Шостакович

Седьмая симфония Шостаковича

А знаете ли вы, что это за симфония? Год её создания - 1941-й. Место, где она была написана, - город Ленинград. Да, такие «анкетные данные» говорят сами за себя, ведь это не просто название города. Сорок первый в Ленинграде - это блокада. Это холод и мрак, это обстрелы и бомбёжки, это крохотный, умещающийся на ладони кусочек хлеба на весь день. Это обледеневшие набережные Невы и проруби, к которым тянутся за водой нескончаемые очереди измученных, голодных людей. Но сорок первый в Ленинграде - это не только ужас и смерть. Это несокрушимая воля советских людей, вера в победу, это труд, тяжёлый, упорный труд во имя победы. Советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович дежурит во время налётов на крыше дома, а в свободное от дежурств время он сидит в своём нетопленом кабинете, такой же усталый и голодный, как и все ленинградцы, и пишет, пишет, пишет... Он сочиняет новую симфонию...

Музыкально-литературная композиция для проведения интересного и красочного урока по теме.

Музыку трудно объяснить словами

О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику. Лишь о небольшой части музыки - музыке программной - мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, то есть касаясь тех словесных описаний, которые даёт сам композитор. Наиболее трудной для восприятия многие считают непрограммную инструментальную музыку. Как определить содержание музыки в тех случаях, когда композитор не предпослал ей какого-либо конкретного заглавия или литературного предисловия? Как, например, понять, что именно хотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична, глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Ленинград. Номер 7

Фильм об одном из самых известных произведений, написанных Д. Шостаковичем. Седьмая симфония создавалась им в осажденном Ленинграде и сразу же стала ярким антифашистским символом. В годы Второй мировой войны ее исполняли по всему миру. Лучшие дирижеры США соперничали за право быть первым, кто получит заветную партитуру. Однако самое известное исполнение Седьмой состоялось в самом Ленинграде. Это случилось спустя год после начала блокады, когда в городе уже почти не оставалось музыкантов.

Шостакович. Марш

Марши бывают разные: и торжественные, праздничные, и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные. Музыка имеет свой язык - она может быть плавной, нежной, и отрывистой, скачущей, озорной. Может звучать высоко, легко и низко, тяжело...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Какой бывает музыкальная фактура

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Великая музыка великих городов: Москва - Прокофьев, Шостакович

Москва - один из самых прекрасных городов мира, даже зимой она обладает необычайным очарованием, и холод лишь добавляет остроты ощущений. В последнем фильме серии мы отправляемся в Москву...

Музыкальные инструменты и игрушки: Шарманка

Шарманка - это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз.

Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Ее жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Абсолютный слух: Шостакович. 7 симфония

Этот сюжет о седьмой Ленинградской симфонии Шостаковича. Это произведение, которое вошло во все учебники русской музыки. Так у многих и осталось в памяти: Ленинградская симфония написана о блокадном Ленинграде, впервые исполнена в Ленинграде и стала свидетельством силы духа русских людей в Великой Отечественной Войне. Между тем это так, и не совсем так. Гениальные произведения всегда хранят в себе скрытые смыслы. Эта программа расскажет и о них и о некоторых подробностях написания и первом исполнении великой симфонии, которая потрясла мир.

Программно-изобразительная музыка

В жизни человека музыка бывает и другом, и утешительницей, и мечтой. Но некоторые люди (часто по незнанию) отводят ей роль простой служанки, даже не подозревая о том, что она - богиня, способная возвысить человеческую душу, затронуть в ней добрые, благородные струны. Даже слушая незнакомую музыку, вы вдруг понимаете, что в ней выражены именно ваши чувства, настроения: то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, какой и словами не определить. Оказывается, что все эти эмоции также пережил другой человек - композитор, а затем сумел выразить в звуках музыки огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. И неважно, в каком веке жил композитор - в XVIII или ХХ, для музыки не существует границ: она переходит от сердца к сердцу. Вот в этом свойстве музыки - выразительности - кроется её главная сила...

Комплект для проведения урока музыки.

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

С наступлением ХХ века не только произошло размежевание на авторов «серьёзной» и «лёгкой» музыки, но также стало привычным негативное восприятие тех явлений музыки, какие не вписывались в границы академического искусства. Однако сейчас разделение музыки на «лёгкую» и «серьёзную» перестало быть единственно возможной классификацией. С течением времени границы между этими видами музыкального творчества стираются, и единственным критерием остаётся художественный уровень произведения. Как справедливо сказал известный современный композитор Борис Тищенко, «музыка не бывает оперной, балетной, «лёгкой», «тяжёлой» и т. д. Она может быть только хорошей или плохой»...

Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.

Страницы

Композиторы и исполнители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Подписка на RSS - Шостакович