Подвиг во имя свободы. Увертюра Бетховена «Эгмонт»
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
Содержание:
- Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт».
- Автобиографические мотивы в этом произведении.
Музыкальный материал:
- Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание);
- В. Высоцкий. «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль» (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
- Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
- Анализировать и сравнивать приёмы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм.
- Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.
- Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).
- Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена).
«Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой…»
И. В. Гёте
Судьба, подобно другим вечным темам искусства, по-разному воплощалась в выдающихся произведениях. Невозможность принять её жестокие условия породила глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как стремление к свободе и смерть как расплата за это стремление.
Но в искусстве представлены и другие способы противостояния судьбе. Вспомним, например, Людвига ван Бетховена, чья музыка явилась выражением могучей силы его личности. Много жизненных испытаний выпало на долю этого великого музыканта, всё творчество которого – потрясающая по мужеству летопись борьбы и противостояния злой воле обстоятельств. Да и каждое отдельное произведение этого великого композитора является свидетельством стойкости духа перед невзгодами жизни.
С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена связано рождение нового симфонического жанра – программной увертюры. Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.
Именно Бетховен доказал возможность существования одночастного оркестрового сочинения, способного по глубине идеи, по насыщенности содержания соперничать с многочастной симфонией. Бетховенские увертюры представляют собой лаконичные инструментальные драмы, «маленькие трагедии».
Во всём мире хорошо известна увертюра Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт».
Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов (современной Голландии) за независимость против испанского владычества в XVI веке.
Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти.
Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает.
Увертюра усиливает драматическое состояние, переданное в произведении Гёте. Пожалуй, наиболее точно музыка отражает последние слова Эгмонта перед казнью:
«О храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как море, что твои плотины сокрушает, круши и ты тиранов злобных крепость! Топите их, гоните вон с несправедливо захваченной земли!..
Чу! Слышишь? Как часто эти звуки призывали меня на поле битвы и побед. Как бодро ступали мои соратники по стезе опасной доблести! Теперь и я выхожу из темницы навстречу почётной смерти. Я умираю за свободу. Для неё я жил, за неё боролся, и ей в страданьях я приношу себя в жертву».
Звуки музыки
Увертюра «Эгмонт» Бетховена сочинена в сонатной форме, развитие музыки в которой близко развитию действия в драматическом спектакле.
Монолитность формы в увертюре «Эгмонт» сочетается с ясным ощущением отдельных разделов, которые можно уподобить отдельным актам драмы.
I - Медленное вступление - завязка драмы.
II - Быстрая часть - активное драматическое действие, завершающееся трагической кульминацией.
III - Кода - триумф, торжество победы.
Открывается увертюра зловеще-торжественным вступлением. В основе первой темы – ритм старинного испанского танца сарабанды. Мощная, суровая, гнетущая «поступь» аккордов струнных инструментов воплощает идею власти. Создаёт образ жестоких завоевателей.
Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая мелодия деревянных духовых инструментов, которая напоминает плач, стенания.
Из второй темы вступления постепенно рождается страстная тема борьбы, героического порыва. С это темы начинается экспозиция увертюры.
Во второй теме экспозиции чередуются интонации обеих тем: ритм сарабанды, сохраняющий своё зловещее звучание, и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры.
Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии. К чему приведёт их взаимодействие, можно узнать из следующего раздела увертюры – разработки.
Борьба обостряется: многократное повторение начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами - как будто на робкие просьбы следует неумолимый и жестокий ответ. В конце репризы тема сарабанды (испанских поработителей) звучит особенно непреклонно, а тема народа - особенно умоляюще (повторяющаяся интонация из двух ниспадающих звуков). И неожиданный обрыв (контраст динамики, остановка движения, медленно тянущиеся, застывшие аккорды) как бы возвещает о гибели героя.
Развитие музыки приводит к трагическому перелому – гибели героя и вслед за этим – к напряжённому бурному нарастанию, завершающемуся мощным взрывом радостного ликования.
Яркая, мажорная, огненная, торжественная музыка коды звучит как «победная симфония», прославляющая героизм и самопожертвование во имя свободы. Так Бетховен прочёл сюжет трагедии: через смерть героя – к вольности, к свободе народа.
Послушайте симфоническую увертюру Бетховена «Эгмонт» и попробуйте определить многогранное образное содержание этого выдающегося произведения.
Вопросы и задания:
- Какие важные свойства личности Л. Бетховена воплощены в музыке увертюры «Эгмонт»?
- Почему замысел увертюры композитор воплотил в сонатной форме?
- Какова роль музыкального вступления? Что выражает заключительный раздел – кода?
- Какое из слов (словосочетаний), приведённых ниже, наиболее точно отражает характер взаимодействия главной и побочной партий? Обоснуйте ваш ответ.
Слова для справок: взаимодействие, контраст, две грани одного образа. - Образу какого раздела увертюры в большей степени соответствует образ картины Л. Галле «Последние минуты графа Эгмонта»?
- В чём вы видите черты сходства и отличия двух музыкальный произведений – П. Чайковского «Ромео и Джульетта» и увертюры Л. Бетховена «Эгмонт»?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Увертюра Эгмонт (фрагменты):
Вступление. Первая тема, mp3;
Вступление. Вторая тема, mp3;
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
Кода, mp3;
Бетховен. Увертюра Эгмонт (полная версия), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.