Лядов Анатолий Константинович

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914), русский композиторАнатолий Константинович Лядов (11 мая 1855 г. - 28 августа 1914 г.), русский композитор, дирижёр и педагог.

В историю музыки А. К. Лядов вошёл как один из крупнейших учеников Римского-Корсакова, высокоавторитетный представитель его композиторской школы – учитель многочисленных русских музыкантов на протяжении свыше тридцати лет.

Анатолий Константинович Лядов принадлежал к единственной в своём роде семье музыкантов-профессионалов. С детства музыкальная атмосфера окружала будущего композитора. Несколько поколений рода Лядовых пополняли отечественные музыкальные кадры - от скромного рядового оркестранта или хориста до видного музыкального деятеля, каковым являлся отец Константин Николаевич Лядов.

Анатолий Константинович Лядов родился 11 мая 1855 года в Петербурге. Вся жизнь его связана с этим городом, с его художественной средой. Он рос в артистическом мире. Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал его отец, тогда известный дирижёр русской оперы. Весь оперный репертуар театра был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в спектаклях в качестве статиста. «Его, баловня актёрской труппы, сцена сильно увлекала. Мальчик, приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана и Фарлафа».

Редкая одарённость Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные, полные юмора стихотворения и рисунки композитора.

Первые уроки фортепианной игры он получил у пианистки В. А. Антиповой, сестры его матери. Однако регулярных занятий долгое время не было. Беспорядочная жизнь отца, «богемная» обстановка в доме, отсутствие настоящей родительской ласки, заботы, любви (Лядов в возрасте шести лет потерял мать), неустроенность и хаотичность быта - всё это не только не способствовало планомерному развитию юного музыканта, но, напротив, формировало в нём некоторые негативные психологические черты, например, внутреннюю несобранность, пассивность, безволие, впоследствии отрицательно влиявшие на весь творческий процесс композитора.

Есть основания думать, что уже в ранние годы жизни Лядов соприкоснулся также с сокровищницей народной песенности, поскольку одна из его Детских песен (Колыбельная ор. 22 № 1) снабжена пометкой: «Слыхал от няни в детстве». Оттуда же в его творчество вошёл пленительный мир народной сказки, обаяние которого сохранило свою власть над ним на всю жизнь. Самый первый композиторский опыт был также связан с волшебным миром. Это была музыка к сказке «Волшебная лампа Алладина» из «Тысячи и одной ночи», им самим инсценированная и исполненная совместно с двоюродными братьями.

Рано проявившаяся музыкальная одарённость мальчика естественно определила решение родных направить младшего представителя лядовского рода по руслу «фамильной» профессии. В январе 1867 года он поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию с зачислением на почётную персональную стипендию имени его отца. Учёба навсегда разделила Лядова с родительским домом. Сначала мальчик был поселён в пансион к А. С. Шустову, воскресение же и праздничные дни он проводил в семье Антиповых.

В течение первых трёх лет он обучался по классу скрипки у А. А. Панова, посещал теорию у А. И. Рубца. Лядов обучался у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано). С осени 1874 года он наконец попадает в класс композиции к Римскому-Корсакову. Тот сразу же оценил дарование своего ученика: «Талантлив несказанно».

В студенческие годы Лядов обратился к популярному в России жанру романса. Но быстро потерял вкус к романсовой лирике и неоднократно подчёркивал в своих высказываниях, что «Слава, приобретённая романсами, - дешёвые лавры».

Обладая выдающимися музыкальными данными, молодой композитор относился к выполнению своих обязанностей далеко не соответственно этим данным. «Малое прилежание», «малое посещение» «очень манкировал», как вспоминает в «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков. Он приводит характерный диалог между Лядовым и его сестрой: «Толя, я не дам тебе обедать, потому что ты фугу не написал. Ты сам меня об этом просил, - говорит сестра. - Как хочешь, я пойду обедать к тётушке, - отвечал Анатолий». В противоположность классным занятиям он страстно увлекался самостоятельным творчеством.

Тем не менее, авторитет Римского-Корсакова не смог заставить Лядова преодолеть свою неприязнь к систематической учебной работе. Итог его первого года обучения в классе знаменитого композитора весной 1875 года гласит: «Лядов А. на экзамен не явился». Наконец в середине следующего учебного года дирекция консерватории была вынуждена исключить Лядова вместе с его товарищем Дютшем из состава учащихся.

Этот эпизод, впрочем, особой роли для творческой биографии композитора не сыграл. Ближайшие два года проведённые им вне консерватории не пропали даром. Для его общего и музыкального развития несравненно большее значение имело знакомство с членами Балакиревского кружка. Ещё будучи студентом, он при содействии Римского-Корсакова вошёл в содружество композиторов «Могучая кучка», которые тепло приняли одарённого юношу в свой клан как преемника «новой русской школы». Так состоялось знакомство с Мусоргским, Бородиным, Стасовым и приобщение к эстетическим идеалам кучкистов. И хотя Лядов застал кружок уже в период заката и неизбежного раскола, вызванного естественным самоопределением гениальных его представителей, он все же не мог не ощущать могучего воздействия великой традиции. Именно от неё унаследовал он ту «бесконечную преданность искусству и осознание себя как художника русского, национального», которые он пронёс через всю жизнь. Ко времени исключения Лядова из консерватории он зарекомендовал себя как талантливый и, несмотря на молодость, профессионально опытный музыкант.

Уже в конце 1876 года Балакирев привлёк его к сотрудничеству в подготовке к новому изданию партитур опер Глинки. Вероятно такая работа способствовала укреплению дружеских отношений между бывшем учителем и учеником, когда «прежние отношения профессора к непокорному ученику исчезли». Они становятся лучшими друзьями.

Лядов был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью. Все современники, слышавшие его игру, отмечали изящную, утончённо-камерную манеру исполнения. Наиболее оригинален цикл «Бирюльки», созданный в 1876 году и сразу выявивший талант двадцатилетнего композитора. От «Бирюлек» так и веет свежестью, молодым вдохновением. Лядовские фортепианные пьесы - своего рода музыкально-поэтические зарисовки отдельных жизненных впечатлений, картин природы, отображённых во внутреннем мире художника.

В 1878 году, чтобы оформить свою композиторскую зрелость, Лядов подаёт прошение о зачислении его в ряды студентов консерватории. На выпускных экзаменах в мае он полностью себя реабилитировал. Уже опытный композитор, он блестяще закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы выполненную на высоком профессиональном уровне кантату «Мессинская невеста», по Шиллеру.

В середине 1880-х годов Лядов вошёл в состав нового объединения петербургских музыкантов – «Беляевский кружок», где сразу занял ведущее положение, став членом руководящего триумвирата Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов. Эта ведущая группа, при поддержке Беляева, выполняла самую сложную работу по отбору, редактированию, изданию новых сочинений.

Активное участие принимал Лядов и в музыкальных собраниях, известных под названием «Беляевских пятниц», где постоянно звучали его сочинения, оказавшие значительное воздействие на младших современников, представителей петербургской школы. С исключительной тщательностью Лядов также выполнял работу по корректуре издававшихся Беляевым произведений. Зная исключительную щепетильность и требовательность Лядова в отношении чистоты письма, Беляев именно ему поручал тогда эту работу и в шутку называл его «прачкой».

В 1884 году Лядов знакомится и с П. И. Чайковским, и с его родными. С Модестом Чайковским дружеское общение продолжалось до последних дней. В середине 1890-х годов в Беляевский кружок приходит Танеев и Скрябин. Последний обязан укреплением дружеских связей с издательством именно Лядову. Его привлекали сочетание тонкой лирической одухотворённости с благородством вкуса, изяществом и формальной законченностью.

Как художник Лядов сформировался довольно рано, и на протяжении всей его деятельности нельзя заметить сколько-нибудь резких переходов от одного этапа к другому. Уже в ранние годы Лядову было свойственна склонность к длительному вынашиванию своих замыслов, в течение длительного времени не доводившихся до окончательной отделки. Замедленность композитора и его сравнительно небольшая продуктивность смущали и огорчали всех, кто сочувственно относился к его дарованию. Одна из причин этого - материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой.

В 1878 году он был приглашён в консерваторию профессором и в этой должности состоял до конца жизни. А с 1884 года он ещё и преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы. Надо сказать, что как педагог Лядов добился немалых успехов. Среди его учеников Прокофьев, Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее шести часов. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щёлочки времени», и это его очень удручало.

«Сочиняю мало и туго, - писал он своей сестре в 1887 году. - Неужели я только учитель. Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим...» Вдобавок, с 1879 года он активно занимался дирижёрской деятельностью. Видимо, дирижирование влекло композитора с ранних лет. Наряду с симфоническим репертуаром в его программах были и вокально-хоровые произведения, и сольные, Бетховен, Моцарт, Мусоргский, Шуберт, Римский-Корсаков. «Хотя шло и неважно, благодаря любительскому оркестру, но Ляденька становится хорошим дирижёром».

С молодых лет формировалось у Лядова и то характерное скептическое мировоззрение, которое к концу жизни приняло пессимистическую окраску. В лядовской переписке всё время ощущается неудовлетворённость жизнью, собой, своим творчеством. Почти в каждом письме пишет он о скуке, тоске, которая мешает ему сосредоточиться как на работе, так и на отдыхе. Повсюду, где бы он ни находился, его преследуют грустные мысли, предчувствия «рокового конца», с годами усугублявшиеся.

Да и в самом образе жизни, в своих привычках он оставался консервативным. Внешне спокойно и крайне однообразно протекали его годы. «30 лет на одной квартире - зимой; 30 лет на одной даче - летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей», - отмечал А. Н. Римский-Корсаков. Кстати, все наиболее значительные сочинения композитора были написаны летом в селе Полыновка Новгородской губернии. Наслаждение свободой от консерваторских обязанностей связывалось с надеждами на новые сочинения: Вариации на тему Глинки, «Баркарола», «Про старину». Ему отвели отдельный домик с роялем. «Домик мой чудесный, но поможет ли он мне что-нибудь написать - не знаю».

В общем итоге количественные результаты композиторской работы Лядова оказались совершенно скромными. В год он выпускал по 2-3 сочинения.

В полосу творческого становления Лядов вступил к концу 1880-х годов, проявив себя как мастер миниатюры. Эта наклонность проявилась у него уже в первых фортепианных сочинениях, в которых выкристаллизовывались присущие ему краткость, отточенность музыкальной мысли и формы, ювелирная отделка деталей. Критики писали о его музыке: «Тончайший художник звука», «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами - жемчужинами сердца».

Вершиной же камерной формы явились, несомненно, прелюдии Лядова. Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому мировоззрению Лядова-миниатюриста. Неудивительно, что именно в ней наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его почерка. Из сочинений 1890-х годов выделяются «Прелюдии-размышления», глубоко психологические, навеянные какой-то безутешной печалью.

Но не только инструментальная музыка увлекала композитора. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» написанные Лядовым в 1887-1890 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров - заклинаний, прибауток, присказок.

В оригинальных же авторских мелодиях «Детских песен» легко узнаются знакомые с детства интонации «нянюшкиных напевов», нежных колыбельных. «Детские песни» Лядова поражают удивительной чуткостью, трогательной любовью и глубоким пониманием детской души. Композитор подаёт мелодию то с мягким юмором, то с задорной игривостью, то в нарочито-важном, повествовательном тоне, то в плане гротеска и даже парадокса. В каждой из «Детских песен» проскальзывает тонкий лядовский юмор - ласковый и добрый. Но почти все они оставляют на душе чувство лёгкой грусти, жалости, а порой чуть жутковатого ощущения безвыходности и «нестроения» жизни.

«Не мог ли Лядов лучше засвидетельствовать свой русский дух, чем в своих обработках русских песен», - писал известный музыкальный критик Витол. Публикация первого из четырёх сборников «Песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано» (30 песен) относится к 1898 году, хотя заниматься русским фольклором Лядов начал ещё в 1880-е годы. Всего же Лядов обработал 150 русских народных песен.

В свою личную жизнь Лядов никого не допускал. В этом плане весьма характерным для него оказался факт сокрытия своей женитьбы в 1884 году от друзей. Никому из них не представил он свою супругу Н. И. Толкачёву, с которой счастливо прожил всю жизнь, воспитав двух сыновей.

Лядов словно специально отгораживался от внешнего мира, опасаясь его вторжения в свою жизнь, каких-либо изменений в ней к худшему. Быть может, именно этого вторжения извне ему и недоставало для творческой активности. В отличие от многих русских художников, находивших в зарубежных странствиях и в новых впечатлениях сильнейшие стимулы к творческой мысли, Лядов в силу своей природной инерции и вялости боялся «сдвинуться с места». Лишь дважды ровное течение петербургской жизни было нарушено короткими поездками за границу на Всемирную художественную выставку в Париж летом 1889 года, где исполнялись его сочинения, и в Германию в 1910 году.

Последний этап жизненного пути Лядова отмечен некоторыми изменениями в образовавшейся на протяжении предыдущих лет инерции. Однообразный, годами установленный жизненный уклад композитора оказался на время резко разрушенным первой русской революцией. Напряжённая общественно-политическая борьба непосредственно захватила область музыкального искусства. Уход Лядова из консерватории явился демонстрацией его искреннего возмущения отношением руководителей консерватории к Римскому-Корсакову, уволенному 19 марта 1905 года за поддержку революционной части студенчества.

Лядов полностью разделял выдвинутое профессурой требование об автономии консерватории, то есть независимости художественного совета и директора от руководства РМО. События этих месяцев вызывают совершенно исключительную активность Лядова, обычно мало ему свойственную.

Помимо восстановившейся в итоге педагогической работы в консерватории, музыкально-общественная деятельность Лядова в последнем десятилетии его жизни была связана с попечительским советом для поощрения русских композиторов и музыкантов, возникшем в январе 1904 года, после смерти Беляева, согласно его завещанию.

В 1900-е годы он ближе сдружился с А. Зилоти, который явился одним из первых исполнителей симфонических произведений Лядова – «Кикиморы», «Из Апокалипсиса». Он также был близок с Р. М. Глиэром, Н.Н. Черепниным, Л. Годовским, И. Падеревским.

В то же самое время Лядов сближается с представителями группы «Мир искусства», с Дягилевым, с художниками Головиным, Рерихом, Билибиным, которому он посвятил «Восемь русских народных песен для оркестра».

К искусству он предъявлял требования красоты, аристократизма, новизны. Жажда нового содержания, уводящего от повседневности, декларируется Лядовым в словах: «Мой идеал - найти в искусстве неземное. Искусство – царство того, чего нет на свете, я прозой жизни так объелся, что хочу только необыкновенного - хоть на голову становись. Дайте сказку, дракона, Русалку, лешего, дайте - чего нет, только тогда я счастлив, в искусстве я хочу есть жареную райскую птицу».

Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры, симфонические шедевры – «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Созданные в 1904-1910 годы, они отразили не только традиции предшественников, но и творческие искания современности. Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих, крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой яркие «портреты», воплощённые в жанре фантастических скерцо, а средняя («Волшебное озеро») - завораживающий, импрессионистский пейзаж.

Последняя работа в сфере симфонической музыки – «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с символистскими образам Метерлинка. «Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».

Этой «исповедью души» завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего времени.

Смерть друзей - Стасова, Беляева, его сестры, уход старшего сына на войну, очередной творческий кризис отрицательно сказались и на состоянии здоровья композитора.

А. К. Лядов умер от бронхита и болезни сердца 28 августа 1914 года.

Композиторы и исполнители