Сказки и художники. Волк и конь
Сказки и художники. Волк и конь
Хотя у сказочных героев проблемы посложнее наших: скажем, пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что, у них есть волшебные помощники. Самый частый из них - конь, а самый редкостный - Серый волк.
Лошадей в сказках - видимо-невидимо. Но обычно они - или просто помощники (транспортное средство тридевятого царства), или просто волшебные. Скажешь коню: «Стой!» - он рассыплется в серебро, скажешь: «Но!»- серебро обратится в коня. А волшебный помощник - другое дело. Он - говорящий богатырский конь.
Из художников-сказочников в богатырских конях лучше всех разбирался Васнецов. Эта замечательная разновидность сказочных лошадей представлена на его картине «Богатырский скок», где могучего воина несёт на себе могучий конь.
Слушание: А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I. Allegro.
Одну важную примету волшебного помощника зритель уясняет сразу: бежит, только земля дрожит. Но крупные размеры и огромная сила коня - ещё не всё. Во-первых, он умеет предсказывать будущее. Например: «Не бери золотого пера; возьмёшь – горе узнаешь!» Во-вторых, даёт полезные советы: как Жар-птицу добыть, как заманить Василису-царевну. В третьих, умеет колдовать: наскоро заговорил своего хозяина-стрельца - и тот может спокойно купаться в кипятке, не опасаясь за собственную жизнь.
Много талантов волшебного коня-помощника осталось за рамой картины. И Васнецов взялся за новую.
Слушание: Р. Щедрин. «Третий полёт» из балета «Конёк-Горбунок».
В тридесятом государстве есть конь посильнее того, что на картине «Богатырский скок». Он единственный из сказочных лошадей имеет имя: Сивка-Бурка, вещий Воронко. Вот уж у него, когда бежит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. (А что земля дрожит - о том даже разговору нет.)
Размер его таков, что «В одно ушко залез - напился-наелся, в другое вылез – молодцом оделся». Хозяин ему достался Иван-дурак: «ничего не делал, только на печи сидел да сморкался». Сивка-Бурка помог ему жениться на царской дочери. Условие царь поставил такое: кто подпрыгнет высоко и поцелует царевну в уста сахарные, за того её и замуж отдаст (некоторые, правда, рассказывают, что достаточно было сорвать её портрет и вышитое полотенце).
Хотелось бы знать: на какую же высоту способен подпрыгнуть волшебный конь? Сказка на этот вопрос отвечает туманно: «столько-то много брёвен». Знал ли Васнецов? Вот он, богатырский взлёт Сивки-Бурки, вот бревенчатый терем: действительно высокий - крыша теряется среди облаков, толпа народа осталась где-то внизу. Снизу до царевнина окна можно насчитать 15 брёвен; но, сколько их ещё до земли - непонятно. Видно, художник залюбовался царевной и про остальные бревна просто забыл.
Слушание: И. Стравинский. «Пляс Жар-птицы» из балета «Жар-птица».
Отличить волка-помощника от обыкновенного волка и вовсе несложно: обыкновенный съест у Ивана-царевича коня, как будто, так и надо, а помощник - съест, а потом догонит и извинится.
Серый волк - персонаж особенный: мало о ком ещё можно узнать из сказки столько подробностей. Он совестливый: «Жаль мне тебя, Иван-царевич, что ты пеш изнурился; жаль и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на меня, на Серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?»
Иван-царевич по молодости и неопытности то и дело поступал вопреки его советам, а волк не возмущался, терпеливо носился с ним от царства к царству и только мягко укорял: «Ох ты, гой еси, младой юноша Иван-царевич! Аля чего ты слова моего не слушался?» Серый волк сочувствует влюблённым. Ради того, чтобы Иван-царевич не расстался с Еленой Прекрасной, сам превратился в прекрасную королевну и три дня прожил у царя Афона, причём никого не укусил и ни одного коня не съел. И при всем том он - хищник из дремучего леса. Сложная натура, да и только. И всё же не каждый живописец возьмётся передать на холсте сказочный волчий образ, а художник-сказочник возьмётся.
Слушание: И. Стравинский. «Вступление» из балета «Жар-птица».
Серый волк из дремучего леса вошёл в изобразительное искусство трудами Васнецова, и получилось всё очень эффектно. На выставке огромную васнецовскую картину «Иван-царевич на Сером волке» поместили в конце огромного же зала, так что зрители замечали её уже от двери и потом, рассматривая остальные произведения, постепенно к ней приближались. Многие из них впервые в жизни видели настоящий сказочный дремучий лес - тёмный и тесный, жутковатый и бесконечный, лес, от которого можно ждать чего угодно. Похожие леса встречаются кое-где и в нашем, не волшебном, мире.
Брат Виктора Васнецова, Аполлинарий, тоже художник, вспоминал, что недалеко от села Рябова, где они выросли, оставались «древние леса», где «поражали великаны-ели, поваленные буреломом, мягкие подушки мха и пни обхвата в два». Там и волки должны водиться такие, как в сказке говорится, - «пребольшие», чтоб на спине свободно помещались царевич и царевна.
Поскольку писать волков Васнецову до тех пор не доводилось, требовался образец. Но в окрестностях Киева, где он тогда работал, волки не водились - не было лесов. Рассказывают, что волка приводили к живописцу из Киевского зоопарка - позировать для картины.
Ездить на сказочном волке, судя по всему, приятно. Вон он громадным прыжком перемахивает через лесное болотце, а пассажирам не страшно: сидят себе спокойно, как в кресле. А ещё в сказке сказано: «Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил её сердцем, а она Ивана-царевича». Так, может, это езда на волшебном волке пробуждает любовь в сердцах? Может, он только с виду серый и хищный, а душа у него - нежная и ангельская? И где ступит он лапой своей мохнатой, сухой ствол покроется яблоневым цветом, а в болотце, сто лет солнца не видавшем, распустятся водяные лилии? Может, всё это на картине - от него?
Через несколько лет после той выставки Билибин оформил «Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». Публика к тому времени освоилась с образом сказочного волка в изобразительном искусстве, и книжка подкрепила его успех. Так, с лёгкой руки художников Серый волк сделался всеобщим любимцем.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I. Allegro, mp3;
Стравинский. «Вступление» из балета «Жар-птица», mp3;
Стравинский. «Пляс Жар-птицы» из балета «Жар-птица», mp3;
Щедрин. «Третий полёт» из балета «Конёк-Горбунок», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.