Пуленк Франсис
Франсис Пуленк (7 января 1899 г. - 30 января 1963 г.), французский композитор, пианист, критик.
Франсис Пуленк - одна из наиболее значительных фигур среди французских музыкантов минувшего столетия. Композитор жил и работал в нелёгкое время.
Пуленк - современник обеих мировых войн. В Первой мировой войне он участвовал солдатом. Вторую мировую ему пришлось наблюдать глазами жителя оккупированного Парижа, глазами очевидца нацистских зверств. Один из любимых поэтов композитора, его друг Макс Жакоб, на слова которого Пуленк написал свыше пятнадцати песен, погиб в концентрационном лагере. Многие друзья Пуленка и его соавторы встали на бескомпромиссный путь борьбы. Уже через месяц после того как в Париже приняли немецкую капитуляцию, по радио прозвучала волнующая кантата Франсиса Пуленка «Лик человеческий» - торжественный гимн Свободе, который композитор втайне подготовил ко дню Освобождения.
В творчестве Пуленка, как в капле воды, отразились события последнего полувека французской истории: на него наложили свой отпечаток и горести поражений, и радости побед.
Творческое наследие композитора во многом неоднородно и противоречиво. Камерно-вокальное творчество снискало славу «французского Шуберта». Поразительно мастерство, с которым Пуленк музыкальными средствами добивается предельной выразительности текста, оттеняет малейшие нюансы человеческой речи. Выбор либретто для крупных оперных произведений Пуленка на первый взгляд кажется парадоксальным. Он выбирает настолько, казалось бы, неприемлемые для этой цели сложные тексты, что порой представляется непостижимым, как их вообще можно положить на музыку. Это относится и к «Диалогам кармелиток», и к «Грудям Тирезия », и к «Голосу человеческому». На деле именно в этих операх яснее всего проявляется своеобразное дарование композитора.
В творческой биографии Пуленка можно выделить несколько отличных друг от друга периодов. В двадцатые годы, во время существования «Шестёрки» - группы молодых французских музыкантов, в которую входили Онеггер, Орик, Дюрей, Мийо, Тайфер и Пуленк, - композитор отдал дань модным течениям послевоенного времени. Он увлекался эксцентриадой, эстетикой мюзик-холла, идеями урбанизма. Горожанин до мозга костей, Пуленк и музыку свою целиком черпает из жизни города: произведения раннего Пуленка корнями уходят в шумную толчею улиц и безмятежную тишину переулков-лабиринтов Парижа.
В тридцатые годы в творчестве Пуленка намечается ярко выраженный перелом. У него появляется склонность к вокальному жанру. Произведения композитора становятся гораздо более серьёзными и глубокими. Во второй половине тридцатых годов Пуленк пишет свои первые сочинения религиозного характера. В годы оккупации в его творчестве ярко выступают патриотические мотивы. Наконец, после Второй мировой войны Пуленк - вдумчивый серьёзный мастер, с широким кругозором, способный передать глубокое человеческое горе и восторженную любовь. Франсис Пуленк пронёс свою музыку через все испытания. Юношей он впитал лучшие традиции французской национальной музыки, зрелым мастером - развил и приумножил их.
«Я восхищаюсь музыкантом и человеком, создающим естественную музыку, которая отличает тебя от других. В водовороте модных систем, догм, которые пытаются навязать сильные мира сего, ты остаёшься самим собой - редкое мужество, достойное уважения», - эти слова Артура Оннегера могут служить ключом к пониманию творчества Франсиса Пуленка.
Франсис Пуленк родился в Париже. Дом богатых предпринимателей Пуленков стоял в центре города на площади Соссе, неподалёку от Елисейских полей.
Мать Франсиса - Женни Руайер - истая парижанка, ведёт свою родословную из семьи искусных ремесленников: краснодеревщиков, ковроделов, бронзировщиков. В то же время в доме матери существовал обширный круг искусства. Интересы семьи Руайеров касались театра, музыки, живописи.
Семья Эмиля Пуленка заботилась главным образом о соблюдении религиозных традиций, признавая из всех видов искусств только серьёзную музыку.
Если эстетическим и музыкальным вкусом Франсис обязан прежде всего матери, о чем он пишет в посвящении к опере «Диалоги кармелиток», то с именем отца связана другая сторона его духовной жизни. Речь идёт о религиозных мотивах творчества Пуленка, о резком контрасте, бросающемся в глаза сразу же после первого знакомства с его произведениями. «В этом музыканте монах сочетается с влюблённым денди, крестьянин с добрым и нежным шалопаем»,- справедливо отмечает французский музыковед Клод Ростан.
Музыка и театр входят в жизнь Франсиса рано. Из рассказов матери он узнает имена известных актёров - Сары Бернар, Габриель Режан, Люсьена Гетри. Яркие театральные впечатления, интересные гости, музыка - как в концертах, так и дома - все это в значительной мере формировало будущего композитора.
В 1910 году из-за наводнения в Париже семья перебралась в Фонтенбло. Там Франсис случайно купил «Зимний путь» Шуберта - произведение, по его признанию, сыгравшее немаловажную роль в решении стать музыкантом.
Одним из наиболее сильных впечатлений детства Пуленк считает музыку Стравинского. В одиннадцатилетнем возрасте Франсису довелось услышать отдельные номера из «Жар-птицы», немного позже «Петрушку» и «Весну священную». Кстати сказать, «Весна», по мнению самого Пуленка, оказала на его творчество гораздо меньшее влияние, нежели многие другие сочинения Стравинского – «Пульчинелла», «Поцелуй феи», «Мавра», «Игра в карты». Стравинский открыл Франсису новые горизонты, и у юноши появился новый кумир, «духовный учитель». «Не знаю, стал бы композитором, если бы не существовало Стравинского»,- вспоминал он.
Музыкальные занятия Пуленка не были основным в его образовании. Отец композитора не мог смириться с тем, что сын не получит степени бакалавра, и настоял на поступлении мальчика в лицей Кондорсе. Большого интереса к лицейским занятиям Франсис не проявлял и с трудом переходил из класса в класс.
В 1915 году у Франсиса созрело решение специализироваться по классу фортепиано. С Пуленком согласился заниматься прекрасный пианист и педагог Рикардо Виньес. Исполнительское мастерство, литературный вкус, первые композиторские опыты, а также знакомство с такими людьми, как Эрик Сати и Жорж Орик, которые в дальнейшем стали ближайшими друзьями Франсиса, - все это связано для Пуленка с Рикардо Виньесом.
Дружбе Пуленка с Ориком суждено было сохраниться надолго. Многие годы Франсис советовался с ним как со старшим, с учителем. Оба они, разделяя вкусы друг друга, восторгались каждый поэзией друга; даже произведения их звучали рядом: Дягилев ставил балеты «Лани» (Пуленк) и «Несносные» (Орик) один за другим.
В 1917 году Франсис Пуленк присутствовал на двух знаменательных премьерах: 24 июня парижской публике впервые были представлены «Груди Тирезия» Гийома Аполлинера, а 18 мая показан «Парад» Эрика Сати, поставленный Дягилевым в сотрудничестве с Жаном Кокто и Пабло Пикассо. Почти через тридцать лет буффонада Аполлинера станет либретто его оперы. Вскоре ему удалось познакомиться и с самим Эриком Сати.
Знакомство с лучшими литературными сочинениями современников имело для Франсиса большое значение, оно способствовало проявлению в дальнейшем одной из самых удивительных черт его дарования - тонкому чувству мелодической вокальной линии, проявившемуся уже в таком раннем произведении, как «Бестиарий, или Кортеж Орфея» на стихи Гийома Аполлинера, написанного им в возрасте девятнадцати лет.
Во французском искусстве издавна сильна тенденция к экзотической теме. В живописи такой интерес воплотился в таитянских полотнах Гогена, картинах Пикассо, навеянных негритянской скульптурой. В музыке восточные мотивы звучат, начиная с «Галантной Индии» Рамо и кончая экзотическими пьесами Оливье Мессиана и Андре Жоливе.
Французских композиторов сразу же после войны привлекла форма новой экзотической музыки - культивируемый американцами негритянский джаз. Стравинский, а вслед за ним молодые французские музыканты, увлечённые ритмической и тембровой новинкой джаза, стали использовать новые джазовые приёмы в своих сочинениях, пытаясь создать музыку современного города.
Не удивительно, что и Пуленк не смог уйти от соблазна применить разного рода музыкальные и текстовые «варваризмы». Он решил использовать три строфы из стихов псевдо-поэмы «Гонолулу» для центральной части «Негритянской рапсодии».
«Негритянская рапсодия» написана для баритона в сопровождении фортепиано, флейты, кларнета и струнного квартета. Впервые она была исполнена 11 декабря 1917 года на одном из вечеров, организованных певицей Жанной Батори в театре «Старая голубятня», где часто звучала музыка молодых композиторов. Рапсодия имела шумный успех. Известность пришла к Пуленку сразу же за премьерой. Им заинтересовались.
Предвоенный Париж, в котором складывался характер будущего композитора, был шумным и необычайно многоликим городом, поражавшим пестротой своего населения. Именно в Париж - город искусства, стремились начинающие поэты, художники, музыканты. Париж привлекал таких известных русских литераторов, как К. Бальмонт, А. Толстой, А. Ахматова, И. Эренбург. Парижу были обязаны своим успехом Стравинский и Пикассо - столица Франции стала для них второй родиной.
Театральная жизнь предвоенного Парижа протекала довольно вяло, публику не баловали новыми постановками. Со времён «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси сцены оперных театров почти не знали премьер. Особое оживление внесли спектакли группы русских артистов, организованные Сергеем Дягилевым. С началом войны концерты и спектакли стали проводиться гораздо реже: многие музыканты, артисты и художники были призваны в армию.
Неуверенность, охватившая значительную часть старшего поколения французской творческой интеллигенции, сказывается и в настроениях молодого поколения. Оно уже не признает авторитетов прошлого, но не видит ещё новых идеалов в настоящем. Не удивительно, что характерными в эти годы становятся скептические настроения, раздражённость, неверие в свои силы.
С июля 1919 года Франсис Пуленк находился в Париже, где служил до октября 1921 года в министерстве авиации. Исполняя должность секретаря (он работал на пишущей машинке), большую часть свободного времени Франсис отдавал своим музыкальным увлечениям.
В эти годы Пуленк все больше сближается с Кокто, Сати, Мийо; участвует в самых первых концертах и изданиях будущей «Шестёрки». Его фортепианная пьеса «Вальс» вошла в сборник пьес «Альбом Шести», выпущенный парижским издательством «Eschig» в 1919 году.
Эстетика «Шестёрки» в какой-то степени отражает эстетику манифеста Жана Кокто «Петух и Арлекин». Кокто призывает вдребезги разбить то, что казалось столетие назад непоколебимым, - эстетику, направленную, в основном, против вагнерианцев и дебюссистов. Автор манифеста бросал вызов непомерным длиннотам, скуке, расплывчатости и сложности письма, туманностям импрессионизма. Интересно, что Пуленк через много лет отвергал мысль о Кокто как об идейном вдохновителе «Шестёрки»: «Жан Кокто, которого привлекает все новое, не был нашим теоретиком, как многие полагают, он был нашим другом и блестящим рупором (...) и невозможно принимать его краткий музыкальный очерк за манифест «Шести».
Музыкальный Париж принял «Шестёрку» за новомодную школу, она не заставила себя ждать и вскоре выступила с серией концертов. Первый из них был посвящён произведениям композиторов «Шестёрки», второй - их иностранным современникам. Играли сочинения Альфредо Казеллы, Арнольда Шенберга, Белы Бартока. Подобные концерты давались не только во Франции, но и за границей. «Шестёрка» выпускает свою газету, первый номер которой называют «Le Coq» («Петух»), а следующие - «Le Coq Parisien» («Парижский петух»).
Этот листок в форме плаката был довольно задирист, хотя и не связывал себя ни с какой программой. Жан Кокто пишет: «Эта газета, в которой высказывают своё мнение шесть музыкантов разных взглядов, объединённые лишь дружескими отношениями... К музыкантам присоединяются писатели и художники. Если один из нас напечатает фразу, которую не одобряет другой, мы хорошо знаем, что никогда не начнём вражды из-за этого».
Любопытно, что ратуя за новое искусство, почитая таких авторов, как Шенберг, Барток и Берг, члены «Шестёрки» усматривают, кроме вагнерианства и дебюссизма, ещё одну опасность - модернизм. Вследствие чего «Le Coq» возгласил основание «антимодернистской лиги».
К середине двадцатых годов заканчивается формирование творческой индивидуальности композитора. Поворотным пунктом в творчестве Пуленка стал 1923 год, когда он сочинил первый балет «Лани», заказанный Дягилевым для труппы «Русских балетов».
Интерес и любовь молодого композитора к вокальной музыке сказались даже в такой, казалось бы, далёкой от пения области, как балет. В партитуру «Ланей» включены вокально-хоровые номера - песни-танцы. Вокально-хоровая музыка проникает в хореографическое искусство нечасто, и заслуга Пуленка состоит в том, что он сумел объединить песню и танец, превратив их в форму игровой танцевальной песни.
Двадцатые годы были для Пуленка временем окончательного формирования его индивидуального стиля. Среди многочисленных сочинений этих лет самыми удачными были «Лани», «Весёлые песни», «Сельский концерт» и «Утренняя серенада».
«Сельский концерт» Пуленка во многом следует национальным традициям старых мастеров и Скарлатти. Испытывая влияние старых клавесинистов, Франсис Пуленк, однако, не встаёт на путь простого подражания им. «Сельский концерт» является продолжением и развитием такого рода музыки.
В 1929 году Пуленк написал ещё один балет – «Утреннюю серенаду». Композитор создал своеобразную форму балета - хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов. Это про изведение, являющееся чуть ли не первым в новом жанре фортепианного концерта-балета, Пуленк замыслил как синтез двух жанров - одночастного фортепианного концерта и одноактного балета. Партитура концерта, включающая духовые, струнные и ударные, но лишённая скрипок, представляет своего рода двойной концерт, в котором главные роли поровну распределены между двумя солистами - фортепиано и танцовщицей.
Произведения Франсиса Пуленка второй половины 1930-х годов раскрывают новые, скрытые до того стороны таланта композитора. В этих сочинениях перед нами предстаёт вдумчивый, серьёзный мастер, создавший за несколько предвоенных лет ряд крупномасштабных произведений.
К концу тридцатых годов угроза неотвратимо надвигающейся войны становилась все более и более явственной. Нацистская Германия готовилась победным триумфальным маршем пройти по всем странам Европы и положить начало мировому господству Третьего рейха. Франция сплачивает ряды своих борцов-антифашистов. Широкие круги французской общественности, социалистическая, коммунистическая и другие политические партии организуют единый Народный фронт.
В 1932 году было создано объединение писателей и художников, куда вошли крупнейшие мастера Франции Ромен Роллан, Жан Ришар Блок, Луи Арагон, Поль Элюар. Передовые представители французской художественной интеллигенции - композиторы, писатели, поэты, исполнители и педагоги - объединяются в Народную музыкальную федерацию.
Композиторы «Шестёрки» участвуют в коллективных сочинениях - такова музыка к спектаклям. Франсис Пуленк не вступил в коммунистическую партию, не стал активным членом Национальной Музыкальной федерации, но по его музыке можно судить о бескомпромиссном отношении композитора к событиям второй половины 1930-х годов.
В это время наиболее ярко проявляется многогранность композитора. Он сочиняет драматические произведения «Засуха» и Концерт для органа. В Париже издаётся замечательный лирический вокальный цикл Пуленка на слова Элюара «И день, и ночь», Французская сюита (по Клоду Жервезу). Помимо таких сугубо светских произведений, Пуленк пишет ряд сочинений духовной тематики: «Литании к Чёрной Рокамадурской Богоматери», Мессу G-dur, мотеты.
Кантата «Засуха» (1937) для смешанного хора и оркестра написана на слова Эдуарда Джеймса. Четыре части кантаты – «Саранча», «Покинутая деревня», «Обманчивое будущее», «Скелет моря» - рисуют стихийное бедствие, постигшее людей.
Некогда плодородная долина опустошена, она стала пристанищем и царством саранчи. Властная рука засухи стёрла следы человеческого жилья, ее дух носится над безмолвной землёй, иссушенной, как пустая раковина.
Образы поэмы символичны, их нельзя понимать прямолинейно. Образ всепожирающей саранчи, злобный вихрь Засухи настойчиво перекликаются с пришедшими в движение темными силами гитлеризма.
В начале войны Франсис Пуленк был призван армию, в зенитное соединение, и к моменту перемирия - июнь 1940 - оказался в Бордо. Демобилизовавшись, он провёл лето у своих кузин, снова занимаясь сочинением. В то лето были сделаны наброски виолончельной сонаты и принято решение написать балет по мотивам басен Лафонтена. Работа над балетом продолжалась до 1942 года.
Театральный календарь Парижа был весьма скудный и ограниченный во время оккупации, да и состав зрителей был совсем не тот, что до войны - мелькали серо-зелёные мундиры гитлеровских офицеров, стучали каблуки кованых сапог.
В полную силу голос протеста музыканта зазвучал в кантате для двойного смешанного хора а cappella «Лик человеческий» на слова Поля Элюара. На титульном листе композитор написал следующие строки: «Посвящаю Пабло Пикассо, работой и жизнью которого восхищаюсь». Эта надпись символически олицетворяет союз трёх современных художников-гуманистов Франции - Поля Элюара, Франсиса Пуленка и Пабло Пикассо.
Познакомившись с поэзией Элюара, Пуленк решился обратиться к ней спустя двадцать лет. Он любил повторять, что долгие годы искал ключ к стихам Элюара, довольно сложным для неискушённого читателя.
Кантата «Лик человеческий» повествует о тяжёлых и трудных годах фашистской оккупации, отражает глубокие чувства и переживания французского народа. Восемь частей кантаты отражают то нежное обращение поэта к своей Родине, то презрение к вражеским полчищам. Для исполнения кантаты требуется большой двойной хор а cappella. В кульминационный момент количество голосов достигает шестнадцати за счёт дополнительного деления партий. Сложность исполнения заключается также в полифонической насыщенности ткани, в трудностях интонационно-гармонического языка и певческой техники.
Война и стихи Поля Элюара, который говорит о страданиях народа Франции, вдохновили Пуленка на создание одного из выдающихся хоровых произведений нашего времени – кантаты «Лик человеческий».
Опера-буфф «Груди Тирезия» в двух актах с прологом написана по «сюрреалистической драме» Гийома Аполлинера в промежутке между маем и октябрём 1944 года. Пуленк признался, что «Аполлинер нашёл отклик в эксцентричной стороне моей натуры»; действительно, спектакль, показанный парижанам в июне 1947 года, был не просто комедией, а представлял собой фарс, доведённый до гротеска.
Мало кто из композиторов ХХ века имел такую счастливую биографию, как Франсис Пуленк. За некоторым исключением, каждое новое произведение Пуленка с успехом исполнялось, ему не приходилось упрашивать также и издателей. Пуленк был поистине баловнем судьбы, не знающим горестных мытарств художников, вынужденных беспрестанно обивать пороги издательств и концертных объединений.
Через несколько лет после удачной премьеры «Грудей Тирезия», Пуленк написал оперу, которая явилась достойным венцом и одним из лучших творений композитора, его лебединой песней. За последние годы жизни музыкант не создал уже ничего, что можно было бы поставить рядом с лирической трагедией «Голос человеческий».
Пуленк снова обратился к творчеству Жана Кокто. Ранее другие композиторы пытались написать музыку к драме Кокто «Голос человеческий», но произведение Пуленка первое, достигшее сцены.
В основе пьесы лежит извечная тема: горе и страдания покинутой женщины. В пьесе запечатлены долгие минуты ее телефонного разговора с бывшим любовником, который завтра должен обвенчаться с другой. Единственная нить, связывающая эту женщину с жизнью, - это телефон. Когда она силой воли заставляет себя прекратить разговор, телефон становится ненужной безделушкой; ничто уже не сможет помешать ей порвать с жизнью.
Единственной исполнительницей этого произведения Пуленк представлял Дениз Дюваль, певицу, которая сотрудничала с композитором и в предыдущих постановках. «Если бы я не встретил ее, и если бы она не вошла в мою жизнь, «Голос человеческий» никогда не был бы написан». (Ф. Пуленк).
Пуленк назвал оперу лирической трагедией. Добавим, что это маленькая трагедия больших человеческих чувств.
Несмотря на кажущуюся банальность сюжета, «Голос человеческий» является поистине современным и оригинальным сочинением с ярко очерченным и выпуклым характером его героини.
За последние четыре года жизни Пуленком было создано ещё несколько произведений для голоса и хора. Крупным сочинением 1959 года явилась «Gloriа» для сопрано соло, хора и оркестра.
В 1962 году Пуленк написал два произведения: одно из них - Соната для гобоя и фортепиано, посвящённая памяти Сергея Прокофьева, второе - соната для кларнета и фортепиано - памяти Артура Оннегера. Пуленк задумал писать новую оперу - на сюжет «Адской машины» Кокто.
2 февраля 1962 года, когда композитор находился в своей квартире в Париже, сердечный приступ внезапно прервал его жизнь.
Творческая деятельность Франсиса Пуленка продолжалась без малого полвека. Музыкальное наследие композитора за этот период насчитывает около ста пятидесяти произведений: три оперы, три балета, кантаты, вокальные циклы, большое число фортепианных и камерно-вокальных сочинений. Франсис Пуленк снискал себе широкое признание как на родине, так и за рубежом.