Выразительные средства музыки: О чём рассказывает музыкальный ритм

Выразительные средства музыки: О чём рассказывает музыкальный ритм

О чём рассказывает музыкальный ритм

Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего ритм придает неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров - симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы говорят, что характерные ритмы порой можно услышать даже в звуках окружающего мира.

Вальс

Так, И. Штраус - «король вальса» утверждал, что первые такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса» он уловил в перестуке колёс кареты и только потом записал. 

Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов Штрауса. Прекрасное долгое вступление рисует нам картины сельской местности, звуки и дыхание леса. Звучание цитры переносит нас из элегантных салонов Вены в очарование деревенской природы. Музыка этого вальса словно погружает нас в природу, и мы растворяемся в её чудесных звуках. Из всех красок, которыми расцвечивает вальс Штраус, с изысканной простотой он использует звучание цитры. Совсем краткое её появление в конце этого произведения добавляет в общее настроение оттенок щемящей тоски и светлой грусти.

Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса, многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой - так естественно вырастают их ритмы и мелодии из атмосферы, духа, культурных традиций своей страны.

«Раз-два-три, раз-два-три», - приговаривают танцующие под эту музыку и постепенно перестают сбиваться и спотыкаться.
- Этот танец одному не станцевать – он парный – нужен партнёр.
«Немецкая песенка» считает себя как бы учительницей вальса. Присмотритесь и прислушайтесь к тому, как танцующие притопывают своими деревянными башмаками, как подпрыгивают и кружатся.
«Раз-два-три, раз-два-три», - так танцевали когда-то жители небольших австрийских городков и деревень.
По вечерам они собирались после работы на лужайке и плясали, бойко притопывая. Весело играла нехитрую музыку скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали их в танце. И так дошёл этот танец до самого главного города Австрии, её столицы – Вены. А жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали они и у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и просто на улицах города.
Когда деревенский танец «Раз-два-три» пришёл в Вену, жители австрийской столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: «Ландль», что означало «провинциал», «деревенщина». Ну что это за танец! Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают; попробуй, спляши такой танец на гладком паркете – тотчас шлёпнешься. Разве что и в шутку попробовать. Конечно, не так лихо… Тише, тише!.. Не надо так прыгать!.. Движения помягче, плавнее…  А он ничего, этот «лендлер», этот «провинциал». И танец лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных залов. Только он сменил маску и превратился в танец, который стали называть вальсом.

Но откуда взялось это название? Может оно «благороднее предыдущего? Ничуть. Есть такое приспособление – вальцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика всё время крутятся и втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен» - «крутящийся», «вращающийся».

Но по-настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание талантливые композиторы.  Ведь танец – это не только изящные движения, танец – это зажигательная музыка, под которую хочется танцевать.

Слушание: И. Штраус. «Сказки Венского леса».

Штраус создал жанр большого концертного оркестрового вальса. А в творчестве Шуберта вальс превращался в фортепианную миниатюру, предназначенную для домашнего музицирования или исполнения в небольших салонах. Такие салонные вальсы есть у современника Шуберта, немецкого композитора Карла Вебера, чуть позже появляются фортепианные вальсы Роберта Шумана и Фридерика Шопена. 

Вальсы Шопена (их 18) - это лирические миниатюры, рассказывающие о переживаниях человеческой души. Шопен обращался к жанру вальса на протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора.

Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего, виртуозного характера, а есть тихие, напевные лирические миниатюры.  В одном из последних вальсов, знаменитом вальсе до-диез минор, соединились и блестяще-виртуозные, и лирические черты шопеновских вальсов.

В основе вальса три разнохарактерные вальсовые темы. Мягкая, грациозная тема, плавная и лёгкая, открывает вальс. Её сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая мелодия. Третья - напевная, медленная тема – рождает ощущение размышлений.

Слушание: Ф. Шопен. Вальс До-диез минор.

В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма вальса? Прежде всего, в его музыкальном размере - 3/4. В этом размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и французские, русские, немецкие ... Равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает образ плавного кружения, изящного и лёгкого бального танца.

Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные размеры. Например, размер 3/4, только что названный основным признаком вальса, в той же мере является обязательным и для мазурки, и для полонеза, и для болеро! Однако почему-то, несмотря на общность размера, эти жанры очень трудно спутать друг с другом.

Вопросы и задания:

  1. От каких танцев произошёл вальс?
  2. Для какого инструмента писал вальсы Шопен?
  3. Какие вальсы есть у Шопена, что они выражают?


Мазурка

Пожалуй, ни у одного танца XIX века не было такой огромной популярности, как у вальса. Но были и другие распространённые танцы, оставившие в музыкальном языке свои «знаки».

Мазурка – польский народный танец, танец очень живой, требующий от танцоров большой ловкости и изящества. Ритм мазурки изменчив. Чаще всего акцент падает на третью, последнюю долю такта. Со временем мазурка стала одним из любимых танцев в среде польской аристократии. Здесь она приобрела черты бравурности и блеска.

Мазурки Ф. Шопена – это пьесы танцевального характера. Шопен расширил выразительные возможности мазурки, объединив в ней характерные черты трёх старинных народных танцев: мазур, куявяк и оберек, распространённых в различных областях Польши.

Мазурки Ф. Шопена рассчитаны на концертное исполнение. Эти произведения очень разнообразны по характеру. Многие из них напоминают весёлые деревенские танцы, и лишь некоторые выдержаны в характере блестящих бальных танцев. Особую группу составляют лирические мазурки, в которых композитор передаёт настроения, навеянные разлукой с родиной. В них как бы раскрывается душа польского народа, его думы и чаяния, быт, нравы, чувства и стремления. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Шопена очень искренно и правдиво.

В годы учения в Варшавской консерватории Ф. Шопен часто и подолгу гостил в имениях своих друзей на летних каникулах. Эти имения находились в самой глубине Польши, где ещё живы были традиции крестьянских праздников с народными танцами. Ф. Шопен любил посещать эти деревенские праздники и даже пытался подыгрывать деревенским музыкантам на контрабасе. Польские деревенские оркестры состояли обычно из одной солирующей скрипки, волынок, контрабасов и ударных инструментов.

Ф. Шопен писал мазурки на протяжении всей жизни -  58 мазурок. Но это не танцы. Это наблюдения, переживания композитора, «странички» его «лирического дневника». Все мазурки Ф. Шопена написаны для фортепиано. Трудно выбрать из них две похожие друг на друга. Для каждой мазурки композитор находит свои неповторимые черты.

Среди мазурок Ф. Шопена мы встречаем и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии - настоящие миниатюрные поэмы.

Примером блестящей бальной мазурки является Мазурка си бемоль мажор. В отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого является яркая, стремительная тема с чётким ритмом.

Слушание: Ф. Шопен. Мазурка Си бемоль мажор.

У М. Глинки тоже есть несколько мазурок. Очень необычна его Мазурка ля минор. Это очень нежная, лирическая миниатюра. Не танец, а настроение.

Слушание: М. Глинка. Мазурка ля минор.

Вопросы и задания:

  1. От каких народных танцев произошла бальная мазурка?
  2. Сколько мазурок написал Шопен? Для какого инструмента? Каким другим инструментам он подражает в некоторых мазурках? Где он слышал эти инструменты?


Полонез 

Ритм полонеза - ещё одна разновидность трёхдольного размера. Полонез представляет собой торжественный бальный танец-шествие, поэтому в его трёхдольности слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров - полузабытая картина давно ушедших времён.

Полонез - самый древний из польских танцев. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово «полонез» французское и в переводе означает «польский». В давние времена он представлял собой праздничное церемониальное шествие рыцарей и его танцевали только мужчины. Со временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Им открывали придворные балы. Длинной вереницей шествовали красиво одетые танцоры, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей. 

Кроме придворного существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.

В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драматичные, и бравурные, похожие на рыцарские. Особой известностью пользуется Полонез ля мажор (ор. 40 №1). Это торжественное сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же, как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие концертные пьесы.

Главная тема полонеза - величественная, ликующе-победная.

Слушание: Ф. Шопен. Полонез ля мажор.

В годы Великой Отечественной войны, когда наши воины освобождали Варшаву, одним из первых было отбито у фашистов здание радиоцентра. И тогда на весь город по радио стали исполнять этот величественный полонез Шопена. Под эту музыку шёл бой за столицу родины, подарившей миру великого гения – Фридерика Шопена.

В XIX веке полонез всё чаще появляется как инструментальная миниатюра, не предназначенная для танца. Около 20 «полонезов не для танца» написал польский дипломат и композитор-любитель, ученик Козловского, Михал Клеофас Огиньский. Его ля-минорный лирический Полонез для фортепиано получил мировую известность.

Поначалу это, скорее, не полонез, а «воспоминание о полонезе». В напевной, выразительной грустной мелодии первого раздела нет танцевальной чёткости полонеза, лишь характерная ритмическая фигурка во втором такте напоминает об этом жанре. Вообще эта мелодия удивительна по широте дыхания, необыкновенной напевности.

Слушание: М. Огинский. Полонез «Прощание с Родиной».

Великолепные образцы блестящих бальных полонезов созданы русскими композиторами в операх. Во втором действии оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Глинка изображает бал во дворце воинственного польского короля Сигизмунда. Открывается бал полонезом, в котором композитор использует характерные ритмические фигуры. Этими фигурами и фанфарной интонацией вступления он подчёркивает сходство полонеза с маршем.

Вопросы и задания:

  1. Расскажите о происхождении полонеза, его характере и ритмических особенностях.
  2. У каких композиторов XVIII века есть полонезы?
  3. Какие полонезы писал Огиньский? В чём особенность его полонеза ля минор?
  4. Какой композитор достиг в жанре полонеза наивысших достижений? Что представляют собой его полонезы?
  5. В какой опере русского композитора встречается полонез? Назовите автора этой оперы.


Болеро

Большой популярностью в Испании пользуется танец - болеро. Это слово произошло от испанского voler- летать. Он более спокоен, с ритмом, напоминающим полонез. Его танцуют в сопровождении гитары и кастаньет, но часто и с пением. Русские композиторы Глинка, Даргомыжский, Кюи, Чайковский писали романсы в ритме болеро. Но особо известно «Болеро» для оркестра французского композитора М. Равеля.

М. Равель с огромной яркостью воплотил традиции музыки болеро в своём произведении. Тонкое, глубинное постижение национального духа этого испанского танца было столь поразительным, что имя Равеля - французского композитора первой половины ХХ века - до сих пор связывается с Испанией.

Так, Н. Заболоцкий, посвятивший своё стихотворение «Болеро» замечательному творению французского мастера, намеренно называет Равеля «испанцем», и это звучит как высшая награда:

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный -
Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян ...
Испания! Я вновь тобою пьян!..
Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!

«Испанец» Равель в этом стихотворении Заболоцкого предстаёт как музыкант, сумевший, подобно истинному испанцу, войти в изначальную стихию испанских народных ритмов, плениться их завораживающей красотой и поднять скромный крестьянский танец на пьедестал общечеловеческого восхищения.

«Болеро» состоит из трёх элементов остинатного ритма, неизменно повторяющейся мелодии и большого оркестрового крещендо – постепенного нарастания звучности путём включения всё новых инструментов.  Первое, что мы слышим в начальных тактах, - это ритмическая фигура танца, исполняемая барабаном при лёгкой поддержке пиццикато струнных. Затем солирующая флейта вступает с прихотливо извивающейся мелодией. И до самого конца пьесы и ритмическая фигура, и мелодия переходят от инструмента к инструменту, по мере того, как объём и плотность звучания неуклонно нарастает. В конце играет уже весь огромный, мощный оркестр, а повторение музыки создаёт поистине завораживающий, гипнотический эффект. Мелодия достигает кульминации, раскрываясь в ярком финале.

Слушание: М. Равель. «Болеро».

Вопросы и задания:

  1. В какой стране родился танец болеро?
  2. Почему Н. Заболоцкий в своём стихотворении «Болеро» называет Равеля - французского композитора - «испанцем»?
  3. Расскажите о происхождении «Болеро», его характере и ритмических особенностях.
  4. Какое произведение Мусоргского Равель оркестровал?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Глинка. Мазурка ля-минор (в исполнении В. Рябчикова), mp3;
    Огинский. Полонез  «Прощание с Родиной», mp3;
    Равель. «Болеро», mp3;
    Шопен. Вальс до-диез-минор, соч. 64 №2, mp3;
    Шопен. Мазурка си-бемоль-мажор, mp3;
    Шопен. Полонез ля-мажор, соч. 40 №1, mp3;
    Штраус. «Сказки Венского леса», mp3;
 3. Статья, docx.

Композиторы и исполнители