В чём сила музыки

В чём сила музыки

В чём сила музыки

Содержание:

  1. Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Музыкальный материал:

  1. Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент (слушание);
  2. Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
  3. А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
  2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  3. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  4. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
  5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
  6. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей.

Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле,
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка...

(И. Таяновский)

Наверное, никакое искусство не обнаруживает такого разнообразия чувств, характеров и настроений, такой палитры нюансов, беспрерывно меняющихся, текучих и подвижных, как искусство музыкальное. В каждом его произведении – то порыв, то созерцание; раздумье сменяется весельем, безудержный бег – плавной величественной поступью.

Пожалуй, таковы и мы, люди: ведь это мы создаём такую разнообразную музыку. И самое главное, именно такой – изменчивой и разной – воспринимаем её и любим. Значит, эти её свойства близки нам самим, нашему способу мыслить и чувствовать.

Давайте вспомним, часто ли выпадает день, когда с утра до вечера мы пребываем в одном настроении? А всегда ли удаётся додумать до конца какую-нибудь одну мысль, не увлекаясь, не фантазируя, не споря с самим собой? И уж совсем невозможно представить себе разговор нескольких людей, который протекал бы полностью бесстрастно (хладнокровно, спокойно), без вопросов и волнений.

Мир чувств действительно бесконечно подвижен. На него влияют перемены в природе, слова и поступки людей, удачи и неудачи нашей жизни, прочитанные книги и, наконец, услышанная музыка. Возникающая из эмоционального многообразия человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. И не случайно французский философ А. Бергсон сказал: «Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, плачет вся природа».

Обратите внимание: плачут именно все, то есть воздействие музыки признаётся, как всеобщее, одинаково покоряющее всех, кто способен её воспринимать.

Послушайте два разных музыкальных произведения.

Первое из них – вторая часть Симфонии № 7 Л. Бетховена - вдохновенное аллегретто – имеет название «Павшие братья». Её музыка выражает состояние благородной и возвышенной скорби. Она не побуждает к действию, она заставляет нас задуматься.

Другое произведение – Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» немецкого композитора Р. Вагнера – воспринимается совсем по-другому. Стремительность и мощь, уверенность и победоносность отличают её характер. Наверное, потому эта музыка так часто звучит во время крупных торжеств и церемоний, подчёркивая оптимистическое настроение.

Два разных фрагмента – два характера, запечатлённые с яркой силой. Эта сила воздействует на всех, кто слушает великую музыку, способную преображать окружающий мир. 

Дополнительный материал к опере Р. Вагнера «Лоэнгрин»

Рихард Вагнер принадлежит к числу великих композиторов, обогативших своим творчеством мировую культуру. Гений его был универсален: Вагнер прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных творений, но и как замечательный дирижёр, явившийся основоположником современного искусства дирижирования; он был талантливым поэтом-драматургом - создателем либретто своих опер - и одарённым публицистом, теоретиком музыкального театра. Такая разносторонняя деятельность, наряду с кипучей энергией, титанической волей в утверждении своих художественных принципов привлекли к музыке Вагнера всеобщее внимание. Его идейно-творческие достижения вызывали горячие споры и при жизни, и после его смерти. Они не утихли и по сей день.

Возвращение рыцарства

1846 год. Рихарду Вагнеру 33 года. Пережив крушение надежд и неожиданный триумф, он жаждет преобразований. Мечты о новой опере, о новом искусстве, способном изменить человека к лучшему, приводят его в мир древних мифов и легенд. Он почти живёт в Национальной библиотеке среди средневековых манускриптов. И в героях эпосов и рыцарских баллад видит своих современников - такими, какими они должны быть!

Он очарован старинной легендой о рыцаре-лебеде. Столетиями ходила она по Европе, вдохновляя трубадуров и миннезингеров, и те слагали сказания о рыцарском пути, о Братстве рыцарей, живущих в небесной стране, и о его посланниках, всегда готовых прийти на помощь людям, встать на защиту чести и справедливости. Когда же открывается их тайна, верные священному обету, они возвращаются на свою родину в лебединой ладье.

Из-под пера композитора начинает рождаться музыка, какую никто раньше не слышал, - бесконечно льющаяся, наполняющая светом и внутренней силой. Охваченный необычайным вдохновением, он за несколько дней пишет план оперы, объединяя многие легенды в одну - историю о Лоэнгрине, сыне Парсифаля.

Принцесса Эльза, оклеветанная, обвинённая в убийстве брата и ждущая приговора, видит во сне прекрасного юношу в серебряных латах, пришедшего спасти её. Утром на суде, по старинному обычаю, король вопрошает, найдётся ли рыцарь, готовый в поединке заступиться за неё. Никто не осмеливается, и отчаявшаяся Эльза говорит о рыцаре из сна. Вдруг перед изумлённой толпой появляется ладья, влекомая лебедем, а в ней - тот самый рыцарь! Он вступает в поединок и побеждает клеветника, благородно даруя ему жизнь. Справедливость в королевстве восстановлена, и вот уже назначена свадьба Эльзы и прекрасного незнакомца. Он просит только об одном - чтобы девушка не спрашивала, кто он и откуда. Но яд сомнений всё же проникает в сердце Эльзы. Нарушив клятву, данную рыцарю, она всё-таки задаёт роковой вопрос… Вновь появляется лебединая ладья: расставание влюблённых неизбежно. На прощание Лоэнгрин открывает перед всеми свою тайну - он поёт о загадочной стране Монсальват, о своём отце Парсифале, о Братстве рыцарей и их миссии…

В судьбе Лоэнгрина Вагнер увидел и свою собственную судьбу. Судьбу Художника - нести людям свет, идеалы любви и справедливости, зная, что обыватели не поймут и не примут. Но он верил в силу Искусства исцелять и очищать души людей. «Я писал музыку к «Лоэнгрину» и как будто набрёл на источник живой воды среди пустыни; «Лоэнгрином» я как бы расставался со своим прошлым и намечал новый мир в будущем, мир, рисовавшийся всё более и более как прибежище от пошлости современного театра и оперы».

На одной из постановок «Лоэнгрина» побывал принц Людвиг Баварский. Он вырос и был воспитан в атмосфере рыцарских легенд и преданий старины, а Лоэнгрин был его любимым героем. Музыка потрясла Людвига! В то время Вагнер был на грани отчаяния, ни одно из его усилий не увенчивалось успехом, к тому же он вынужден был скрываться от преследования властей за участие в революции. Но он не переставал верить, что судьба поможет ему…

Вскоре молодой Людвиг стал королём Баварии. Первое, что он сделал, - разыскал автора «Лоэнгрина». И сам, словно Лоэнгрин, пришёл на помощь композитору, которого почитал. Он пригласил Вагнера в Мюнхен, стал его соратником и покровителем. Вместе они мечтали о новых временах, о новых рыцарях, о новом искусстве. Вагнер продолжил сочинять «рыцарские» оперы и построил специально для их постановок в Байройте театр - театр своей мечты. А Людвиг стал строить чудо-замки, и один из них - удивительный Нойшванштайн, «Новый лебединый утёс». Внешне замок напоминает лебедя, а внутри расписан сценами из рыцарских легенд. Но не для короля и свиты, не для людей предназначался этот замок. Там должны были поселиться мечты! Чтобы в каменной лебединой ладье отправиться дальше во времени, даря тем, кто ищет и ждёт, надежду, что Рыцари вернутся.    

Борис Хомичев (из журнала «Человек без границ»)

Вопросы и задания:

  1. Послушайте два различных музыкальных произведения - II часть Симфонии № 7 Л. Бетховена и – Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера. Наверное, каждый согласится, что звучание этих фрагментов обладает огромной силой воздействия. В чём заключается эта сила?
  2. Согласны ли вы, что звучание Симфонии Бетховена вызывает одинаковые чувства у всех слушателей? Можно ли то же сказать о произведении Вагнера?


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бетховен. Симфония № 7 (II часть), mp3;
    Вагнер. Вступление к 3 действию из оперы «Лоэнгрин», mp3;
    Вагнер. Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин», mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

Композиторы и исполнители