Единство музыкального произведения

Единство музыкального произведения

Единство музыкального произведения

Содержание:

  1. С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении.
  2. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Музыкальный материал:

  1. Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
  2. П. Чайковский. Интродукция к балету «Спящая красавица» (слушание);
  3. Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.
  2. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности.

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п.
Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».

Р. Шуман

...Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Оркестр играет интродукцию (интродукция - слово латинского происхождения, означает «введение» - краткое вступление к оперному или балетному спектаклю) к балету Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица».

О чём эта музыка? ... Внезапно на вас обрушивается мощное и жёсткое звучание огромного оркестра. «Колючие», изломанные мелодические линии, резкое звучание диссонантных (диссонанс - сочетание двух или нескольких звуков, образующих напряжённое, резкое созвучие. Слово «диссонанс» происходит от латинского dissonantia, что значит «нестройное звучание») аккордов, грозные кличи духовых инструментов создаёт музыкальный портрет злой феи Карабос.

Но вот лёгкий ветерок пассажа арфы переносит нас в волшебный мир Добра и Красоты: на фоне нежнейшего аккомпанемента появляется прекрасная мелодия. Это тема феи Сирени. Она спокойно парит, освещаемая светлыми красками консонантных (консонанс - благозвучное сочетание двух или более звуков. В переводе с латыни consonantia означает «согласное звучание») аккордов. Музыка звучит хрупко, беззащитно. Разве может такая фея противостоять натиску злобной Карабос?

Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую.

Чем же вызвано такое превращение?

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.

Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка ...

Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей.

 П. Чайковский

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, порой просто невозможно выделить в его звучании что-то одно - мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело ведь не в том, что он изобретает какие-то новые средства выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о людях.

Как неповторимы люди, так неповторимы и их дела. Возьмите любую простую вещь - два разных человека сделают её совершенно по-разному! Тем более это относится к вещам сложным, заключающим в себе не только мастерство, но и душевную энергию - ведь в их создании участвуют воспитание, опыт, вкусы, привычки, образование и многое-многое другое. Поэтому мы не удивляемся тому, что два композитора, живущие в одно время и в одной стране, порой так непохожи друг на друга, как непохожи два разных произведения даже одного композитора или две разные скрипки одного мастера.

Чтобы понять музыкальное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам - традиции (традиция – то, что унаследовано от предшествующих поколений), в которой оно возникло, и неповторимому «почерку» его автора.

Почему необходимо обращение к традиции?

Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока и впадает в своё море; мастерству предшествует ученичество, зрелости - юность ... Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени, новый ритм - из ритмических, новый тембр - из тембровых. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость?

Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно проявляется? В биографии композитора? В названиях его произведений? Отчасти - да.

И жизнь композитора, и названия его произведений, - всё это помогает нам понять многое в его творчестве.

Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное своё выражение.

И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень разная: в одних случаях в такой целостности солирует ритм, а в других - мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный мир гармонии, в других - в многокрасочное тембровое царство. Это естественно: ведь в каждом произведении общий замысел диктует выбор необходимых средств выразительности.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д.

К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Каждое настроение, каждое чувство, переживание и характер имеют своих музыкальных «представителей». Что-то выражает себя в мелодии, что-то - в гармонии, а что-то - в особенных динамических средствах.

Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика. Разумеется, приведённый ряд может быть продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны различные штрихи, входящие в понятие артикуляции, ускорения и замедления темпа, образующие область музыкальной агогики, как необыкновенно выразительна роль педали.

Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем именно выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальных произведений, вы сможете выделить особенные черты, появляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и образующие ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

Вопросы и задания:

  1. Что образует единство музыкального произведения?
  2. Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?
  3. Послушайте Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера. Можно ли согласиться, что сила воздействия этой музыки связана с единством всех её выразительных средств? Для ответа на этот вопрос постарайтесь охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембров, динамики. (Описание произведения в уроке «В чём сила музыки»)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Вагнер. Вступление к 3 действию из оперы «Лоэнгрин», mp3;
    Чайковский. Тема Карабос из балета «Спящая красавица», mp3;
    Чайковский. Тема Феи Сирени из балета «Спящая красавица», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители