три недели. Несмотря на очень тяжёлые бытовые условия, в том числе отсутствие инструмента, Мясковский продолжал работать. Во Фрунзе им была написана героико-патриотическая поэма-кантата «Киров с нами». Здесь до него дошло известие о смерти В. В. Держановского, скончавшегося в сентябре 1942 года под Москвой.

Возвратившись в Москву в конце декабря 1942 года, Мясковский уже больше никогда её не покидал. Культурная жизнь столицы постепенно восстанавливалась. Возобновились занятия в консерватории, возглавить которую было поручено В. Я. Шебалину. В первый год после возвращения из эвакуации были написаны Девятый квартет, посвящённый 20-летию Квартета имени Бетховена, и Двадцать Четвертая симфония памяти В. В. Держановского.

Война подорвала здоровье Мясковского. Он стал часто болеть. В эти годы композитор стал обращаться к своим старым произведениям, пересматривая и редактируя их; сочинил две фортепианные сонаты (Пятую и Шестую) по старым эскизам. Обширный список сочинений военных лет, включающий, помимо прочего, три симфонии и кантату «Киров с нами», замыкает Виолончельный концерт, написанный осенью 1944 года. Этот концерт, превосходно исполненный замечательным виолончелистом С. Н. Кнушевицким, прочно вошёл в репертуар многих исполнителей.

После окончания войны снова появилась возможность проводить летние месяцы на подмосковной даче П. А. Ламма (на Николиной Горе): здесь Мясковский работал наиболее плодотворно. Об интенсивности творческого труда композитора можно судить по перечню произведений, написанных в послевоенные годы.

Конец жизни Н. Я. Мясковского пришёлся на один из самых страшных периодов в истории отечественной музыки. Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере В. И. Мурадели «Великая дружба» от 10 февраля 1948 года, обвинившее Прокофьева, Мясковского, Шостаковича и нескольких других композиторов в формализме, и последовавшие за этим действия властей нанесли сокрушительный удар по симфонии и другим инструментальным жанрам. Мясковский встретил удар достойно: он не каялся, не признавал своих ошибок, а ответил молчанием и продолжил сочинять.

Последние два года жизни он уединённо и напряжённо работал в своей квартире в Москве (на Сивцевом Бражке) и на даче (на Николиной Горе). В эти годы им были написаны несколько фортепианных сонат, Двадцать Седьмая симфония и Тринадцатый квартет. Вернувшись к своим ранним работам, Мясковский составил сборник вокальных произведений «Из разных лет».

В конце 1949 года Мясковский был уже очень болен, но отложил операцию, на которой настаивали врачи, так как стремился привести в порядок свои последние сочинения и архив. В мае операцию все-таки сделали, но было уже слишком поздно. Николай Яковлевич скончался у себя дома вечером 8 августа 1950 года в возрасте 69 лет. Похоронен он на Новодевичьем кладбище недалеко от могил Скрябина и Танеева.

Композиторы и исполнители