Искусство открывает мир

Искусство открывает мир

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 3

Искусство открывает мир

Содержание:

  1. Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в § 3).
  2. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа.

Художественный материал:

  1. Музыка: М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. «Маленький принц» (слушание, пение);
  2. Литература: А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»; X. К. Андерсен. «Соловей».

Песенный репертуар:

  1. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике.
  2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
  3. Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

Ход урока:

Организационный момент

Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, ст. Н. Добронравова.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний и слова, и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать…»
(А. Толстой)

Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир.

Работа по теме урока

1. Беседа о роли искусства в жизни человека

- Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования - человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.

Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности - это радость, утешение, поддержка.

На заре человечества люди только начинали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.

Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец. Включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались.

Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами.

Подобные мотивы нередко встречаются и в сказках, где герои обмениваются посланиями, зашифрованными в рисунках-символах. Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, увидеть связь между изображениями и той ситуацией, которую они выражали.

Истинным мудрецом считался тот, кто обладал богатым воображением, способным разобраться в хитросплетении символов. Это сейчас достаточно быть просто грамотным человеком, чтобы прочесть любой текст, любое письмо. Однако и сейчас необходимо иметь и мудрость, и воображение, чтобы понять произведение искусства, ибо оно содержит смысл, не лежащий на поверхности, а зашифрованный в сочетаниях слов, мелодий или красок.

Природа, создавая человека, наделила его таким воображением. Всмотритесь в детские рисунки, понаблюдайте за детскими играми - и вы увидите, как естественно дети познают мир через своё собственное творчество. Они пишут прекрасные стихи, пользуются необычными сочетаниями красок и даже изобретают собственные слова.

Посмотрите на детские рисунки (рисунки 2-7-летних детей передаются по рядам), что вы можете сказать об этих рисунках?

То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.

2. Работа с учебником 

К сожалению, нередко происходит так, что с годами человек утрачивает свежесть восприятия жизни и способность к воображению. Об этом очень талантливо рассказывает французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц».

Вот как она начинается:

«Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку: на картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано: 

В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться, и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал: 

Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

- Разве шляпа страшная?- возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2. 

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».

В этой книге автор делает ещё один грустный вывод:

«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они воскликнут: «Какая красота!»

- Что вы можете сказать о прочитанном? (Заслушиваются ответы учащихся.)

- Эти слова, конечно, не следует понимать так, что все взрослые одинаковы. Среди них встречаются самые разные люди: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых такие люди с трудом понимают друг друга. Иногда это приводит к очень тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.

Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди, исповедующие идеалы выгоды, не замечающие ни красоты окружающего мира, ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истинные сокровища жизни. Это и есть те самые «взрослые», о которых писал Экзюпери.

«Чего ради, нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга» писал Экзюпери.

Перефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»

3. Вокально-хоровая работа

- Сегодня мы с вами начнём разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».)

Эта песня - о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. Образ Маленького принца возник здесь не случайно: он навеян сказочной повестью А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой чудесной сказке повествуется о маленьком мальчике - принце далёкой крошечной планеты, о его жизни, мечтах и о том, как однажды, отправившись в путешествие, он посетил и нашу планету.

Его путь стал не только путешествием во времени и пространстве; этот путь принёс ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что именно всё это составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и не власть.

Он с удивлением узнал, что это понимание жизни, такое простое на первый взгляд, оказалось недоступным многим взрослым людям, которых Маленький принц повстречал на своём пути, - ни Королю, гордому своим мнимым величием, ни Звездочёту, тратящему жизнь на бесплодный подсчёт своего богатства, ни Пьянице, стремящемуся обрести вечное забвение в вине.

И только Лётчику, встретившему Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись эти пронзительные в своей чистоте истины, которые поведал ему маленький, затерявшийся в пустыне ребёнок. И с той поры для Лётчика и для всех нас, узнавших от него эту историю, Маленький принц и его далёкая планета стали воплощением высокой сказочной мечты.

- Музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью, Микаэл Леонович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.

Разучивание песни.

- Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.

Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим буквально переворачивает жизнь такого человека - и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Оказывается, всё это не умерло в нём, а только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворённой жизни. И вот прочитанная книга, услышанная мелодия или встреча с добрым человеком совершают чудо - чудо возвращения к самому себе, к своим истокам.

4. Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей» 

- «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные - китайцы ...

В целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться».

Поднимите руки те, кто читал эту сказку?

- Правильно - это «Соловей» Г. Х. Андерсена - сказка, повествующая об истинности красоты и о непрочности власти и богатства.

Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всех концов света. Возвращаясь домой, путешественники превозносили в своих книгах всё, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря.

Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.

И мы видим, что император жесток и своенравен. (Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается). Каковы же его подданные?

«И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулась туда. Шли-шли, вдруг где-то замычала корова.

- О! - воскликнули молодые придворные. - Вот он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше.

- Это мычат коровы,- сказала девочка. - Нам ещё далеко идти.

Немного погодя в болоте заквакали лягушки.

- Изумительно! - вскричал придворный проповедник. - Теперь я слышу! Точь-в-точь колокольчик в молельне. (Молельня – помещение для религиозных собраний, служб).

- Нет, это лягушки! - возразила девочка. - Но теперь мы, наверное, скоро услышим его.

И, наконец, запел соловей.

- Вот это соловей! - сказала девочка. - Слушайте, слушайте! А вот он и сам! - И она показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях.

- Неужели этот? - удивился первый приближенный. - Вот уж не ожидал, что он такой! Такой невзрачный! Очевидно, все его краски полиняли, едва он увидел столько знатных особ! (Особа – важный, влиятельный человек).

Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как люди, ослеплённые собственным величием, уже не способны разбираться в самых простых вещах.

И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются им, но более всего они радуются его предстоящему успеху при дворе.

Однако сам император был глубоко потрясён.

«Соловей запел, да так дивно, что у императора слезы выступили на глазах. Вот они покатились по щекам, а соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, она так и хватала за сердце. Император пришёл в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён.

- Я видел на глазах императора слезы,- какой ещё награды мне желать? В слезах императора дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!»

Слёзы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшего в его душе. В конце концов, они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него на груди. Соловей, преданный императором и изгнанный из его государства, прилетел снова, чтобы утешить и ободрить его. Пение соловья было так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила.

«Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! - сказал соловей в ответ на горячую благодарность императора. – Когда я в первый раз пел тебе, я видел слезы на твоих глазах, и этого мне не забыть никогда!»

- Таков итог этой сказки. Это совсем небольшое повествование, но в нём с огромной яркостью и глубиной показаны различные вещи в их истинном свете: непрочность земного могущества, неверность и легкомыслие подданных, ценящих корону императора выше человеческого сердца, нравственная сила подлинного искусства, побеждающего даже смерть.

Отныне император и соловей обрели друг друга. Песня соловья каждый вечер радует императора и заставляет его задуматься. Истина, открывшаяся им обоим, уничтожила границы между владыкой государства и маленькой серой птичкой. И в этом единении обнаружился некий высший смысл, когда красота оказалась способной подчинить себе надменную гордость императора.

Итог урока:

- Так мы видим, что искусство способно воспитывать даже императоров. Искусство открывает мир - не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей.

И когда художник берёт в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, не означает ли это, что в эту минуту ему открывается некий сокровенный смысл, которым он спешит поделиться со всеми людьми? (Сокровенный – хранимый в глубине души, в тайне). И час его творчества становится часом открытия новой, высшей реальности - реальности не менее бесспорной, чем та, которую создают земледельцы, ремесленники и производители машин. Это - реальность духа. (Реальность – настоящая, подлинная невыдуманная действительность). (Дух – внутренняя сила человека).

- Искусство это великая тайна природы. Не случайно древние греки считали это дело божественным. Не случайно создателя произведений искусства называют творцом, как Всевышнего. Не случайно и то, что гений, а творят искусство гении - у древних означал добрый дух, покровитель людей, а начиная с века Просвещения, этим словом назван человек, художник в широком смысле этого слова. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового.

Вопросы и задания:

  1. «Искусство открывает мир». Как вы понимаете эти слова по отношению к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»?
  2. Был ли в вашей жизни случай, когда под впечатлением от музыкального произведения вы совершили добрый поступок?
  3. Согласны ли вы, что песня «Маленький принц» о мечте человека? Какие слова песни подтверждают это?
  4. Внимательно рассмотрите портреты великих деятелей искусства. Какие черты объединяют эти изображения?
  5. 3адумайтесь: слово дух родственно словам духовность, одухотворённость. Почему возможно говорить о реальности духа?
  6. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение о музыке.  Какие чувства оно вызывает в вас?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Таривердиев. Маленький принц (в исп. Е. Камбуровой), mp3;
    Таривердиев. Маленький принц (фонограмма «минус»), mp3;
    Продавец зонтиков (фонограммы «плюс» и «минус»), mp3;
3. Конспект урока, docx.

В презентации использованы иллюстрации В. Север к книге А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», Е. Харук, О. Боман к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»

Композиторы и исполнители