Чайковский. Слава и гордость земли русской
Чайковский. Слава и гордость земли русской
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору», - писал Пётр Ильич Чайковский...
Музыку Чайковского знают все. Во всем мире восхищаются его операми и симфоническими произведениями. Его справедливо относят к числу величайших композиторов мира, а в Москве каждые два года проводится Международный конкурс, который носит его имя.
Чайковский родился в небольшом городке Воткинске, где его отец служил инженером на заводе. По вечерам в доме собирались его сослуживцы, страстные любители музыки. Отец играл на флейте, мать пела. Маленький Пётр уже с пяти лет любил «фантазировать» на рояле. Впоследствии он говорил, что сочинять стал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки преследовали его повсюду, он их слышал, даже когда было тихо. Из его детских историй известно, как однажды вечером гувернантка Фанни Дюрбах застала мальчика в слезах. «О, эта музыка!.. Избавьте меня от неё! Она у меня здесь, здесь, - рыдал он, указывая на голову, - она не даёт мне покоя».
Однако после окончания гимназии Чайковский поступил в училище правоведения и, получив диплом, стал работать в Министерстве юстиции. Но правоведа из него не получилось.
Незадолго до окончания училища Чайковский перенёс тяжёлый удар, оставивший неизгладимый след в его душе, — от холеры умерла горячо любимая мать. Эта потеря наложила отпечаток на все его последующие отношения с женщинами — он все время искал ту, которая могла бы хоть отчасти заменить ее.
В 1861 году Чайковский путешествует по Европе. Именно там у него созрело желание серьёзно заниматься музыкой. Сразу же по возвращении в Петербург он становится студентом Консерватории по классу композиции. Его наставник — знаменитый Антон Рубинштейн.
За три года он окончил весь курс с большой серебряной медалью, а в 1866 году по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.
Уже к этому времени появилось несколько его произведений, которые принесли ему известность. Музыкальные критики отмечали необыкновенный талант их автора. После первого исполнения кантаты на оду Ф. Шиллера «К радости» в 1866 году известный петербургский музыкант и критик Г. А. Ларош писал Чайковскому: «Вы самый большой музыкальный талант современной России».
В том же году Чайковский начинает писать свою Первую симфонию «Зимние грёзы». Премьера ее состоялась в 1868 году. Успех превзошёл все ожидания. Кстати, Первую симфонию больше всего любил и сам Чайковский, считая это своё произведение ещё незрелым, но гораздо содержательнее и лучше других, более зрелых. Он показал себя гениальным последователем Глинки, развивая заложенные им традиции национального музыкального стиля и русского симфонизма.
1868 год принёс Чайковскому радость творчества и горечь разочарования. В этот год Пётр Ильич впервые услышал известную итальянскую певицу Дезире Арто, которая приехала в Москву на итальянский сезон и пела в опере Россини «Отелло». Она полностью завладела его мыслями. Он посвящает ей свои новые произведения, в частности Романс для фортепиано. Чайковский делает Арто предложение руки и сердца, и она его принимает. Однако друзья композитора были категорически против этого брака, опасаясь, что Пётр Ильич перестанет заниматься музыкой, сопровождая жену во время гастролей. О том, что эта избалованная вниманием знаменитая певица останется в России, не могло быть и речи. Неизвестно, что стало причиной неожиданного решения Дезире Арто, но она расторгла помолвку и вышла замуж за испанского певца М. Падилью-и-Рамоса. Это известие потрясло Чайковского, и он ещё больше погрузился в работу.
В 1869 году он создаёт увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Несмотря на то, что сам композитор был доволен своим произведением, считая его лучшим из созданного им до сих пор, после первого же успешного исполнения он все-таки решил переработать его. Это, кстати, являлось характерным для его творчества. Он по несколько раз перерабатывал многие свои произведения, доводя их до совершенства. Это относится и к «Зимним грёзам», и к опере «Кузнец Вакула», в позднейшей редакции названной «Черевички», и ко всем остальным ранним и поздним произведениям.
Исследователи творчества композитора отмечают, что произведения Чайковского 70-х годов, в частности «Ромео и Джульетта», а также симфоническая фантазия «Буря» (по Шекспиру) и «Франческа да Римини» (по «Божественной комедии» Данте) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы его жизни.
Весной 1875 года Чайковский начинает работу над балетом «Лебединое озеро», премьера которого состоялась в Большом театре 20 февраля 1877 года. Начиная с «Лебединого озера», Чайковский и в других своих балетах – «Спящая красавица», «Щелкунчик» - будет развивать фантастическую тему. «Лебединое озеро» критики назвали «симфонией в балете», так как музыка в нем не просто дополняла танцы, а развивалась в соответствии со своей особой драматургией.
Как обычно, не успев закончить одно произведение, Чайковский принялся за другое. Одновременно с работой над балетом он начинает писать цикл пьес для фортепиано «Времена года». Это сочинение повествует о жизни и смерти - о скорби, страданиях, неизбежности утрат и непреходящем течении времени. Но в нем все-таки звучит и жизнеутверждающее начало. Эти мотивы в творчестве Чайковского возникают не случайно. Они характерны и для его более поздних произведений.
Работа в консерватории начинает тяготить его, прежде всего тем, что отбирает «самое драгоценное в жизни» - время для собственного творчества. Хотя композитор всегда был готов оказать любую помощь и поддержку молодым талантам, для себя он хотел свободы, чтобы безо всяких помех отдаваться творчеству. За эти годы создано немало талантливых произведений, но работать урывками ему надоело. Надо было уходить из консерватории, но в таком случае он оставался без средств к существованию. Чайковский не может найти выход из создавшейся ситуации и все больше испытывает чувство неудовлетворённости. Он пишет друзьям: «Мне кажется, что я ... начинаю повторять себя ... Неужели моя песенка спета и дальше я не пойду?..» Если раньше критические рецензии мало его задевали, то теперь он болезненно воспринимает любые критические замечания.
Пытаясь преодолеть душевный кризис, Чайковский решает изменить свою жизнь и неожиданно для всех женится на Антонине Ивановне Милюковой, совершенно чужой ему женщине и по характеру, и по духу. Этот необдуманный поступок едва не закончился трагедией. Вскоре после женитьбы в сентябре 1877 года Чайковский в состоянии «близком к безумию» уезжает с братом за границу. А уже в начале 1878 года он пишет: «Я покоен, здоров, счастлив...»
И все-таки, несмотря на душевный кризис, 1877 год стал для Чайковского очень плодотворным. В этот год он создал два больших сочинения: Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин», которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.
В 1878 году, наконец, разрешилась и другая проблема. После 12 лет преподавательской работы Чайковский уходит из консерватории. Это решение композитор принял по настоянию фон Мекк, своего «лучшего друга», как он всегда называл ее. Их необычную дружбу называют «романом в письмах». Они ни разу не встретились и общались только в письмах. Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова инженера путей сообщения, который оставил жене миллионное состояние, была страстной любительницей музыки и большой поклонницей творчества Чайковского. Она также оказывала поддержку Московской консерватории и Русскому музыкальному обществу.
В своих письмах к фон Мекк Чайковский делился всем самым сокровенным, рассказывал ей о себе, размышлял о творчестве, обо всем, что его волновало. Дружеское участие Н. Ф. фон Мекк в судьбе композитора изменило его материальное положение и обеспечило желанную независимость и свободу.
Теперь Чайковский только сочиняет музыку, много путешествует, подолгу живёт за рубежом - в Швейцарии, Италии, в Париже, других городах Западной Европы. Его творческие интересы становятся шире и разнообразнее, о чем говорят большинство крупных сочинений: оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Чародейка» (1887), программная симфония «Манфред» (по Байрону, 1885), Пятая симфония (1888). Эти «годы странствий» стали для него периодом «накопления новых и новых творческих сил, художественного мастерства и мудрости».
Имя Чайковского становится известно во всем мире, его произведения исполняются в Европе и Америке, иногда даже раньше, чем в России.
С середины 80-х годов он все чаще приезжает в Москву и подолгу живёт в ее окрестностях. Композитор покупает небольшой дом в Клину. Там и написаны его лучшие произведения последних лет - Пятая и Шестая симфонии, оперы «Пиковая дама», «Чародейка», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
На склоне лет Чайковский, преодолев свою мучительную застенчивость, встал за дирижёрский пульт. В 1891 году он с огромным успехом выступал в США. В 1893 г. в Англии, в Кембриджском университете, ему было присвоена степень почётного доктора Кембриджского Университета.
В последний период жизни (1887 - 1893) композитор создал наиболее трагические произведения - оперу «Пиковая дама» (1890) и Шестую симфонию (1893), а наряду с ними - полные тепла и солнечного света балет «Спящая красавица» (1889) и оперу «Иоланта» (1891).
В октябре 1893 года в Петербурге состоялась премьера Шестой симфонии. А через девять дней, 25 октября 1893 года, Чайковский скончался. Ему было 53 года. Скоропостижная смерть композитора вызвала в обществе толки, что будто бы он покончил жизнь самоубийством. Но ясных доказательств тому нет никаких. В Петербурге в это время была эпидемия холеры, и, по всей вероятности, Чайковский умер именно от неё (об этом свидетельствовали и его лечащие врачи). Во всяком случае, хоронили его по православному обряду, что было бы невозможно, если бы версия о самоубийстве подтвердилась. Более того, Чайковского отпевали в Казанском соборе — первый случай, когда в этом соборе служили панихиду по человеку не дворянского сословия.
На похоронах великого композитора присутствовало более шестидесяти тысяч человек.
Чайковский оставил после себя огромное музыкальное наследие, которое стало частью мировой культуры. Композитор создал произведения почти во всех музыкальных жанрах; кроме того, писал музыкально-критические статьи, учебники, в частности, написал первый русский учебник «Руководство к практическому изучению гармонии», дневники, почти 5 тысяч писем.
В 1940 - 1974 гг. в издательстве «Музыка» вышло Полное собрание сочинений композитора из 62 томов музыкальных произведений, а в 1953 - 1981 гг. - 17 томов его литературных произведений и переписки.
Очень многое из того, что сделал П. И. Чайковский, можно определить словом «впервые». Он создал новый симфонический жанр - трагическую симфонию, новый для русской оперы жанр - лирико-психологическую драму, новый в русской музыке классический балет, который впоследствии оказал сильное влияние на развитие мирового балета.
Звуки музыки
Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, соч. 23
Это произведение Чайковского не сразу было понято современниками, но впоследствии прославило своего автора.
Первый фортепианный концерт Чайковского стал действительно первым - первым образцом национальной классики в концертном жанре. Уже были созданы концерты Рубинштейна - талантливые, блестящие. Но это ещё не было в полной мере русской классикой.
Появление концерта воодушевило многих любителей музыки в России. «Поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Пётр Ильич»,- писал весною 1875 года С. И. Танеев.
В этом произведении Чайковский использовал малороссийские народные мотивы. В первой части это - напев украинских слепцов-лирников, в финале - песня «Выйди, выйди, Иваньку». Впрочем, не все сразу приняли и поняли замечательное своеобразие этого подарка русской музыке. Знаменитый пианист Николай Рубинштейн, которому был посвящён Первый концерт, встретил его в штыки: «Концерт никуда не годится...». Кроме того, он считал, что его почти невозможно исполнить (через несколько лет почти та же история повторится со Скрипичным концертом). В ответ Чайковский вспылил: «Я не изменю ни единой ноты», и снял посвящение Рубинштейну. Впоследствии концерт вы ходил с посвящением Гансу фон Бюлову, который и исполнил его впервые.
Вскоре Первый фортепианный концерт стал одним из самых известных и репертуарных произведений П. И. Чайковского. А в качестве одного из его блестящих исполнителей прославился... Николай Рубинштейн, некогда столь безапелляционно отвергший его.
Полонез из оперы «Евгений Онегин»
Чайковский часто черпал вдохновение в народной и танцевальной музыке. Танцу находится место не только в балетах, но и в «Евгении Онегине», а также во многих инструментальных произведениях композитора...
Характерной чертой творчества Чайковского в целом является широкое использование народной мелодики и танцевальных форм. Это касается не только знаменитых балетов композитора, где наличие соответствующих элементов диктуется законами жанра, но также симфоний и других произведений. Удивительно органично, например, звучит полонез в опере «Евгений Онегин».
Полонезом открывается третий акт оперы. Своею беззаботностью он контрастирует с драматизмом разворачивающихся на глазах у зрителей событий: Онегин вернулся из путешествия и, попав в дом своего старинного приятеля Гремина, встретился там с Татьяной, его женою. Надо думать, вы помните, какая буря чувств охватила Евгения при этой встрече, как был он поражён переменой, произошедшей в Татьяне.
Энергичная, полная жизни танцевальная музыка подчёркивает одиночество героя, обречённого на страдание.
Серенада для струнного оркестра, соч. 48. Вальс
Это одно из самых бесконечно очаровательных и популярных произведений Чайковского. Даже сам композитор признавал его одним из своих любимых, отмечая, что чем больше оркестр, тем лучше звучание произведения. Несмотря на то, что он был великолепным мастером оркестровки, всегда знающим, какие инструменты использовать для достижения максимального эффекта, в Серенаде слышно, что его природная изобретательность и воображение были способны произвести на свет богатую палитру звучания, задействовав только одни струнные.
На первом исполнении в 1880 году Вальс вызвал столько аплодисментов, что был исполнен на бис. В нём звучит замечательная мелодия, вкрадчивая главная тема, подхваченная оркестром с его ритмичным вальсом. Здесь Чайковский передаёт в музыке счастливое и беззаботное состояние.
Романс, соч. 5 в переложении для струнного оркестра
Романс был написан после неудачного увлечения композитора итальянской певицей Дезире Арто (сопрано). В первоначальном варианте он создавался для фортепиано. В оркестровом переложении основную мелодию ведут скрипки, дважды прерываемые оркестром с живой, более оптимистичной темой. Но даже в ней, вплоть до самого конца, можно услышать меланхоличные, грустные нотки, которые придают мелодии едва уловимые цыганские интонации.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 35 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Фортепианный концерт № 1 си-бемоль минор, соч. 23. 1 часть (фрагмент), mp3;
Чайковский. Евгений Онегин, соч. 24. Полонез, mp3;
Чайковский. Серенада для струнного оркестра, соч. 48. Вальс, mp3;
Чайковский. Романс, соч. 5 в переложении для струнного оркестра, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.