Ноябрьский образ в пьесе Петра Ильича Чайковского

Ноябрьский образ в пьесе Петра Ильича Чайковского

Ноябрьский образ в пьесе Петра Ильича Чайковского

Содержание:

  1. Свойство программности - расширять и углублять музыкальное содержание.
  2. Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере стихотворения Н. Некрасова «Тройка» и пьесы П. Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского).

Художественный материал:

  1. Поэзия: Н. Некрасов. «Тройка» (фрагмент);
  2. Музыка: П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года», слушание).

Песенный репертуар:

  1. А. Ермолов, стихи А. Бочковской. «Осенний блюз» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать содержание музыкальных произведений (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.
  3. Анализировать многообразие связей музыки и литературы.
  4. Выявлять круг образов в музыкальном произведении.
  5. Рассуждать о яркости и контрастности в музыке (с учётом критериев, представленных в учебнике).

«Вы говорите, что тут нужны слова.
О нет! Тут именно слов-то и не нужно, и там, где они бессильны,
является во всеоружии своём «язык музыки…» 
(П. Чайковский)

Музыка может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, она погружает нас в далёкое историческое прошлое и дарит мечту о прекрасном будущем, она заново создаёт характеры героев - даже тех, что уже известны нам по произведениям литературы или изобразительного искусства.

История, люди, характеры, человеческие взаимоотношения, картины природы - всё это представлено в музыке, но представлено особым образом. Верно найденная интонация, яркий ритмический рисунок скажут нам о произведении гораздо больше, чем самое длинное и подробное литературное описание. Ведь каждое искусство выражает себя своими собственными, только ему присущими средствами: литература воздействует словом, живопись - красками и линиями, а музыка покоряет своими мелодиями, ритмами и гармониями.

Однако же музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. В музыке, в сущности, нет точного предметного соответствия между звуковыми образами и образами действительности. Ей свойственно передавать настроения людей в очень обобщённых и специфически условных звуковых образах. Общественная борьба и всенародное ликование, картины природы, любовь и ненависть, счастье и горе человека - всё это находит своеобразное претворение в музыке. Но талантливый композитор как бы переплавляет конкретные жизненные впечатления в мир музыкальных образов. Система музыкальных образов апеллирует прежде всего к сфере человеческих переживаний, будит определённые мысли и чувства в умах и сердцах слушателей. 

Возьмём для примера картину русской зимы. Тройка мчится по заснеженной степи... Как изобразит эту картину живописец? Он постарается передать подробности зимнего пейзажа - свет луны, сверкающий снег, укутанного седока, взлохмаченные конские гривы. Столь же конкретно изображает эту картину поэт. Вспомните у Пушкина:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит…

Разумеется, и у живописца, и у поэта зимний пейзаж не просто скопирован с натуры, но окрашен личными настроениями художника и потому обладает особой эмоциональной прелестью. Но между образами живописи и реальными образами природы есть некое предметное соответствие. Мы легко узнаём в этих картинах живые детали пейзажа: вот заснеженный лес, вот мчащиеся кони, вот черные тучи, медленно ползущие по небу...

Как же воплотит эти же образы поэт звуков, композитор?

Мы знаем и в русской музыке ряд произведений, рисующих пейзажи зимней природы. Так, П. И. Чайковский в своей Первой симфонии стремился запечатлеть картину зимней дороги и чувства путешественника, несущегося на тройке по родным просторам. Примерно тот же круг настроений отображён в его фортепианной пьесе «На тройке» из цикла «Времена года».

Но напрасно стали бы мы искать в этой музыке все те проявления живописной конкретности, которые бросаются в глаза на полотне художника или в стихотворении поэта, Чайковский передаёт прежде всего поэтически окрашенное воспоминание о зимней русской дороге, он использует для этого задушевные мотивы в духе протяжной народной песни. 

Послушайте пьесу П. Чайковского «Ноябрь» из фортепианного цикла «Времена года». Вы помните, что этот цикл был задуман композитором как своеобразное музыкальное повествование о жизни природы, о её непрерывно меняющемся облике, столь подвластном бесконечному движению времён года.

Стержень пьесы - светлая, упругая, словно сверкающая на морозном солнце песенная мелодия русского народного склада. Такую песню мог петь ямщик, не спеша готовящий свою тройку в дальний путь. И вот, наконец, рванулась тройка и понеслась. Беззаботно, весело зазвенели бубенцы, полетел с морозным звоном снег из-под копыт, звонко заскрипели полозья, и всю эту звенящую, искрящуюся, сверкающую на морозном солнце весёлую кутерьму перекрывает чудесная, полная силы и раздолья русская песня. Какой прекрасный музыкальный пейзаж!..

Слушание: П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из цикла «Времена года», 2 варианта)

Не только каждое время года, но и каждый его месяц имеет свой собственный неповторимый характер, свои особенности и внешний облик. И, наверное, стремление воплотить эти особенности уже само по себе способно вызвать к жизни значительные произведения искусства. Ведь природа так разнообразна, так богата чудесами, что этих чудес хватило бы не на одно поколение музыкантов, поэтов и художников.

Однако в искусстве весьма редко встречаются сочинения, направленные на воссоздание достоверной картины тех или иных явлений природы. Значительно чаще - и каждое новое произведение заново убеждает нас в этом - мы погружаемся в атмосферу особой поэзии, поэзии природы, помноженной на безграничную поэзию человеческого восхищения и любви.

Обратите внимание, как строится цикл «Времена года». У Чайковского каждая пьеса имеет не только название, соответствующее названию месяца, которому эта пьеса посвящена, но ещё и обязательный подзаголовок, и эпиграф, углубляющий и конкретизирующий ее содержание.

Январь – «У камелька», февраль - «Масленица», март – «Песня жаворонка», апрель – «Подснежник», май – «Белые ночи», июнь – «Баркарола», июль - «Песнь косаря», август – «Жатва», сентябрь – «Охота», октябрь – «Осенняя песнь», ноябрь – «На тройке», декабрь - «Святки». Такие образы были связаны у Чайковского с восприятием особой поэзии, души каждого месяца года.

Наверное, у любого человека определённое время года вызывает целый пласт образов, мыслей, переживаний, близких и понятных только ему. И если бы все композиторы писали свои «Времена года», то, конечно, это были бы совершенно непохожие произведения, которые отражали бы не только поэзию природы, но особый художественный мир своих создателей.

Однако подобно тому, как мы принимаем природу в различных её проявлениях - ведь своя прелесть есть и у дождя, и у метели, и у пасмурного осеннего дня, - точно так же мы принимаем и тот полный влюблённости художественный взгляд, какой воплощает в своих произведениях композитор. 

Поэтому, слушая пьесу «Ноябрь» («На тройке»), мы не думаем о том, что звенящие бубенцами тройки лошадей давно ушли из нашей жизни, что ноябрь будит в нас совсем другие представления, мы вновь и вновь погружаемся в атмосферу этой прекрасной музыки, так выразительно повествующей о той «душе ноября», какую вдохнул в неё великий Чайковский.

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой во след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.

Этот эпиграф из стихотворения Н. Некрасова «Тройка» ещё более углубляет содержательную многомерность пьесы, которая обрисовывается прежде, чем начинает звучать музыка. Мы не просто представляем застывший осенний день, мчащуюся тройку, а угадываем в этой тройке символ чего-то навек уходящего, чью-то тоску, ожидание и тревогу.

Таковы программные предпосылки пьесы.

Музыка же дарит нам образ, полный обаяния истинно русского ноября: широкое дыхание мелодии, её плавность и величавость навевают традиционный для русского искусства образ благодатной осени - яркой, щедрой, вдохновляющей (вспомним творчество А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, И. Бунина). 

Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит осень на крыльцо.

Этот небольшой фрагмент из стихотворения И. Бунина «Листопад» по-своему созвучен музыке первого раздела пьесы «Ноябрь», в котором звучат скорее не некрасовские мотивы из эпиграфа к пьесе, а характерное для Чайковского любование ярким, предзимним, прозрачным днём. Такому восприятию музыки способствует и солнечная тональность ми мажор, и жизнерадостный характер мелодии, складывающийся из последовательности неторопливых певучих фраз. Вся широта и своеобразная красота русской природы как будто воплотились в этой музыке, автор которой, как писали о нем современники, был одарён способностью в каждом явлении природы видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, успокаивающее, дающее жажду жизни. 

Повторное слушание (по желанию учителя): П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из цикла «Времена года», 2 варианта)

Вслушайтесь в звучание начального раздела пьесы «Ноябрь» и попробуйте представить, какую осень рисует в своей музыке композитор, какие чувства и настроения вызывает в нас её звучание.

Второй раздел пьесы приближает нас к содержанию, выраженному в названии пьесы, - «На тройке». Музыка этого раздела обогащается введением яркого изобразительного момента - звона бубенцов. В нём угадывается весёлый бег тройки лошадей, составлявший когда-то неотъемлемую часть русской национальной жизни. Этот звон бубенцов придаёт звучанию пьесы зримость, картинность и одновременно вносит ещё один жизнерадостный момент – момент любования милой каждому русскому сердцу картиной.

Звон бубенцов и завершает пьесу «Ноябрь», звучание которой к концу становится всё тише, как будто тройка, только что ещё промчавшаяся мимо нас, постепенно удаляется, исчезает в дымке холодного осеннего дня.

Может быть, в этом последнем истаивании звучания впервые вспоминаются строки из эпиграфа к пьесе? Ведь в самой пьесе нет отзвуков той обещанной тоски и тревоги, которые звучали в стихотворении. Как же тогда понимать то программное содержание, которое выбрал и предпослал пьесе сам композитор? 

Ноябрь, последний осенний месяц, последние дни перед наступлением долгой зимы. Вот, звеня бубенцами, промчалась тройка - и вот она всё дальше и дальше от нас, скрывается вдали, и звон бубенцов всё тише... Пьеса прощания - таков «Ноябрь» по своему местоположению в круговороте времён года. И как бы ни был жизнерадостен взгляд композитора, умеющий в любой поре года увидеть свою прелесть и полноту жизни, всё же и он не свободен от чувства острого сожаления, всегда неизбежного при разлуке с чем-то привычным и по-своему дорогим. И если это так, то можно сказать, что здесь программность значительно расширяет музыкальный образ, внося в него смысловой подтекст, который только в одной музыке мы бы не уловили.

Литературное содержание и содержание музыкальное могут быть очень близки, но никогда не совпадают полностью. Ведь как бы композитор ни стремился объяснить словами художественный замысел, музыка всегда скажет что-то своё, только ей присущее, не всегда подчиняющееся воле даже своего создателя.

Вопросы и задания:

  1. Какие программные произведения вам известны? В каких из них угадывается образ, данный в названии, а в каких связь с названием менее заметна?
  2. Помогает ли вам программность лучше понять музыкальное произведение или, наоборот, она усложняет его восприятие?
  3. Какие темы, по-вашему, не могут быть отражены в музыке?
  4. Созвучно ли настроение пьесы «Ноябрь» П. Чайковского вашим представлениям об этом времени года?
  5. В Дневнике музыкальных размышлений напишите, какие темы и образы чаще всего отражаются в программных произведениях.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Чайковский. Времена года. Ноябрь. На тройке (в исполнении симфонического оркестра), mp3;
    Чайковский. Времена года. Ноябрь. На тройке (в исполнении фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители