«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 27
Тема: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
Цели урока: Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учётом критериев, представленных в учебнике), и называть его основных представителей; исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Это более чем музыка, и выходя из концерта, не только не испытываешь разочарования, но, напротив, чувствуешь себя точно окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов»
(Н. Я. Мясковский)
Сообщение темы урока:
- Ребята, сегодня мы с вами будем вновь говорить о том, что общего есть в изображении пейзажа в музыке и живописи. Существует такое направление в этих двух видах искусства, называемое импрессионизм, в котором они опять соприкасаются, и очень близко. Как раз этому и посвящён наш сегодняшний урок.
Работа по теме урока:
1. Художники-импрессионисты.
В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее название «импрессионизм». Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников.
В 1874 году группа непризнанных художников организовала в Париже выставку своих работ (появились оригинальные картины К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега, О. Ренуара, А. Сислея), эта экспозиция была воспринята, словно разорвавшаяся бомба. Молодые художники не хотели писать так, как было принято в официальном искусстве – приторно и бездушно. Художники-импрессионисты старались передать природу, как она есть, а если сказать точнее, воспроизвести на холсте своё впечатление от природы, капризной и переменчивой в каждое мгновение жизни. Живописцы применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света.
Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на пленэр. Стремительными точными ударами кисти живописцы переносили на полотно эти мимолетные состояния природы. Не случайно уже знакомый вам Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена - то залитый розовыми лучами утренней зари, то утопающий в призрачном лунном свете, то подёрнутый туманной дымкой, то опутанный инеем. Клод Моне оставил несколько таких серий картин.
Он 20 раз воспроизвёл свои впечатления от собора в Руане. Меньше всего его интересовали архитектурные формы здания. На полотнах собор растворяется в переливах света и цвета. Лучи утреннего, полуденного, закатного солнца скользят по башням и аркам собора, дробясь на тысячи оттенков. Руанцы именно таким видели свой знаменитый собор каждый день, но не замечали этого. Клод Моне изумил их, раскрыл глаза на привычное, примелькавшееся явление.
2. Музыканты-импрессионисты.
Позднее, в 80-90-е годы, идеи импрессионизма нашли выражение и во французской музыке. Два композитора - К. Дебюсси и М. Равель - наиболее ярко представляют импрессионизм в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах-эскизах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с личными переживаниями музыканта-поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.
Музыкальный пейзаж у импрессионистов - область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность.
Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «Паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу», «Туманы», «Мёртвые листья» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси); «Чудесный вечер», «Полевые цветы», «Лунный свет», «Сентиментальный пейзаж» (романсы К. Дебюсси), «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля), «Ночи в садах Испании» («симфонические впечатления» М. де Фалья), «Впечатления от природы» (оркестровые циклы Д. Малипьеро) и т. д.
Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени. Более изысканными стали ритмы, более утонченными - тембры, более терпкими - гармонии. Возможности музыки оказались созвучными живописи импрессионистов; может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг другу.
Рассмотрите картины:
Какие чувства они у вас вызвали? (Заслушиваются ответы детей).
В фортепианной пьесе М. Равеля «Игра воды» явно слышны переливы искрящихся на солнце струй. «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями» - этот эпиграф из стихотворения Анри де Ренье созвучен музыкальному образу произведения.
Мы отчётливо слышим, как смех речного бога сливается со смехом быстрой воды. И в этой радости угадываем очарование солнечного лета, прелесть прозрачной воды, обрисованной в музыке столь выразительно, что она воспринимается почти зримо.
Слушание: М. Равель. «Игра воды».
Зримость обнаруживает себя даже в нотной записи. Разливы речных волн буквально изображены в нижней строке музыкального примера.
А теперь послушайте оркестровый ноктюрн К. Дебюсси «Облака».
Слушание: К. Дебюсси. «Облака».
Музыка пьесы - воплощение стихии воздуха, пространства высокого неба. В отличие от «Игры воды» в ней отсутствует стремительность, порыв к движению, к развитию. Ее звучание отличается спокойствием, созерцательностью, даже некоторой отстранённостью.
Центральное место в пьесе занимает «тема облаков» - короткий мотив, исполняемый английским рожком. Английский рожок обладает особым тембром. В зависимости от характера музыки, от тембрового состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент - «хамелеон» может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса. Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла: так «звучит» высота.
Обращаясь к поэзии, композиторы-импрессионисты останавливали свой выбор на таких произведениях, в которых также было ярко выражено красочное, живописное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен.
Оград бесконечный ряд
И дикий виноград;
Простор далёких синих гор;
Моря терпкий аромат.
Ветряк, как алый маяк,
На светлой зелени дольней;
Бег жеребят своевольный
Возле прибрежных коряг.
Овцы пышные на склонах,
Текущие, как река, -
Белей молока
На коврах они ярко-зелёных.
Кружева пены за кормою,
И парус над водою,
И там, в лазури воскресной,
Медный зов колоколов.
Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это стихотворение полностью бы отвечало его требованиям. Каждая его строка - самостоятельный образ, а взятые вместе они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.
Обратите внимание: в стихотворении нет ни единого глагола. Движение как будто есть, но оно застыло, как на картине: жеребята не бегут, их бег просто запечатлён раз и навсегда, как и кружева пены, и парус над водою.
Образ стихотворения охватывает значительное пространство: ряд оград - бесконечен, синие горы - далеки, а зов колокола звучит в высокой небесной лазури. И при этом - какое обилие красочных определений. Горы в стихотворении синие, ветряк - алый, дол - светло-зелёный, овцы - белей молока, небо - лазурное, зов колоколов - медный. Красочность, зримость, живописность буквально пронизывают этот поэтический пейзаж.
Романс К. Дебюсси, созданный на основе этого стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую выразительность. Композитор вносит элемент движения, живого и весёлого.
Начальные звуки аккомпанемента напоминают узор - то ли рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены. Но мы чувствуем, что этот узор определённо связан с образами стихотворения.
Слушание: К. Дебюсси. «Оград бесконечный ряд». Слова П. Верлена. Фортепианное вступление.
Свежесть звучания непостижимым образом передаёт не только краски моря, но и его терпкий аромат, и запах морского ветра, всю лёгкость и воздушность солнечной морской стихии. Тонко и выразительно в заключении романса звучат воскресные колокола: их звон, нежный и негромкий, доносится откуда-то издалека и растворяется в безбрежной лазури пространства.
Итог урока:
Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве своих проявлений - и как «пейзаж настроения» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотнам И. Левитана и В. Серова, и как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе многообразные проявления прелести окружающего мира (у импрессионистов).
Мы рассмотрели лишь малую часть пейзажных образов в музыке, однако и она позволяет нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всем своеобразную музыку.
«Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты.
Вопросы и задания:
- Какие признаки отличают музыкальный пейзаж у композиторов-импрессионистов? Объясните на примере пьес «Игра воды» М. Равеля и «Облака» К. Дебюсси.
- Какой характер придаёт тембр английского рожка пейзажу в пьесе «Облака»?
- Что нового внесла музыка в поэтический пейзаж стихотворения П. Верлена «Оград бесконечный ряд…»?
- Какие музыкальные произведения на пейзажную тему вам известны? Запишите свой ответ в «Дневнике музыкальных наблюдений».
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3;
Дебюсси. Ноктюрны. Облака, mp3;
Дебюсси. Оград бесконечный ряд, mp3;
Равель. Игра воды, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.