Светлый праздник. Пасха

Светлый праздник. Пасха

Светлый праздник. Пасха

Задачи:
Показать художественные особенности пьесы П. И. Чайковского «Утренняя молитва».
Воспитывать уважительное отношение к русским традициям, бережное отношение к искусству.
Воспитывать любовь к классической музыке через художественное слово и цвет.
Способствовать формированию и развитию чувства сострадания, милосердия, любви к ближнему через практический опыт участия в благотворительной акции.

Материалы:
Декорации для миниатюры «Пасхальный сюрприз».
Конверты с шаблонами «бабочка» и «яичко» для изготовления открытки.
Свеча (её можно зажечь в начале урока).

Предварительная работа:
Учитель знакомит детей с жанром народной «волочебной» песни, с её особенностями.
С фольклорным ансамблем учитель готовит театральную миниатюру «Пасхальный сюрприз».
Разучивает с детьми «волочебную» песню «Далалынь, далалынь»!
Готовит конверты с шаблонами для изготовления открытки на заключительном этапе урока.

Оформление:
Класс оформлен веточками вербы, детскими рисунками на тему «Пасха».

Методическая справка:
Урок проводится на Пасхальной неделе, задуман в форме беседы, в центре которой пьеса П. И. Чайковского «Утренняя молитва», и преследует высокие гуманистические цели: воспитание уважительного отношения к православным традициям русского народа, любви к природе, к людям, к родному фольклору.
В ходе урока ребята отвечают на вопросы «Что значит благотворительность?», «Как могут дети участвовать в ней?», «Что можно сделать прямо сегодня?» Чудесная музыка П. И. Чайковского самым благоприятным образом способствуют беседе на выше обозначенные темы.
В рамках подготовки к уроку дети самостоятельно изучают материал о традициях русской пасхи, о жизни и творчестве П. И. Чайковского.
Показателем эффективности урока является атмосфера радости, творчества, увлечённости, дружеская обстановка и положительные эмоции от доброго, благого поступка.

Урок включает в себя:
Приветствие, которое позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и взаиморасположения, даёт положительный психологический настрой.
Слушание пьесы П. И. Чайковского «Утренняя молитва».
Слушание фрагментов народной музыки а capella в исполнении солистов фольклорного ансамбля, что создаёт особый эмоциональный настрой детей.
Беседу о традициях Пасхальной благотворительности в России.
Театральную миниатюру по мотивам Нижегородского фольклора «Пасхальный сюрприз», роль которой - коррекция застенчивости, проявление творчества.
Пение «волочебных» песен, развивающее музыкальные способности ребёнка.
В качестве элемента коррекции эмоционального настроя по окончании урока ребята изготавливают праздничную открытку «Пасхальное яичко».

Дети приходят и рассаживаются на свои места. Звучит «Утренняя молитва», пьеса П. И. Чайковского. Учитель приветствует ребят.

«Христос воскресе» и «Воистину воскресе» -
Слыхал я в детстве странные слова.
И мне казалось, где-то в поднебесье
Сияет в нимбе чья-то голова.

А на земле – подкрашенные яйца,
И в каждом доме дразнят куличи.
Их носят ночью в церковь освящаться
Под тусклый свет лампады и свечи.

Поток людей зовётся крестным ходом,
Сверкают счастьем детские глаза.
Сдаются свечи лучикам восхода,
Ложатся спать хмельные голоса.

Но хрупок сон, когда приходит Пасха,
Церковный праздник в зареве цветов.
Катают яйца дети без опаски,
Крещёный люд отходит от постов.

«Христос воскресе» и «Воистину воскресе» -
Слыхал я в детстве странные слова.
И мне казалось, где-то в поднебесье
Сияет в нимбе чья-то голова

(Г. Скрипкин, «Пасха»)

Не напрасно я прочла вам это стихотворение. Почему?

Дети: Идёт пасхальная неделя, все люди радуются великому празднику Пасхи.

Учитель: Звучала музыка, что вам, показалось знакомым в ней? (Ответы детей). Сейчас музыка прозвучит вновь, послушайте и скажите, как она звучит - с радостью или с оттенком грусти? (В исполнении учителя звучит пьеса П. И. Чайковского «Утренняя молитва».)

Как бы вы назвали эту музыку: «Вечер в лесу», «Скакалка» или «Утренняя молитва»?

Дети: «Утренняя молитва».

Учитель: Почему «Утренняя молитва»?

Дети: Музыка звучала тихо, передавая тишину раннего утра; похожа на то, как поёт хор в церкви; звучала медленно, спокойно, как молитва; хочется слушать эту музыку снова и снова.

Учитель: Вы много мне рассказали о музыке, которую услышали впервые, как вы думаете, эта музыка народная или композиторская?

Дети: Композиторская.

Учитель: Сочинил «Утреннюю молитву» русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Пётр Ильич вспоминает: «В утренней молитве мы, ещё ученики младших классов, просили Бога дать нам внимание и силы в учении, чтобы вырасти на утешение родителей и на пользу страны». Став композитором, Чайковский сочинил музыку «Утренняя молитва», которая располагает слушателя к размышлению, раздумью. «Говорящая» мелодия «Утренней молитвы» светлая, пронизанная чувством тихой радости, ожиданием нового дня.

Послушайте фрагмент «Утренней молитвы» и выберите из предложенных мной те интонации, которые, по-вашему, наиболее подходят к этой музыке. (Обращает внимание ребят на доску.)

(Учитель исполняет первую фразу «Утренней молитвы». Ребята приходят к выводу о том, что в музыке слышны интонации церковного пения.)

Почему именно на сегодняшнем уроке звучала «Утренняя молитва»?

Дети: Потому что все празднуют Пасху, православный, церковный праздник. «Утренняя молитва» передаёт настроение праздника Пасхи: тихую радость, надежду на лучшее, ожидание только хорошего. Молитва, Пасха и Храм - слова, которые неразделимы.

Учитель: Только православные, верующие взрослые дочитают праздник Пасхи?

Дети: Пасха - праздник всех людей: и взрослых верующих, и детей.

Учитель: Что вы знаете о традициях русской Пасхи?

Дети: Готовят Пасхальные блюда: кулич и крашеные яйца. Обмениваются Пасхальными (крашеными) яичками с близкими, знакомыми, друзьями.

Учитель: С давних пор Пасхальным яйцом в России называли не только крашеное яйцо, но и любой Пасхальный подарок. В царской России в Пасхальные дни состоятельные люди старались порадовать заключённых в темницах, детей-сирот, одиноких стариков.

Во время Первой мировой войны были образованы благотворительные комиссии в помощь и поддержку солдатам на фронтах и раненым воинам. «Красное яичко - фронту» - под таким девизом собирались и отправлялись на фронт Пасхальные подарки с бельём, продуктами питания, мылом и другими вещами, необходимыми в армии. Всё это - традиционная в России Пасхальная благотворительность. Скажите, что означает слово «благотворительность»?

Дети: Благотворительность - это помощь нуждающимся, лечение бедных больных, воспитание сирот и бесприютных детей.

Учитель: Примеров благотворительности можно привести много. Пасха на Руси отмечалась не только молитвой и праздничным столом, но и добрыми делами, щедрой благотворительностью -  таков Пасхальный обычай. Какие Пасхальные обычаи знакомы вам ещё?

Дети: Звонят колокола; люди ходят в церковь на службу; дети ходят по домам с особыми песнями.

Учитель: Почти повсеместно в первый день Пасхи дома в селении обходили дети («волочебный обход»), с пением под окнами «волочебных» песен. Деревенские ребятишки собирались по 10-20 человек, поздравляли хозяев: «Христос воскрес!», те отвечали: «Воистину воскрес!» и одаривали их крашеными яйцами, пирогами, сладостями. Не одарить ребятишек казалось зазорным, хозяева ждали «волочебников», как желанных гостей, считая, что от их визита зависит благополучие хозяйства. Угощение выносили во двор или подавали через окно. Ребята, хотите посмотреть, как это было?

Учитель предлагает ребятам посмотреть театральную миниатюру «Пасхальный сюрприз» в исполнении школьного фольклорного ансамбля. Песни знакомы всем учащимся, поэтому спеть их можно хором.

«Пасхальный сюрприз»

В классе декорация деревенского двора (забор, на заборе курица с петухом, собака в будке). Во дворе тётка Матрёна и дядька Григорий (ростовые куклы). Ширма, за ширмой Рассказчик и корзиночка с травкой, в которую спрятаны конверты с заданием для самостоятельной роботы. Песни к спектаклю по выбору учителя. Народные костюмы для действующих лиц.

Действующие лица: Рассказчик, девочка (1 – 5), мальчик (1 – 5).

Звучит русская народная песня «Тимоня». Дети сидят на корточках около ростовых кукол.

Рассказчик: не спеша:

Тётка Матрёна и дядька Григорий
Держали в деревне большое подворье:
Три поросёнка, корова, лошадка.
У курочки Рябы детки - цыплятки,
И петушок золотой гребешок,
И рыжий щенок пo кличке Вершок...
Детей в семье было много...
Пост соблюдали строго!

Рассказчик:  

Жили - не тужили, зиму пережили.
Дождались дней весенних,
Светлого христова воскресения!

Девочка (1) радостно:

Стол пасхальный накрываем.
Веткой вербы украшаем,
Из печей несём куличики,
А от курочки - яички.

Мальчик (1) (берёт в руки курочку с декоративного забора):

Нам дай, курочка, яичко простое,

Девочка (2):

Мы его распишем, будет золотое.

Дети берут в руку заранее приготовленные открытки в форме яичка.

Девочка (З) с любовью:

Яйцо - символ солнца, любви и надежды.

Мальчик (2) торжественно:

Нарядим яйцо в пасхальные одежды!

Мальчик (3) с озорством:

Своему дружке Егорке нарисую мотылька. (К лёгкой жизни.)
Без отцовской пусть без порки
Будет жизнь его легка.

Делает вид, что рисует на яйце (открытке) щепочкой, все остальные ребята «любуются» росписью.

Девочка (4) мечтательно:

Ну а я подружке Оле
Разрисую всё фасолью. (К замужеству.)
Будет ей жених богатый -
Симпатичный, конопатый.

Мальчик (4):

А соседским близнецам
Нарисуем солнце! (К счастью.)

Девочка (5):

Пусть заглядывает чаще
Солнце к ним в оконце.

В это время мальчик выносит из-за ширмы корзинку с зелёной травкой, выращенной заранее, или искусственной (в корзинку спрятаны конверты для самостоятельной работы).

Мальчик (5):

Рисовать я не умею,
Я ещё малявка.
В зиму зёрнышко посеял,
Получилась травка.

Девочка (1) почти шёпотом:

Травка очень даже кстати,
Мы в неё яички спрячем!

Все, кто держит в руках яички, «прячут» их в корзинку с травкой.

Девочка (2) обращаясь к участникам миниатюры:

Ну-ка, братцы,
Собирайтесь все в кучечку,
Пойдём в село,
Поздравим всех с праздником!

Мальчик (1):

С Христовым днём,
С красным яйцом!!!

(Все исполняют песню «Далалынь, далалынь», имитируя «поход к соседям».)

Девочка (3) обращаясь к зрителям:

Ой, как много добрых лиц,
От соседей вам Сюрприз!

Мальчик (2):

Нам на радость,
Вам на удивленье.
С Пасхой вас,
С Христовым воскресеньем!

Под торжественную музыку корзинку с яичками (конвертами для самостоятельной работы) «волочебники» преподносят одноклассникам.

Под музыку П. И. Чайковского «Утренняя молитва» ребята выполняют самостоятельную работу «Изготовление пасхальной открытки». Открытки, изготовленные своими руками, ребята дарят своим близким, сверстникам из детского дома, учителям-ветеранам в рамках школьной благотворительной акции «Пасхальный сюрприз». Предваряет такое поздравление в детском доме, в доме ветеранов, в больнице театральная миниатюра «Пасхальный сюрприз» в исполнении ребят-солистов фольклорного ансамбля, что придаёт акции самобытность и особый колорит. Следующее занятие может начаться игрой «Пасхальное утро, или что я знаю о Пасхе», в целях повторения и повышения мотивации учения.)

Изготовление праздничной открытки «Пасхальное яичко»

Заготовка из цветного картона для «яичка» (основа открытки, шаблон «бабочка», атласная лента, карандаш, ножницы, клей, цветная бумага.

Этапы работы

  1. На листе цветной бумаги карандашом обвести шаблон «бабочка» и вырезать по контуру ножницами.
  2. На середину «яичка» приклеить вырезанную из цветной бумаги «бабочку».
  3. Украсить открытку атласной лентой, продевая её в отверстия, расположенные по контуру, у «вершины» завязать бантик.
  4. На обратной стороне открытки ребятам предлагается написать карандашом поздравление.

Эвристическую беседу с элементами рукоделия подготовила С. А. Лапина (преподаватель высшей категории), ДМШ № 3, г. Павлово, Нижегородской области.

Композиторы и исполнители