Бетховен и соната
«Для того, чтобы создать что-то по-настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило...»
Бетховен оставил множество произведений, написанных в сонатной форме. Сонатой (от латинского и итальянского sonare, или «звучать») называется один из основных жанров инструментальной музыки, в отличие от кантаты (от латинского и итальянского cantare, или «петь») произведения для хора и оркестра. Иными словами, кантату поют, а сонату исполняют на музыкальных инструментах. Будучи достаточно неопределенным, термин «соната» естественным образом эволюционировал на протяжении истории музыки, пройдя целый ряд форм еще до наступления классической эры. В классический период роль сонаты постоянно возрастала, а к началу XIX века она превратилась в основную форму каждого крупномасштабного музыкального произведения.
Что такое соната?
Термин «соната» типичен для произведений, созданных в период, когда доминирующим направлением в искусстве был стиль барокко. В период перехода от барокко к классической музыке термин «соната» меняет свое смысловое содержание: он расширяется, вбирая в себя самые различные виды небольших инструментальных пьес в жанре камерной музыки, написанных либо для солирующего инструмента, либо для солирующего инструмента с фортепиано.
С 1800 года термин «соната» начал применяться для обозначения масштабной музыкальной формы и именно в этом смысле используется теперь в музыковедении. Если термину «соната» придается более специфическое значение, указывают, как правило, конкретное сочинение или сочинения. Так, например, термин «сонаты Бетховена» включает в себя произведения композитора, названные им «сонатами», в то время как сонатная форма использовалась тем же Бетховеном и при создании его симфонических или камерных работ.
Соната в эпоху барокко
К моменту появления на музыкальной сцене Арканджело Корелли сложились два типа полифонической сонаты: написанная в жанре духовной музыки и концертная (камерная). Церковные сонаты писались, как правило, для одной или нескольких скрипок и баса и обычно включали в себя медленную интродукцию, свободное фугированное аллегро, медленную напевную часть (кантабиле) и быстрый финал, близкий к танцевальным мелодиям сюиты. Правда, эта схема окончательно сложилась только с появлением сочинений Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя и сохранилась как традиция итальянской скрипичной музыки вплоть до начала XIX века в сочинениях Боккерини.
Камерные сонаты почти целиком состояли из танцевальных мелодий, но в творчестве Баха и Генделя такого рода композиции стали называться «сюитами», «партитами», а если имели прелюдию в форме французской оперной увертюры, то «увертюрами». С другой стороны, характерные признаки сонат обоих типов свободно смешивались друг с другом.
Соната в классический период
Окончательный вид соната приняла в классический период истории музыки. Первоначально общепринятой считалась следующая последовательность частей сонаты:
1) Аллегро, что в эту эпоху означало не только темп, но форму развития основной темы;
2) Средняя часть чаще всего была медленной - анданте, адажио или ларго, гораздо реже менуэт или тема с вариациями;
З) Заключительная часть в ранний период иногда могла быть менуэтом, как, например, в трех первых фортепианных сонатах Гайдна, но затем ее обычно стали обозначать как «аллегро» или «престо», назвав эту часть «финалом». При этом формой произведения чаще всего становилось рондо.
Впрочем, тот же Гайдн до конца 1790-х годов писал и двухчастные сонаты. В раннем классическом периоде были известны даже четырехчастные сонаты: в них перед медленной частью добавлялось танцевальное проведение, как, например, в фортепианных Сонатах № 6 и № 8 Гайдна. Сонаты Моцарта были, как правило, трехчастными. Из включенных в Шестнадцатый сборник Гайдна произведений, названных композитором фортепианными «сонатами», «дивертисментами» или «партитами», 7 было двухчастными, 35 трехчастными и 3 четырехчастными. Кроме того, несколько произведений представляют собой нечто среднее между трехчастными и четырехчастными.
С течением времени инструментальные произведения обычно стали писать в четырех, а не в трех частях, - прежде всего эта практика коснулась струнных квартетов и симфоний, чтобы закрепиться затем в собственно сонате, как это произошло в ранних сонатах Бетховена. Однако двух- и трехчастные сонаты продолжали писать на протяжении всего классического периода. У того же Бетховена опус 102 включает в себя две сонаты - двухчастную до-мажор и трехчастную ре-мажор.
И все же в начале XIX века именно четырехчастная форма становится стандартной вначале для струнного квартета, а затем и для симфонии. Обычной считается следующая последовательность частей.
1) Аллегро - часть в сонатной форме, включающая в себя экспозицию (представление основной темы), развитие и репризу;
2) Медленная часть - анданте, адажио или ларго;
3) Танцевальная часть - чаще всего менуэт и трио или (особенно в поздний классический период) скерцо и трио;
4) Финал - часть, написанная в более быстром темпе, часто в форме сонаты-рондо.
Эта четырехчастная структура может считаться стандартной для сонаты и сохраняет силу при количестве частей менее или более четырех. В этих случаях произведение все равно называется сонатой, но только с «опущенной» или «дополнительной» частью. Четырехчастная соната с измененным порядком следования частей называется «перевёрнутой», примером может служить Девятая симфония Бетховена, в которой скерцо предшествует медленной части. Этот прием был подмечен музыкальными критиками еще в начале 1800 -х годов.
Трудно переоценить значение сонатного наследия Бетховена: композитор оставил нам 32 фортепианные сонаты, а также сонаты для виолончели и фортепиано, скрипки и фортепиано. Бетховен создал художественные формы, во многом определившие ход развития музыкального искусства. Подтверждением этого является тот факт, что сегодня его произведения входят в число наиболее почитаемых творений человеческого гения и непременно входят в репертуар любого серьезного инструменталиста.
Соната в романтический период
В начале XIX века появились первые консерватории, и тогда же началось осмысление музыкальной практики классического периода. Именно в этой обстановке приобрел свое современное значение термин «соната», ставший обозначать как форму саму по себе, так и стандарт для концертной музыки в целом, где остальные формы рассматриваются в их отношении к сонате. Ученик Бетховена Карл Черни заявил о том, что именно он предложил идею сонатной формы, а теоретики музыки стали называть сонату идеальной формой для музыки в целом. С этого времени слово «соната» в музыкальной теории часто может обозначать как абстрактную музыкальную форму, так и какое-либо конкретное произведение. Таким образом, симфонию в определенном смысле можно назвать сонатой для оркестра.
В так называемый романтический период были написаны самые знаменитые произведения этого музыкального жанра. Среди фортепианных сонат можно выделить три сонаты Фредерика Шопена, сонату Феликса Мендельсона, три сонаты Роберта Шумана, сонату Ференца Листа си-минор и более поздние сочинения - сонаты Иоганнеса Брамса и Сергея Рахманинова.
Соната в ХХ веке
Соната по своей тональной гармонии тесно связана с романтическим периодом в истории музыки. Именно в это время композиторы начали создавать масштабные произведения, отличавшиеся по структуре от господствующей на протяжении почти столетия жёсткой четырехчастной формы. Одновременно стала меняться также и внутренняя структура частей произведения. «Идея сонаты» оказала сильное влияние как на симфонических, так и на камерных композиторов. Роль сонаты как важнейшей музыкальной формы проявилась в творчестве таких композиторов, как Пауль Хиндемит, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Продолжают сочинять в традициях сонатной формы и современные композиторы конца ХХ - начала XXI века.
Фортепианные сонаты Александра Скрябина начинались со стандартных форм позднего романтического периода, но постепенно композитор преодолел формальные ограничения и все чаще стал писать одночастные сочинения. Его иногда называют композитором, перебросившим мост между романтической и современной трактовкой сонаты.
Объемная фортепианная соната «Согласие» (1920) Шарля Ива мало чем напоминает традиционную сонату. В ней четыре части (хотя и с необычными для них темпами), очень мало тактовых черт; тональность, там, где она обозначена, является ускользающей, а большая часть сонаты написана как политональная. В произведении имеются также побочные партии альта и флейты, которые при желании могут быть опущены.
Композиторы нового времени привносят в этот музыкальный жанр свою трактовку, предлагают свое прочтение и тем самым дают ему новую жизнь. Так, в 1948 году именно виолончельной сонатой композитор Элиот Картер ознаменовал свой переход от неоклассической к авангардной музыке.
Жанр сонаты - это не догма, а гибкая универсальная форма, которую каждый музыкант может трансформировать под свою идею. Это убедительно доказал великий Бетховен. Эта мысль близка его поклонникам и единомышленникам, созидателям, прокладывающим свои путь в мире искусства.
На постере: Людвиг ван Бетховен в своей студии, фрагмент (Carl Schloesser, ок. 1811 г.)