Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Пётр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский жил и творил в сложную для истории России пору 60-80-х годов XIX века, когда удивительной активности и творческой результативности достигла деятельность учёных, литераторов, художников.

В целом поднялся уровень национальной духовной культуры. Чайковскому было суждено укрепить и возвысить позиции отечественной композиторской школы. Любовь как нравственная опора и символ силы, способной победить труднейшие препятствия, даже смерть, любовь - есть жизнь (Л. Н. Толстой) - эта мысль пронизывает все творчество Чайковского.

 

Сочиняя музыку, Чайковский пропускал её через свою нервную, впечатлительную и ранимую, как у подростка, душу, создавая возвышенные и грандиозные шедевры...

Сын начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода, Чайковский в детстве был далёк от музыки, однако впоследствии сумел получить признание современников и стать одним из самых известных композиторов своего времени.

Несмотря на выдающиеся способности мальчика, родные не спешили связывать его жизнь с музыкой. В 10 лет Чайковский был разлучён со своей горячо любимой матерью и отправлен в Санкт-Петербург в Императорское училище правоведения. Посещая занятия, мальчик не переставал мечтать о музыке. Вскоре его мать умерла – эта трагедия произвела глубочайший эффект на 14-летнего подростка.

Окончив училище, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в министерстве юстиции, однако через некоторое время бросил службу и посвятил все своё время освоению техники композиции и гармонии, посещая Русское музыкальное общество (впоследствии – консерваторию). Получив достаточные теоретические знания, Чайковский вскоре после окончания занятий, по приглашению музыканта Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил должность профессора в Московской консерватории. В этот же период он создал свою увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» - сочинение, имевшее большой успех у публики и благосклонно принятое московской музыкальной элитой.

Чайковский всегда был очень близок со своей семьёй, чего не скажешь об отношениях с другими людьми. Пытаясь покончить с пересудами относительно своей личной жизни, композитор женился на нелюбимой женщине, отношения с которой близкими так и не стали. Чувствуя себя несчастным в браке, Чайковский все чаще стал проводить время в дружеских попойках. Острые переживания чуть было не довели композитора до трагедии. Однако он нашёл в себе силы оправиться: развёлся с женой, у которой, по слухам, родился ребёнок от другого мужчины, и начал новую жизнь. Вскоре он встретил настоящего преданного друга, который многие годы будет оказывать ему финансовую помощь и поддерживать во всех творческих начинаниях – Надежду фон Мекк – вдову богатого промышленника.

Решив финансовые проблемы, Чайковский смог полностью посвятить себя музыке. Вскоре его как дирижёра пригласили совершить концертный тур по городам Европы. Во время поездки он представил европейской публике балет «Лебединое озеро», Первую симфонию и только что завершённую торжественную увертюру «1812 год». Вслед за европейским туром последовали гастроли по Америке, прошедшие с грандиозным успехом. И хотя не все сочинения композитора имели мгновенную славу, это был период всемирного признания его гения. Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил: через несколько дней после премьеры Шестой симфонии в Петербурге – 25 октября 1893 года – он умер от холеры. Точные обстоятельства его смерти до сих пор вызывают споры.

 

Уильям Шекспир (26 апреля 1564 г. (крещение) - 23 апреля 1616 г.), английский поэт и драматургУвертюра-фантазия  Ромео и Джульетта

Идея произведения по мотивам пьесы Шекспира появилась у Чайковского ещё в самом начале творческого пути. Он обсуждал её с русским композитором Милием Балакиревым, который поощрял эту идею и даже посылал некоторые музыкальные предложения для начала работы.

В 1868 году молодой Чайковский был увлечён певицей Дезире Арто. Несмотря на взаимную душевную привязанность, певица, уехав на гастроли, вышла замуж, но при дальнейших встречах они сохраняли тёплые отношения. Первая симфоническая поэма для оркестра «Фатум», похоже, отражает его отчаяние и растущую одержимость тем, что он рассматривал как роковую силу, которая пронизывает его творческую и личную жизнь. Под сенью этой несчастной любви он начал работу над «Ромео и Джульеттой». Её премьера состоялась в Москве в 1870 году. Затем он вновь вносил в неё исправления – так появилась третья и финальная версия, которую мы слышим сегодня.

 

Ганс Макарт. Ромео и ДжульеттаТрагическая история любви

Произведение не является зеркальным отражением сюжета Шекспира, но содержит  три основных линии пьесы – мир и счастье, которое нашли двое влюблённых, когда их любовь благословил монах Лоренцо, их страсть друг к другу и вражда двух семей, Монтекки и Капулетти, которая, в конечном счёте, приведёт влюблённых к трагическому финалу. Драматический диапазон оркестра контрастирует с простыми, но вдохновенно льющимися мелодиями – темами, в которых Чайковский заключил чувства героев.

Увертюра начинается с затаённого вступления, по звучанию напоминающего хорал, предвосхищающего встречу Ромео и Джульетты с Лоренцо – единственным, кто понимает их любовь и согласен помочь им воссоединиться. Однако даже в этой нежной интродукции угрожающе звучит тема фатума, которая вскоре прерывается ритмичной мелодией, отражающей яростный конфликт противоборствующих семей. Стремительные пассажи струнных, громкие возгласы медных духовых и звонкие раскаты тарелок нагнетают волнение, и мы можем представить себе внезапно вспыхивающие конфликты героев на улицах Вероны.

 

Трагический финал

И вот через этот бурный поток прорывается восхитительная тема любви, в первом спокойном мягком проведении у английского рожка и группы альтов. Чайковский не даёт слушателю полностью насладиться этим звучанием, оставляя ощущение скрытой опасности и словно намекая, что влюблённым никогда не найти истинное счастье. Теперь мы слышим взволнованную тему, наполненную щемящей тоской, а затем она вырастает во вдохновлённую, исполненную блаженства и любви прекрасную мелодию, подхваченную целым оркестром. Вновь тему прерывают тревожные звуки, мощное крещендо доходит до своей кульминации, и затем всё смолкает. Вдруг из тишины доносятся удары литавр, словно тяжёлая поступь похоронного шага. Теперь тема любви звучит остро и искажённо. Когда она стихает, мы слышим хорал из вступления увертюры, казалось бы, всё кончено. Но звучание оркестра всё разрастается, нежная светлая мелодия звучит у струнных и увертюру венчают мощные, ликующие аккорды, словно утверждающие бессмертную любовь двух героев...

 


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Чайковский. Тема любви из увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», mp3;
    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители