Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище
Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище
Нет искусства, если нет преображения.
(П. Гоген, художник)
Что такое концерт?
Относится ли он к полезным изобретениям человечества или это просто один из вариантов проведения досуга?
Как бы там ни было, концерт существует уже очень давно и является одним из лучших способов приобщения людей к музыке. Диапазон исторических форм концерта весьма широк: это и исполнение произведения перед публикой, и приятный фон во время парковых прогулок, игр и трапез.
Именно концерт как мероприятие преимущественно составного характера - как правило, в его рамках звучало множество номеров или музыкальных произведений - был с самого начала подвержен различным взаимодействиям. Далеко не всегда концерт был чисто музыкальным мероприятием. На его характер влияло буквально всё: место проведения, репертуар, частота смены номеров и т. д. Различные виды взаимодействий мы последовательно рассмотрим в настоящем разделе.
Такие взаимодействия касаются многих музыкально-зрелищных жанров - не только концерта, но и оперного спектакля. Это свидетельствует о том, что среди истоков концерта некоторые более ранние виды публичных мероприятий. Вероятно, с этим не в последнюю очередь связана синтетическая природа концерта, который ориентирован не только на слуховое, но и на зрительное восприятие.
В настоящее время, с характерной для него склонностью к художественным экспериментам, появилось немало концертов, прямо нацеленных на достижение визуального эффекта. Это не только всевозможные лазерные шоу и пиротехнические эффекты, но и настоящие концертные представления со специально сконструированными декорациями и тщательно выбранным местом проведения. Так, широко известны светомузыкальные опыты французского музыканта Жана Мишеля Андре Жарра, проводящего концерты по всему миру. Одним из таких мероприятий стал концерт в Париже, который был организован следующим образом.
Пирамидальная сцена была установлена между аркой Обороны и Триумфальной аркой - с тем, чтобы концерт могли посетить до 2,5 миллиона человек. Это шоу совпало с выходом нового альбома Жарра «En attendant Cousteau» («В ожидании Кусто»), музыка из которого прозвучала на концерте.
Послушайте один из фрагментов композиции «En attendant Cousteau». Это образец электронной инструментальной музыки, которую почитатели определяют как «46 минут абсолютной гармонии». В ней отчётливо выражен пространственный эффект, делающий органичным звучание композиции на открытом воздухе. Использованы и необычные ритмические решения, ради их воплощения Жан Мишель Жарр специально ездил в Тринидад и Тобаго (островное государство в Карибском море) для совместной записи с группой местных барабанщиков.
Однако неверно думать, что стремление к различного рода взаимодействиям в рамках концертного мероприятия стало приметой только нынешнего времени. Концерт всегда тяготел к пестроте и многообразию внутренних составляющих. Один из исследователей истории концерта, Е. В. Дуков, пишет: «Мозаика жанров концертного искусства, как показывает его история, практически безгранична. Выступления музыкантов, чтецов или танцоров различного творческого профиля отнюдь не исчерпывают его программ... В роли концертного номера ещё в конце XIX века можно было встретить выступления гипнотизёров и «профессоров увеселительной физики», ранний синематограф и граммофон, демонстрацию изъянов человеческого тела и его совершенной красоты, даже чудеса техники, вообще не имеющие никакого отношения к искусству (вплоть до паровоза или мотоцикла).
Замечательным примером такой «Мозаики жанров» может служить знаменитый спектакль «Необыкновенный концерт», поставленный на сцене Московского театра кукол им. С. В. Образцова. Это представление синтезирует жанры театрально-драматического и кукольного спектаклей, сборного концерта, включающего колоритный конферанс, а также инструментальные, вокальные, танцевальные и цирковые номера. Одновременно «Необыкновенный концерт», будучи ярким пародийным спектаклем, акцентирует самые характерные особенности именно концерта как эстрадного жанра - со всеми его достоинствами и недостатками.
Таким образом, зрелищное начало, присущее концерту, не только сближает его с родственными художественными явлениями, такими как театральный, оперный, музыкальный спектакль, но и становится предпосылкой внутреннего развития концертного жанра. Современный концерт – многоликий феномен, сочетающий всё богатство и разнообразие современной художественной жизни.
Вопросы и задания:
- Считаешь ли ты концерт удачным изобретением человечества? Объясни свой ответ.
- Как ты думаешь, почему концерт изначально был ориентирован не только на слуховое, но и на зрительное восприятие?
- Органична ли музыка Ж. М. А. Жарра той зрелищной концепции, какую предложил музыкант в честь Ж. И. Кусто?
- Интересна ли, по-твоему, такая программа концерта, когда в ней представлены и музыка, и танец, и цирковые номера, и разговорный жанр? Для каких случаев такая программа может считаться удачной, а для каких - не подходит?
- Послушай музыкальные фрагменты из кукольного спектакля «Необыкновенный концерт». Какие особенности концерта пародируются в нём, на твой взгляд, в первую очередь?
- Составь собственную программу «номерного» концерта, включающую выступления современных артистов. Объясни свой подход.
* Феномен - явление, случай, событие.
* Жак Ив Кусто - французский учёный-натуралист, исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Известен его телесериал «Подводная одиссея команды Кусто» и др.