Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная»
Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная»
Девятая симфония Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и любимое во всем мире. В гениальном финале её звучит гимн свободной и единой Европе. Если поставить себе задачу определить главное качество Бетховена-композитора, то таким качеством будет, безусловно, новаторство. Бетховен был революционером в искусстве. Он ломал правила. Именно неукротимое желание нарушить традицию, направить музыку по новому пути и в новую эпоху позволило Бетховену достичь непревзойдённых высот в каждом жанре, к которому он обращался. Своей Девятой симфонией он перевёл всю симфоническую музыку в новое измерение.
Ни один композитор до Бетховена никогда не использовал в симфонии человеческий голос. Однако для Бетховена эта идея была не нова. Ещё в годы юности, во время жизни в Бонне, он зачитывался поэзией Фридриха Шиллера и мечтал написать музыку к знаменитой «Оде радости».
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер - второй, наряду с Гёте, титан немецкой литературы. Отец Шиллера был военным врачом, а своего сына хотел видеть священником. Вопреки воле родителей Шиллер поступил в военную академию и начал изучать медицину. Но уже первая пьеса Шиллера «Разбойники», имела необычайный успех, после чего молодой автор всецело посвятил себя литературе. Бетховен познакомился с поэзией Шиллера в ранней юности, во время жизни в Бонне. Он восторгался стихами немецкого поэта, но признавал, что их невероятно сложно положить на музыку. Когда Бетховен впервые прочитал «Оду к радости», в ней была строчка «Нищие станут братьями принцев». К тому времени, когда Бетховен взялся за обработку оды, Шиллер внёс в неё несколько поправок, в частности, заменил эту строку словами «Люди – братья меж собой». Благодаря Девятой симфонии Бетховена, эти строки знают во всем мире.
Разумеется, в то время Бетховен не мог думать о включении этих стихов в финал грандиозной симфонии; идея переложить поэзию Шиллера на музыку зрела у него почти 30 лет, и поразительно, что за все это время композитор ни разу не попытался воплотить свой замысел. Судя по всему, Бетховен с самого начала задумывал создать нечто грандиозное, ведь если бы он хотел просто переложить стихи Шиллера на музыку, как он делал с поэзией Гёте, он давно бы выполнил свои планы.
Возможно, сама ода Шиллера заставила композитора не торопиться с осуществлением задуманного. «Ода к радости» воспевает равенство всех людей перед Божеством, и этот призыв был глубоко созвучен мыслям и чувствам самого Бетховена – вспомним, что он жил в Европе, облик которой определили события и последствия Великой французской революции. Бетховен чувствовал в стихах Шиллера глубокую правду, требующую столь же глубокого воплощения.
Финал, который кажется нам сегодня таким очевидным, рождался долго и мучительно. Записные книжки композитора показывают также, какую огромную работу проделал Бетховен, прежде чем нашёл сольное вступление певца-баса.
Вскоре вся Вена заговорила о том, что Бетховен начал работу над новой симфонией – ещё бы, ведь прошло столько лет после того, как композитор создал своё предыдущее произведение в этом жанре! Учитывая всеобщий интерес к симфонии, логично предположить, что композитор быстро и заблаговременно решил вопрос о премьере и разослал приглашения. Но не тут-то было! Бетховен начал с того, что предложил свою симфонию для премьерного исполнения дирекции… берлинского театра. Потребовалось открытое письмо, в котором тридцать ведущих представителей музыкальной Вены умоляли композитора разрешить, чтобы «…новый цветок (который) сияет в гирлянде вашей славных, непревзойдённых симфонии… был впервые представлен в Вене», чтобы Бетховен изменил своё решение.
Затем начались долгие переговоры с венскими театрами. Бетховен долго колебался, интриговал, стравливая дирекции друг с другом, отвергал дирижёров и скандалил по поводу гонораров, прежде чем наконец решил вопрос с местом премьеры. После этого начался подбор исполнителей, а когда солисты, хористы и музыканты были в конце концов найдены, выяснилось, что времени осталось только на две репетиции. Солисты пришли в ужас, когда увидели, какой трудный материал предлагает им композитор. Они обратились к нему с коллективной просьбой упростить партии для голоса. Бетховен отказался. Знаменитое контральто Каролина Унгер, во время второй и последней репетиции не выдержала и устроила скандал, назвав Бетховена «тираном всех певцов».
Казалось, ничто не может спасти премьеру от провала – но Бетховена ждал оглушительный триумф, с которым связан один из самых трогательных моментов не только в жизни Бетховена, но и в истории музыки. Бетховен хотел лично дирижировать оркестром, но глухота не позволяла ему исполнить это намерение. Оркестром управлял профессиональный дирижёр Михаэль Умлауф, а Бетховен стоял рядом с ним в качестве помощника.
Когда отзвучали финальные ноты, зал взорвался аплодисментами и криками восторга, слушатели, потрясённые красотой симфонии, устроили настоящую овацию. Но Бетховен, слышавший только свою музыку, продолжал стоять спиной к залу. Тогда взволнованная Каролина Унгер бросилась к нему, взяла за руку и указала композитору на публику. Бетховен повернулся к залу – и увидел величайший триумф, когда-либо выпадавший на его долю.
Звуки музыки
Первая часть Девятой симфонии - Allegro ma non troppo, un роса maestoso. Из звучащих у вторых скрипок и виолончелей квинт, как из тумана, вырастает главная тема. Она будет возвращаться вновь и вновь, и ее глубокий драматизм станет определяющим для характера всего произведения в целом. Уныние и мрак звучат в первой части симфонии, но есть здесь также и упорное желание выстоять, не сломаться под натиском судьбы. Заканчивается первая часть, впрочем, вполне безнадёжно-суровым траурным маршем.
Вторая часть, Molto vivace, представляет собою развёрнутое скерцо. В нем бьётся какой-то тревожный, взволнованный пульс. Беспокойство постоянно нарастает. Лишь в срединном фрагменте части (Trio) слушатель имеет возможность отдохнуть от напряжения и насладиться безмятежной песенностью главной темы.
В третьей части, Adagio molto е cantabile, композитор уводит нас в совершенно иной мир, чем тот, который он показал нам в первой и второй частях. Этот мир исполнен чистоты, он умиротворён и словно «умыт». В то же время в третьей части звучит и готовность перенести любое земное страдание во имя вечной любви и счастья. Первая тема возникает у деревянных духовых, переходит к скрипкам и постоянно преображается, обогащаясь новыми инструментальными красками. Следующая тема звучит у вторых скрипок и альтов и вновь захватывает своей проникновенностью. Перед началом последней вариации покой нарушают звуки труб и валторн, возвещающие приближение знаменитого хорового финала.
Неистовая музыка
Бетховен открывает финал симфонии драматическим призывом оркестра, который сопровождается невероятным пассажем, затем поочерёдно возвращаются темы всех предыдущих частей, являясь как бы прелюдией к тому, что произойдёт дальше. Слышится простая мелодия виолончели и контрабасов, вобравшая в себя выразительность подлинных народных мелодий – тема радости. Она звучит все увереннее, и постепенно в ней разливается звучание всего оркестра. В дальнейшем тема подвергается различным изменениям – словно многочисленные картины народного торжества проходят перед слушателем: слышится и песня, и марш, и танец. В этом отрывке звучат голоса солистов и хор, поющий великолепные слова поэтического текста «Оды к радости». Вполне понятно, почему именно эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. «Ода к радости», финал «Хоральной» симфонии, mp3;
Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная». IV часть, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.