Два пушкинских образа в музыке: Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»
Два пушкинских образа в музыке: Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»
Содержание:
- Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».
- Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.
Музыкальный материал:
- П. Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин» (слушание);
- А. Макаревич. «Пока горит свеча» (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.
- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
- Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
- Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия музыкальных тем.
- Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.
- Сравнивать музыкальный язык в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания.
- Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей.
В человеческой истории известны случаи, когда великие поступки, совершаемые персонажами художественных произведений, не только определяли последующее развитие литературы, но и влияли на реальную жизнь людей. Многие такие персонажи стали своеобразными символами - как, например, Дон Кихот, а некоторые и по сей день не утратили своего именно живого воздействия.
В своей книге «Мой Пушкин» Марина Цветаева описывает, какое поистине судьбоносное впечатление произвела на неё - шестилетнюю! - сцена из пушкинского «Евгения Онегина», поставленная на рождественском вечере в музыкальной школе:
«Скамейка. На скамейке - Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю ... что это - любовь: когда скамейка, на скамейке - она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова ...
Скамейка, на которой они не сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда - когда расставались. Никогда - когда садились, всегда - расходились. Моя первая любовная сцена была не любовная: он не любил ... потому и не сел, любила она, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес – она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что он стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно ...
Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви ...
Но ещё одно, не одно, а многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку - и руки, не страшась суда,- то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах - сделала. И если я потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.
Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».
И может быть, судьба Татьяны имела предопределяющее значение для развития также и русской музыки, в которой впервые воплотился женский образ такой искренности и такой высоты.
«Я влюблён в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина…»
П. Чайковский
Опера в творчестве Чайковского занимала одно из ведущих мест. Одной из причин этого было то, что Пётр Ильич считал оперу самым демократичным жанром, способным особенно сильно воздействовать на людей. Недаром в одном из писем композитор писал: «Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях - всего народа».
П. И. Чайковский писал оперы на протяжении многих лет, у него сложились определённые принципы в этом жанре.
Прежде всего это касается сюжета оперы. По мнению композитора, он должен быть простым и жизненным, а не эффектным. В период работы над «Евгением Онегиным» Пётр Ильич писал своему любимому ученику С. И. Танееву: «Мне нужно, чтобы не было царей, цариц, народных бунтов, битв, маршей, словом всего того, что составляет атрибут «большой оперы». Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». А ещё он писал: «Мне нужны люди, а не куклы».
Вот в таком сюжете он мог создавать яркие жизненные образы, причём показывать их в типичной для них обстановке. Особым средством для создания таких образов он считал вокальную партию. «Если в опере певцы не поют ..., то какая же это опера».
Но самое главное, он рассматривал оперу как музыкальный спектакль, в котором всё должно быть соразмерным, цельным. И от оперного письма он требовал простоты, широты, рельефности.
Все эти черты очень ярко проявились в его опере «Евгений Онегин». С ней в русскую музыку вошёл новый тип оперы. Автор назвал её «лирическими сценами». Уже сам подзаголовок говорит о том, что в произведении преобладают лирические чувства.
В основу либретто легли некоторые главы пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии, посвящённые главным героям - Татьяне, Онегину, Ленскому и их близкому окружению.
Пётр Ильич сумел особым языком музыки рассказать о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.
В трёх действиях оперы чётко прослеживается жизнь трёх главных героев - Татьяны, Онегина, Ленского - на фоне деревенского быта или картин столичной жизни. Несмотря на то, что опера названа «лирическими сценами», действие её развивается очень целеустремлённо.
Первая картина посвящена знакомству с главными героями (такое знакомство называют экспозицией образов). Здесь же происходит завязка драмы.
Вторая картина посвящена развитию образа Татьяны, в центре её – сцена письма Татьяны. В третьей картине происходит крушение грёз Татьяны.
Четвертая картина - одна из самых драматичных сцен оперы. Это конфликт между Онегиным и Ленским, разрешением которого становится сцена дуэли и смерти Ленского в пятой картине.
Всё происшедшее подготавливает последующие события: встречу на балу в Петербурге Онегина и Татьяны (шестая картина) и драматическую кульминацию - развязку в седьмой картине.
Мы видим, что драматургия оперы имеет сквозное развитие. На протяжении драмы, в разных жизненных ситуациях развиваются характеры главных действующих лиц.
Открывается опера небольшим оркестровым вступлением. В его основе - элегическая тема. Это одна из главных тем Татьяны, тема её поэтических грёз. Она будет не раз появляться в разных вариантах в тех эпизодах оперы, которые связаны с образом Татьяны.
Первую картину открывает дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы?» на текст стихотворения Пушкина «Певец». Он очень похож на бытовавшие в начале XIX века романсы. Спокойное течение этого дуэта дополняется репликами их матери и няни. Всё дышит покоем.
И вдруг этот покой нарушается появлением крестьян. Их хоровые песни «Болят мои скоры ноженьки» и «Уж как по мосту, мосточку» очень похожи на народные песни и оттеняют покой сельской картины.
По-разному воспринимают эти песни сестры, ведь и характеры у них разные. Татьяну песни крестьян зовут «мечтами уноситься куда-то, куда-то далеко»! Ольге же самой хочется повеселиться и пуститься в пляс. Ариозо Ольги «Я не способна к грусти томной» рисует образ простодушной и шаловливой героини.
Приезд Ленского и Онегина меняет неторопливость действия. В квартете каждый из героев выражает свои чувства, отношение к происходящему. «Скажи, которая Татьяна?» - спрашивает Онегин у Ленского. Татьяна взволнованна, полна неясных предчувствий.
Ольга и Ленский - счастливы. Порывистая лирическая мелодия ариозо Ленского «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга» передаёт восторженную влюблённость юного поэта.
Вторая картина полностью посвящена образу Татьяны. Татьяна пишет Онегину своё письмо -признание. На сцене не происходит никакого действия, но музыка так полна чувством, вернее, даже не чувством, а какими-то тончайшими, еле уловимыми оттенками чувств. Это большая развёрнутая сцена. Её, конечно же, надо послушать. Ведь выраженные в музыке чувства невозможно точно описать словами. Их надо почувствовать. Тем более что музыка очень известна. Вы наверняка узнаете знакомые фрагменты этой сцены, темы Татьяны «Пускай погибну я», «Зачем, зачем вы посетили нас», «Ты в сновиденьях мне являлся», «Кто ты, мой ангел ли хранитель» и другие.
Завершается сцена письма картиной рассвета. Поёт пастушеский рожок, и его спокойный, умиротворённый наигрыш ещё больше оттеняет драматизм предыдущей сцены.
Третья картина - объяснение Онегина с Татьяной. На фоне хора девушек «Девицы, красавицы» холодная рассудительность Онегина кажется особенно жестокой. Получив искреннее письмо девушки, он читает ей суровую отповедь. «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел», - обращается он к Татьяне, а её короткие ответные реплики звучат как поучительный стон. Онегин завершает свой «урок» фразой «Учитесь властвовать собой ...», после которой вновь вступает хор девушек.
Четвертая картина - бал в доме Лариных - включает в себя несколько танцев (вальс, мазурка, котильон), на фоне которых разворачивается ссора Онегина и Ленского. Представьте, Евгений привык бывать на столичных блестящих балах. И вдруг - бал сельский, скучный, на котором барыни, рассевшись вдоль стен, судачат. Девицы провинциальны, смешны для него. От скуки он начинает ухаживать за Ольгой. Оскорблённый Ленский вызывает его на дуэль.
Пятая картина - сцена дуэли – вводит нас в мир трагедийных образов. Знаменитая ария Ленского полна мягкой элегической задумчивости. Помните эту тему – «Куда, куда, куда вы удалились?» Но по-настоящему духовный мир юного героя раскрывается в самой арии «Что день грядущий мне готовит?»
В центре сцены поединка - дуэт «Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?» Он написан в форме канона. Онегин вторит мелодии Ленского. В глубине его души рождается желание остановить дуэль, помириться. Но по существующим в обществе представлениям дуэль между бывшими друзьями является неизбежной. И вот звучит роковой выстрел. На вопрос Онегина: «Убит?» - следует утвердительный ответ. Скорбно, трагически безнадёжно звучит в оркестре тема из арии Ленского.
Шестая картина переносит нас в столицу. И вновь бал. Но как разительно отличается он от простодушной музыки на балу у Лариных! Он открывается блестящим торжественным полонезом. И даже Онегин здесь другой. Он лишён былого равнодушия и надменности. В его ариозо «И здесь мне скучно» звучит тоска от сознания бесцельности жизни и раскаяние в убийстве друга.
Под звуки вальса на балу появляется Татьяна. Прошли годы, она стала женой князя Гремина, и вот судьба вновь свела их с Онегиным. Их короткий разговор не более чем светская беседа. Но в оркестре как напоминание о былом звучит одна из тем сцены письма. Здесь в развитии образа Онегина происходит перелом. Впервые в опере его музыка наполнена искренностью и сердечным теплом – «Увы, сомненья нет, влюблён я».
Седьмая картина - драматическая кульминация оперы. Это объяснение Онегина с Татьяной. Татьяна грустит, вспоминая прошлое. Внезапно появляется Онегин и признаётся в своём чувстве. Он просит ответить взаимностью, но Татьяна остаётся верна своему долгу. Казалось бы, объяснение содержания картины заняло два предложения. Но сколько искреннего чувства, даже страстей в музыке этой сцены. Конечно, её тоже надо обязательно послушать. И тогда вы почувствуете, сколько решительности и гордости звучит в последних словах Татьяны: «Онегин, я тверда останусь!» Перед этой непреклонностью никнет некогда холодный и высокомерный Евгений: «Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!»
Так заканчивается опера «Евгений Онегин».
Эти «лирические сцены» были поставлены впервые не на профессиональной сцене, а студентами Московской консерватории под управлением Н. Рубинштейна в 1879 году. С тех пор это гениальное творение украшает репертуар многих оперных театров мира.
Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» стала одной из самых замечательных пушкинских опер, в которой с особой силой зазвучали голоса героев бессмертного пушкинского романа. Онегин, Ленский, Гремин с их превосходными музыкальными характеристиками, обогащёнными прекрасным исполнением (эти роли входят в репертуар лучших певцов мира), стали частью не только литературной, но и музыкальной жизни России. Однако с особой теплотой и глубиной трактован в музыке образ Татьяны - любящей, благородной, страдающей и непреклонной.
Чайковский - вслед за Пушкиным - рисует образ искренний и глубоко человечный, страдающий со всей непосредственностью живого чувства. Любовь героини знала и трепет, и надежду, особенно очевидные в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегину открыла тайну своего сердца.
Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.
Татьяна Ларина находится в ряду самых значительных женских образов русского музыкального искусства, в котором стоят и Ярославна из «Князя Игоря» А. Бородина, и Наташа Ростова из «Войны и мира» С. Прокофьева ... Тема любви, такой разной, нередко предстающей в состоянии высокого страдания, открыла новую грань в понимании этого чувства, такого огромного и важного в жизни каждого человека.
Вопросы и задания:
- Считаете ли вы, что Татьяна – один из самых ярких женских образов в русском искусстве? Назовите других героинь, которые обогатили русское искусство достоинством своей личности.
- Согласны ли вы с цветаевской трактовкой образа Татьяны?
- Какие черты характера героини, по-вашему, особенно выразительно переданы в музыке П. Чайковского?
- При прослушивании Сцены письма обратите внимание на частые смены эмоциональных состояний в музыке. Подумайте, чем они обусловлены.
- Во время очередной телепередачи «Что? Где? Когда?» знатокам был предложен вопрос: «Какой музыкальный инструмент начинает звучание фрагмента «Я к вам пишу, чего же боле?». Как бы вы ответили на этот вопрос?