Подвиг во имя свободы. Увертюра Бетховена «Эгмонт»

Подвиг во имя свободы. Увертюра Бетховена «Эгмонт»

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Содержание:

  1. Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт».
  2. Автобиографические мотивы в этом произведении.

Музыкальный материал:

  1. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание);
  2. В. Высоцкий. «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
  2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
  3. Анализировать и сравнивать приёмы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм.
  4. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.
  5. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).
  6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена).

«Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой…»

И. В. Гёте

Судьба, подобно другим вечным темам искусства, по-разному воплощалась в выдающихся произведениях. Невозможность принять её жестокие условия породила глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как стремление к свободе и смерть как расплата за это стремление.

Но в искусстве представлены и другие способы противостояния судьбе. Вспомним, например, Людвига ван Бетховена, чья музыка явилась выражением могучей силы его личности. Много жизненных испытаний выпало на долю этого великого музыканта, всё творчество которого – потрясающая по мужеству летопись борьбы и противостояния злой воле обстоятельств. Да и каждое отдельное произведение этого великого композитора является свидетельством стойкости духа перед невзгодами жизни. 

С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена связано рождение нового симфонического жанра – программной увертюры. Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.

Именно Бетховен доказал возможность существования одночастного оркестрового сочинения, способного по глубине идеи, по насыщенности содержания соперничать с многочастной симфонией. Бетховенские увертюры представляют собой лаконичные инструментальные драмы, «маленькие трагедии». 

Во всём мире хорошо известна увертюра Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт».

Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов (современной Голландии) за независимость против испанского владычества в XVI веке. 

Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти.

Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает.

Увертюра усиливает драматическое состояние, переданное в произведении Гёте. Пожалуй, наиболее точно музыка отражает последние слова Эгмонта перед казнью:

«О храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как море, что твои плотины сокрушает, круши и ты тиранов злобных крепость! Топите их, гоните вон с несправедливо захваченной земли!..

Чу! Слышишь? Как часто эти звуки призывали меня на поле битвы и побед. Как бодро ступали мои соратники по стезе опасной доблести! Теперь и я выхожу из темницы навстречу почётной смерти. Я умираю за свободу. Для неё я жил, за неё боролся, и ей в страданьях я приношу себя в жертву».

Звуки музыки

Увертюра «Эгмонт» Бетховена сочинена в сонатной форме, развитие музыки в которой близко развитию действия в драматическом спектакле.

Монолитность формы в увертюре «Эгмонт» сочетается с ясным ощущением отдельных разделов, которые можно уподобить отдельным актам драмы.

I - Медленное вступление - завязка драмы.

II - Быстрая часть - активное драматическое действие, завершающееся трагической кульминацией.

III - Кода - триумф, торжество победы. 

Открывается увертюра зловеще-торжественным вступлением. В основе первой темы – ритм старинного испанского танца сарабанды. Мощная, суровая, гнетущая «поступь» аккордов струнных инструментов воплощает идею власти. Создаёт образ жестоких завоевателей. 

Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая мелодия деревянных духовых инструментов, которая напоминает плач, стенания. 

Из второй темы вступления постепенно рождается страстная тема борьбы, героического порыва. С это темы начинается экспозиция увертюры. 

Во второй теме экспозиции чередуются интонации обеих тем: ритм сарабанды, сохраняющий своё зловещее звучание, и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры.

Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии. К чему приведёт их взаимодействие, можно узнать из следующего раздела увертюры – разработки.

Борьба обостряется: многократное повторение начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами - как будто на робкие просьбы следует неумолимый и жестокий ответ. В конце репризы тема сарабанды (испанских поработителей) звучит особенно непреклонно, а тема народа - особенно умоляюще (повторяющаяся интонация из двух ниспадающих звуков). И неожиданный обрыв (контраст динамики, остановка движения, медленно тянущиеся, застывшие аккорды) как бы возвещает о гибели героя.

Развитие музыки приводит к трагическому перелому – гибели героя и вслед за этим – к напряжённому бурному нарастанию, завершающемуся мощным взрывом радостного ликования. 

Яркая, мажорная, огненная, торжественная музыка коды звучит как «победная симфония», прославляющая героизм и самопожертвование во имя свободы. Так Бетховен прочёл сюжет трагедии: через смерть героя – к вольности, к свободе народа.

Послушайте симфоническую увертюру Бетховена «Эгмонт» и попробуйте определить многогранное образное содержание этого выдающегося произведения.

Вопросы и задания:

  1. Какие важные свойства личности Л. Бетховена воплощены в музыке увертюры «Эгмонт»?
  2. Почему замысел увертюры композитор воплотил в сонатной форме?
  3. Какова роль музыкального вступления? Что выражает заключительный раздел – кода?
  4. Какое из слов (словосочетаний), приведённых ниже, наиболее точно отражает характер взаимодействия главной и побочной партий? Обоснуйте ваш ответ.
    Слова для справок: взаимодействие, контраст, две грани одного образа.
  5. Образу какого раздела увертюры в большей степени соответствует образ картины Л. Галле «Последние минуты графа Эгмонта»?
  6. В чём вы видите черты сходства и отличия двух музыкальный произведений – П. Чайковского «Ромео и Джульетта» и увертюры Л. Бетховена «Эгмонт»?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бетховен. Увертюра Эгмонт (фрагменты):
      Вступление. Первая тема, mp3;
      Вступление. Вторая тема, mp3;
      Главная партия, mp3;
      Побочная партия, mp3;
      Кода, mp3;
    Бетховен. Увертюра Эгмонт (полная версия), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители