Русская народная песня в обработке композиторов-классиков
Русская народная песня в обработке композиторов-классиков
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с различными вариантами народных песен и их обработками.
Ход занятия:
П е д а г о г. Народные песни существуют издавна. Матери и бабушки убаюкивали младенцев ласковыми колыбельными, развлекали их пестушками и потешками («Идёт коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-ворона» и др. Пропойте с детьми песенки-потешки «Сорока-ворона», «Петушок». Затем предложите послушать эти песенки-потешки в обработке А. К. Лядова в исполнении детского хора).
Подрастая, дети участвовали в праздниках: встречали и провожали Масленицу, закликали весну, допускались на взрослые посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил жизни. Существовало множество свадебных песен, песен о семейной жизни. Невеста прощалась с родительским домом, с подружками. На свадьбе пели песни-причитания, оплакивающие зачастую несчастную долю невесты, которую иногда выдавали за старого богатого, но немилого сердцу человека.
В песнях о семейной жизни звучала грусть молодой женщины о родительском доме, о родной стороне.
Если девушка выходила замуж по любви, в песнях звучали другие настроения. Иногда одну и ту же песню о семейной жизни пели по-разному (даже с разными словами) в зависимости от того, удачным ли оказалось замужество. Хороводная песня «Во поле берёза стояла» существует в двух вариантах.
Русские композиторы делали обработки народных песен: сочиняли к ним аккомпанемент, в котором подчёркивали то или иное настроение. Послушайте две разные обработки песни «Во поле берёза стояла». Первая сделана композитором Н. Римским-Корсаковым. Какое настроение передано в этом варианте песни? (Играет ее.)
Д е т и. Грустное, печальное, жалобное.
П е д а г о г. Да, в обработке Н. Римского-Корсакова эта песня звучит как плач, в ней рассказывается о загубленной девичьей судьбе, о девушке, выданной за немилого. Песня звучит горестно, будто причитание. Послушайте, как мрачно звучат аккорды аккомпанемента, которые словно застыли на низких, суровых звуках в басу. (Исполняет первую часть песни.)
Во второй части песни мелодия звучит в низком регистре, жалобно, тоскливо, а в верхнем голосе появляется словно плачущий подголосок мелодии, спускающийся вниз. (Исполняет фрагмент.)
И снова в конце песни возвращаются унылые басы, звучат как мрачный колокольный звон. (Исполняет фрагмент и всю песню целиком.)
Вторая обработка этой песни сделана композитором А. Гурилёвым. Она передаёт совсем другое настроение - светлое, ласковое. Лёгкая, танцевальная песня рассказывает о счастливой в замужестве девичьей судьбе.
Во втором куплете звучит мягкая, изящная вариация, появляется ажурный, более быстрый аккомпанемент. В конце песни нежно позвякивают бубенчики. (Исполняет фрагменты и всю песню целиком. Этот вариант песни может быть использован для хороводов.)
2-е занятие
Программное содержание. Углублять представления детей об обработках русских народных песен. Сравнивать обработки одной мелодии, сделанные разными композиторами.
Ход занятия:
П е д а г о г. Песни слагались в народе. Они передавались от родителей к детям. Лучшие русские народные песни выживали, другие забывались, ведь песни не записывались, а передавались изустно. Композиторы стали собирать и записывать мелодии русских народных песен. Они сочинили к мелодиям аккомпанемент, обрабатывали песни для музыкальных инструментов или оркестра.
В обработках композиторы выражали своё отношение к песням, подчёркивая те или иные особенности, которые им казались важными. Если сравнить одну и ту же мелодию с аккомпанементом, написанным разными композиторами, будет понятнее, что представляет собой сама обработка народной песни.
Давайте сравним две обработки одной и той же народной песни, сделанные двумя великими русскими композиторами - Н. Римским-Корсаковым и П. Чайковским. Эта песня называется «Голова ль ты моя, головушка». Н. Римский-Корсаков и П. Чайковский по-разному относились к народным песням. Н. Римский-Корсаков любил и чаще использовал в своих произведениях старинные крестьянские песни. П. Чайковскому были ближе более поздние городские песни. Послушайте сначала народную мелодию без аккомпанемента. (Исполняет мелодию песни.)
Какой характер песни подчёркивает композитор Н. Римский-Корсаков в своей обработке? (Исполняет ее.)
Д е т и. Весёлый, плясовой.
П е д а г о г. Да, песня в обработке Н. Римского-Корсакова звучит как разудалая, лихая, молодецкая плясовая. Аккомпанемент мелодии варьируется, звучит по-разному, но характер темы - весёлый, плясовой - почти не меняется. (Песня звучит повторно.)
А как звучит эта песня в обработке П. Чайковского? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Она более спокойная, плавная, напевная.
П е д а г о г. В обработке П. Чайковского - это инструментальная пьеса, которая вошла в его «Детский альбом». Называется «Русская песня». Она более мягкая, плавная, больше похожа на лирическую песню, чем на пляску. Аккорды и подголоски напоминают хоровое звучание. (Пьеса исполняется повторно.)
А в обработке Н. Римского-Корсакова слышно подражание различным русским народным инструментам - целому оркестру, который звучит мощно, широко.
На последующих занятиях дети оркеструют песню, передают разный характер музыки в движениях - движениях рук, танцевальных, плясовых.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Голова ль моя головушка. Русская нар. песня, mp3;
Во поле берёза стояла. Русская нар. песня (без вокала, в исп. Академ. оркестра нар. инстр.), mp3;
Во поле берёза стояла. Русская нар. песня (с вокалом), mp3;
Во поле берёза стояла. Русская нар. песня. Обр. Римского-Корсакова (без вокала), mp3;
Петушок. Русская нар. песня. Обр. Лядова (в исп. детского хора), mp3;
Сорока-белобока. Русская нар. песня. Обр. Лядова (в исп. детского хора), mp3;
Чайковский. Детский альбом. Русская песня (в исп. В. Горностаевой), mp3;
3. Сопровождающая статья - коспект занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.