Колыбельная. Тематическая беседа-концерт

Колыбельная. Тематическая беседа-концерт

Тематическая беседа-концерт «Колыбельная»

Анатолий Константинович Лядов. «Колыбельная», «Кикимора»;
Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Колыбельная» из оперы «Садко»;
Георгий Васильевич Свиридов. «Колыбельная песенка».

Программное содержание. Различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке, средства музыкальной выразительности, свойственные ей. Дать детям представление о разновидностях колыбельных, исполняемых оркестром.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, на занятиях вы познакомились с «Колыбельной песенкой» Г. Свиридова. Сейчас я сыграю вам ещё одну колыбельную - замечательного русского композитора Анатолия Константиновича Лядова. А. Лядов очень любил этот жанр. Он написал для детей 18 песен и назвал их «Детские песни». В сборнике есть и несколько колыбельных. Одна из них - «Котенька-коток». Мелодию композитор запомнил с детства, её напевала няня.

В русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусок пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Так и в этой колыбельной. Послушайте её и скажите, какие настроения, чувства выражены в ней (исполняет её).

Д е т и. Она ласковая, нежная, тихая, медленная, звучит высоко.

П е д а г о г. Сравним её с «Колыбельной песенкой» Г. Свиридова. Что общего между ними? (Исполняет её.)

Д е т и. Обе колыбельные спокойные, тихие, плавные, ласковые.

П е д а г о г. Правильно, колыбельные обычно звучат в спокойном темпе, медленно, тихо, напеваются как бы вполголоса. Мы говорили с вами, что в «Колыбельной песенке» Г. Свиридова мелодия всё время повторяется, но с разным аккомпанементом. А в колыбельной  А. Лядова? (Исполняет сначала одну мелодию, потом вместе с аккомпанементом.)

Д е т и. Мелодия тоже повторяется, а аккомпанемент меняется.

П е д а г о г. Правильно, мелодия всё время повторяется, как и в той колыбельной, которую мы слушали. А сопровождение меняется, придаёт музыке красочность и разнообразие звучания. Повторения мелодии успокаивают, придают музыке некоторую монотонность, убаюкивают. Послушайте обе колыбельные ещё раз - инструментальную и вокальную (исполняет их).

Сейчас вы услышите колыбельные, написанные для оркестра. У А. Лядова есть произведение «Восемь русских народных песен для оркестра». А. Лядов написал к народным мелодиям сопровождение для оркестра. Среди песен есть «Протяжная», «Шуточная», «Плясовая», «Хороводная», «Колыбельная». Давайте послушаем, как звучит эта колыбельная в оркестре. (Слушают фрагмент в грамзаписи).

Д е т и. Плавно, тихо, нежно, высоко, ласково.

П е д а г о г. Иногда колыбельная попадает и в оперу. Опера - это спектакль, в котором все действующие лица не разговаривают, а поют в сопровождении оркестра. В опере выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко», написанной на основе старинной былины, есть колыбельная, которую вы сейчас услышите.

Садко - главный герой (гусляр и певец) - отправился на корабле открывать новые морские торговые пути. Во время плавания он попадает в подводное царство.

Садко полюбила морская царевна Волхова. Она поёт ему колыбельную. Нежно баюкает его Волхова, прощается морская царевна с красивым молодцем. С первыми лучами утренней зари рассеется по зелёному лугу алым туманом сказочная царевна, превратится в широкую реку Волхову. По Волхове-реке приплывут в Великий Новгород корабли Садко. Послушайте эту музыку и скажите, какие настроения, чувства она передаёт (слушают запись).

Д е т и. Музыка грустная, печальная, протяжная, плачущая.

П е д а г о г. Вся ли музыка звучит одинаково?

Д е т и. В середине она тревожная, низкая, тёмная, сказочная.

П е д а г о г. Музыка таинственная, как бы доносится из глубины моря. Но заканчивается колыбельная светло – Садко ждёт возвращения на берег, к людям (исполняется фрагмент на фортепиано или в записи, затем колыбельная прослушивается целиком).

У Анатолия Константиновича Лядова есть симфоническая сказка на народный текст - «Кикимора». Кикимора - это злой, сказочный, фантастический образ. Произведение состоит из двух частей. Первая часть - Кикимора маленькая. Она лежит в хрустальной колыбельке, и волшебный кот-баюн поёт ей колыбельную.

«Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке». (Д. Житомирский. Русские композиторы конца XIX и начала ХХ века.- М., 1960.- С.19.)

Вторая часть сказки рассказывает о выросшей Кикиморе. «Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малёшенька со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». (Там же.)

Давайте послушаем фрагменты из этой сказки. Начинается она мрачно, тяжело. Это образ каменных гор, где живёт Кикимора. Но вот звучит колыбельная, которую поёт кот-баюн. В музыке слышен посвист (играют деревянные духовые инструменты) - это образ Кикиморы. Темы эти проходят дважды. В конце звучит тема хрустальной колыбельки. Её словно вызванивает музыкальный инструмент, который называется челеста. Послушайте эту музыку (слушают в записи).

Второй раздел быстрый, он изображает злую, выросшую Кикимору. Слышится свист, шипение, злая возня Кикиморы. Давайте послушаем фрагмент этой части (слушают в записи).


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко», mp3;
    Свиридов. Колыбельная песенка, mp3;
    Лядов. Котенька-коток, mp3;
    Лядов. Колыбельная, mp3;
    Лядов. Кикимора, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители