Адажио

Выразительные средства музыки: От адажио к престо

Музыка созерцательного, углубленного характера редко имеет быстрый темп, музыка же веселого или шуточного характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать их темп по тому, что известно об их содержании или жанре. Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как должны они звучать?

Комплект для проведения урока музыки для общеобразовательной и музыкальной школ по теме «Выразительные средства музыки. Ритм» серии «Музыка, её формы и жанры».

«Русские сезоны» в Париже

Медленно, нехотя уходил 19 век, «золотой век» русского искусства, открывший миру Толстого и Достоевского, Чайковского и Мусоргского, Репина и Сурикова. На смену шёл новый век, полный предчувствий перемен в социальной и художественной жизни России. В начале ХХ века Европа была покорена самобытностью и художественным совершенством русского искусства. Триумф «Русских сезонов» стал плодом усилий талантливых художников, композиторов, хореографов, танцовщиков, объединить которых в единое целое сумел выдающийся меценат и антрепренёр, неординарная творческая личность - Сергей Павлович Дягилев...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 5 класс.

Основные элементы музыкального языка

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т.п. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».
(Р. Шуман)

Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия, ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это всё выразительные средства музыкального искусства...

Комплект для проведения развёрнутого урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах. Обширный иллюстративный и музыкальный материал.

Бетховен и соната

«Для того, чтобы создать что-то по-настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило...»

Бетховен оставил множество произведений, написанных в сонатной форме. Сонатой (от латинского и итальянского sonare, или «звучать») называется один из основных жанров инструментальной музыки, в отличие от кантаты (от латинского и итальянского cantare, или «петь») произведения для хора и оркестра. Иными словами, кантату поют, а сонату исполняют на музыкальных инструментах. Будучи достаточно неопределенным, термин «соната» естественным образом эволюционировал на протяжении истории музыки, пройдя целый ряд форм еще до наступления классической эры. В классический период роль сонаты постоянно возрастала, а к началу XIX века она превратилась в основную форму каждого крупномасштабного музыкального произведения.

Йозеф Гайдн. Прощальная симфония

Он мог изобразить в симфонии неуклюжего медведя или кудахтанье курицы - симфонии эти потом так и называли: «Медведь» и «Курица». Одну его симфонию называют «Сюрприз» за то, что там, в середине медленной, тихой и даже какой-то «важной» музыки вдруг неожиданно раздаётся очень громкий удар, и снова, как ни в чём не бывало, важно и неторопливо, продолжается та же медленная, спокойная музыка. Рассказывают, что таким «сюрпризом» Гайдн решил расшевелить чопорных, суховатых англичан, когда ездил на гастроли в Англию. Если спросить человека, любящего музыку, что такое симфония, он вам ответит примерно так: симфония - это большое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра и состоящее обычно из четырёх частей. И, конечно же, назовёт вам композиторов, создавших гениальные симфонии. Среди них, очевидно, в первую очередь будут названы имена Бетховена, Чайковского, Моцарта... Но если об этом же вы спросите музыканта, то первое имя, которое он вам назовёт, будет - Гайдн...

Комплект для проведения интересного урока по творчеству Йозефа Гайдна. Для детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Музыкальные жанры: Соната

За три века существования сонаты эта музыкальная форма претерпела такие существенные изменения и предстает теперь в таком богатстве вариантов, что невозможно дать ее однозначное определение. Единственное, что присуще любой сонате, – по музыкальному содержанию это самая сложная и многосоставная музыкальная форма, к какой бы эпохе ни относилась данная конкретная соната.

И это, пожалуй, все...

Дмитрий Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская»

В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион. В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Шостакович начал работу над своей Симфонией №7. Он прежде никому не посвящал свои крупные произведения, но эта симфония стала подношением Ленинграду и его жителям. Композитор был движим любовью к родному городу и этими поистине героическими временами борьбы.

Презентация с музыкальным сопровождением.

Выразительные средства музыки: Диалог метра и ритма

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами...

Комплект для проведения урока музыки для общеобразовательной и музыкальной школ по теме «Выразительные средства музыки. Ритм» серии «Музыка, её формы и жанры».

Классическое наследие: Вивальди. Времена года - Осень


После опустошающей бурной грозы приходит осенний праздник сбора урожая. Крестьяне веселятся, танцуют и поют. Нисходящие, быстрые, но отчасти нерешительные пассажи намекают, что было выпито много хорошего вина, и настроение у всех превосходное...

Композиторы и исполнители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Подписка на RSS - Адажио