Шостакович. Марш

Шостакович. Марш

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Марш

Рекомендации по исполнению. Шутливый, весёлый, задорный характер марша создаётся композитором с помощью контрастной динамики, акцентов, отрывистого звучания. В исполнении необходимо обратить внимание на цельность линий. Для этого, прежде всего, нужно избегать лишних акцентов, которые дробят фразы. Часто можно слышать марш с двумя акцентами в такте (на 1-ю и 3-ю доли) вместо одного, указанного композитором (на 1-ю), что утяжеляет звучание, делает его статичным.

Важно также добиться объединения фразировки по четыре такта, с усилением к концу фразы (т.е. к первой доле четвёртого такта), чтобы акценты не звучали одинаково. Темп должен быть достаточно оживлённым. Крайние части (форма простая трёхчастная) следует играть легко, прозрачно. Это достигается с помощью ясного звучания мелодии в правой руке при облечении аккомпанемента в левой. Стаккато исполняется коротко, чётко.

Средняя часть звучит смело, решительно, ярко. В конце необходимо услышать элементы полифонии: мелодия проводится в партии левой руки, а правая уверенно «перебивает» ее в верхнем регистре.

1-е занятие

Программное содержание. Дать детям сведения о композиторе Д. Шостаковиче. Учить определять жанр и характер музыкального произведения.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сегодня вы послушаете одно из произведений великого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Попробуйте определить, что это - песня, танец или марш (исполняет марш).

Д е т и. Это марш.

П е д а г о г. Правильно. Марши бывают разные: и торжественные, праздничные, и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные. Давайте сравним этот марш с уже знакомым вам маршем композитора Л. Шульгина и определим их характер. (Исполняет оба произведения.)

Д е т и. Первый марш (Д. Шостаковича) - весёлый, шутливый, второй (Л. Шульгина) - праздничный, бодрый.

П е д а г о г. Правильно, знакомый нам марш Д. Шостаковича шутливый, озорной, игривый, а марш Л. Шульгина праздничный, боевой, решительный. Послушайте их ещё раз.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей более полно определять характер маршей, выделять три части в связи со сменой настроений в марше Д. Шостаковича.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сейчас я сыграю произведения, а вы вспомните, как они называются и кто их написал (исполняет фрагменты маршей).

Д е т и. Это марши.

П е д а г о г. Первый марш написал композитор Д. Шостакович, второй - Л. Шульгин. Какой характер этих маршей? Мы говорили, что они совсем разные.

Д е т и. Первый марш весёлый, шутливый, а второй - бодрый, гордый, праздничный.

П е д а г о г. Правильно, марш Д. Шостаковича озорной, бойкий, игривый, шуточный, под него могут шагать игрушечные солдатики, а марш Л. Шульгина решительный, смелый, боевой. Послушайте ещё раз марш Д. Шостаковича и скажите, все ли время он звучит одинаково или характер музыки меняется. Сколько в нем частей?

Д е т и. В марше три части. Сначала музыка звучит тихо, затем громко, а потом опять тихо.

П е д а г о г. Правильно, менялась сила звучания. А характер, настроение менялись? (Исполняет фрагменты частей.)

Д е т и. Сначала музыка весёлая, лёгкая, шутливая, тихая, а потом сердитая, резкая, громкая.

П е д а г о г. Правильно, в средней части характер меняется. Можно сказать, что она сердитая, командующая, повелительная, приказывающая, а затем опять звучит, как в начале, - беззаботно, весело, легко, с озорством (исполняет фрагменты). А теперь послушайте марш целиком (исполняет его).

3-е занятие

Программное содержание. Различать средства музыкальной выразительности в связи с характером частей марша. Выражать в движении смену настроений музыки, средства музыкальной выразительности (динамику, регистр, штрихи).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте знакомый марш Д. Шостаковича и объясните, почему мы определили его характер как шутливый, озорной. Музыка имеет свой язык - она может быть плавной, нежной, и отрывистой, скачущей, озорной. Может звучать высоко, легко и низко, тяжело. Какая это музыка - плавная или отрывистая и какой ее характер? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Музыка подрыгивающая, отрывистая, весёлая, лёгкая.

П е д а г о г. Правильно, это музыка игривая, идут игрушечные солдатики, она звучит легко, высоко, отрывисто. А в средней части? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Резкая, сердитая, командующая, громкая.

П е д а г о г. В музыке слышны акценты, ударения (исполняет фрагмент). Они делают ее чёткой, маршевой, она звучит громко, повелительно, уверенно, приказывающе, отчётливо (исполняет фрагмент). А в крайних частях - легко, тихо, шутливо, игриво, весело, беззаботно. Послушайте марш целиком (исполняет его). А сейчас давайте прислушаемся к окончанию марша. Как оно звучит? (Исполняет фрагмент третьей части.)

Д е т и. Сначала легко, а потом более тяжело, уверенно, смело.

П е д а г о г. Правильно, солдатики хотя и игрушечные, но очень смелые, решительные, стойкие. А почему это произведение называется маршем?

Д е т и. Музыка чёткая, под неё можно шагать.

П е д а г о г. Сейчас я сыграю вам марш целиком, а вы внимательно прислушаетесь к его звучанию и попробуйте прошагать так, как подсказывает музыка. Когда музыка будет звучать тихо, шутливо, как вы будете шагать?

Д е т и. Легко.

П е д а г о г. А когда громко, командующе?

Д е т и. Чётко, бодро, уверенно. (Педагог исполняет марш, дети передают его характер в движении. Можно предложить прошагать и под марш Л. Шульгина - праздничный, боевой.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Шостакович. Марш, mp3;
    Шульгин. Марш, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспекты занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители