Чайковский. Песенки из «Детского альбома»

Чайковский. Песенки из «Детского альбома»

Пётр Ильич Чайковский. Детский альбом

Итальянская песенка
Старинная французская песенка
Немецкая песенка

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с близкими названиями.

Ход занятия:

П е д а г о г. В «Детском альбоме» П. Чайковского кроме «Русской песни» есть народные песни других стран - «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка». В каждой пьесе отражаются особенности народной музыки этих стран. Давайте сравним итальянскую и старинную французскую песенки. Чем они отличаются? (Исполняет обе пьесы.)

Д е т и. Итальянская песенка веселая, игривая, живая, а французская - печальная, грустная, жалобная.

П е д а г о г. Да, итальянская песенка очень грациозная, милая, нежная, игривая. Похожа она на какой-нибудь танец? (Играет фрагмент.)

Д е т и. Да, она похожа на вальс.

П е д а г о г. Правильно. В пьесе чувствуется вальсовость, но вальс этот не плавный, а игривый, оживленный. В музыке много акцентов, которые придают ей энергичный характер, отчетливость. (Исполняет 1 - 16-й такты.) В аккомпанементе слышится подражание распространённым в Италии музыкальным инструментам - мандолине и гитаре. (Играет отдельно аккомпанемент.)

В мелодии иногда встречаются быстрые, легкие, отрывистые звуки. (Играет 25 - 32-й такты.) Такая мелодия чаще встречается в танце, чем в песне. Можно сказать, что «Итальянская песенка» больше похожа на танец, чем на песню. (Исполняет пьесу.)

В «Старинной французской песенке» оживает грустный, искренний, простой народный напев. Она похожа на песню - задушевную, задумчивую, мечтательную, печальную. (Играет пьесу повторно.) В средней части музыка становится взволнованной, настойчивой, жалобной. (Играет 20 - 23-й такты.) Это кульминация пьесы. Потом опять повторяется первая мелодия, грустная, меланхоличная. В пьесе три части. (Исполняет пьесу целиком.)

Давайте движениями рук передадим разный характер песенок: танцевальный у итальянской и песенный у французской. (Исполняет пьесы.)

2-е зaнятиe

Программное содержание. Учить детей распознавать черты танцевальности в песенной музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. Сегодня вы услышите «Немецкую песенку» П. Чайковского. На что она больше похожа - на танец или песню? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Она похожа на вальс.

П е д а г о г. Да, «Немецкая песенка», как и «Итальянская песенка», танцевальная по характеру. (Исполняет фрагменты.)

Но «Немецкая песенка» медленнее, громче, тяжелее. Она похожа на немецкий старинный сельский танец лендлер – предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неторопливо, с достоинством, немного чопорно, с галантными поклонами, притопами и кружениями. (Исполняет первую часть.)

В Германии распространен народный музыкальный инструмент - губная гармошка. В средней части пьесы очень похоже переданы звуки губной гармошки. (Играет отдельно партию правой руки, затем всю среднюю часть.) Эта часть пьесы звучит празднично, ярко, даже торжественно. Всего в пьесе три части. Третья точно повторяет первую - размеренная, неторопливая, уверенная, грациозная. (Звучит фрагмент.)

Давайте потанцуем под музыку «Итальянской песенки» и «Немецкой песенки», передадим характер «Старинной французской песенки» в танцевальных движениях. (Играет пьесы.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Чайковский. Итальянская песенка, mp3;
    Чайковский. Старинная французская песенка (2 варианта исполнения), mp3;
    Чайковский. Немецкая песенка, mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители