Искусство начинается с мифа

Искусство начинается с мифа

Искусство начинается с мифа

Содержание:

  1. Сказка и миф как вечные источники искусства.
  2. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыкальный материал:

  1. Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание);
  2. Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Песня о земной красоте» (пение).

Изобразительное искусство:

  1. И. Шишкин. «Лесные дали»;
  2. И. Билибин. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко».

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.
  2. Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы.
  3. Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы.

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные: осознание роли мифа, сказки в разных видах искусства.
  2. Личностные: осознание и укрепление понимания неразрывной связи искусства с природой.
  3. Предметные: расширение знаний о русских операх на примере фрагментов из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.

Форма проведения занятия:

  1. Урок-беседа о роли мифологических и сказочных образов и сюжетов в искусстве на примере фрагмента из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».

Виды деятельности учащихся:

  1. Беседа о сказке и мифе как вечных темах искусства.
  2. Анализ картины И. Шишкина как примера единения искусства с природой.
  3. Просмотр, анализ и обсуждение эскиза декорации к 2-й картине оперы «Садко», выявление его сказочного, поэтического, таинственного характера.
  4. Обсуждение единства характера декорации и музыки.
  5. Прослушивание, анализ и обсуждение Протяжной песни Садко.
  6. Разучивание и пение «Песни о земной красоте».

Издревле правда нам открылась,
В сердцах высоких нам открылась;
Старинной правды не забудь…
(И. В. Гёте)

Есть в искусстве темы, к которым из века в век не угасает интерес художника. Не будет преувеличением сказать, что они пришли в мир одновременно с человеком. И хотя в различные эпохи они претворялись в искусстве по-разному, само их существование говорит о том, что во все времена интересы и стремления людей были не такими уж непохожими.

Наверное, во все века человек был способен эмоционально воспринимать окружающий мир, любоваться природой, бояться неведомого, стремиться к светлому и высокому. Ведь если бы это было не так, едва ли до нас дошли такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, как созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки, и поныне не утратившие своей поэтической прелести.

Может быть, именно благодаря им, этим чудесным сказкам и мифам, и мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, совсем не безликой, бездушной «окружающей средой», а живой и полной тайн стихией. Вдумайтесь, как мудр и одухотворён был когда-то человек, какая любовь к природе двигала его поступками, если он сумел задолго до появления очагов культуры и цивилизации создать этот удивительный мир сказочных и поэтических образов, где всё живёт и дышит такой тайной, таким волшебством, такой поэтической силой, какую не удалось превзойти даже самой образованной и просвещённой эпохе.

Не тёмным покорителем природы и её обитателей, уничтожаемых ради насущных потребностей, предстаёт перед нами человек давних эпох. Он предстаёт певцом того прекрасного мира, который был дан ему как чудесный и бескорыстный дар. И сквозь многие века звучит и звучит бессмертной песнью каждая сказка, каждая легенда, воспевающая бесконечно разнообразные лики природы.

Вот почему мир сказок и древних мифов - самых ранних форм поэтического осмысления мира - относится к темам вечным, к которым искусство всех времён вновь и вновь обращает свои вопросы.

Так что такое мифы? В обыденном понимании - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.

Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание». Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала учёным, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
Мифы существовали у всех народов мира. Все виды искусства так или иначе использовали мифологию, ибо миф – это очень интересный, яркий, образный материал.
Особенно часто обращались к мифу такие синтетические искусства, как театр, опера, кинематограф.  Сочетание музыки и литературного текста, зрелищности и идейной насыщенности способно особенно сильно воздействовать на людей.
В музыке мифы тоже использовались очень часто, т.к. музыка действует одновременно и на разум, и на чувства, что и является необходимым условием восприятия мифа.

«Искусство начинается мифологией» - в этом известном высказывании подтверждается глубокое родство мифа и художественного творчества, в основе своей имеющих одну общую задачу - понять и отобразить загадку мира, её потаённый смысл.

Понять смысл, питающий и одухотворяющий произведения искусства, - означает увидеть его порой в самых простых вещах - в ветке дерева, в камне, в цветке, к которым художник обратил свой восхищённый взгляд. Ведь прикосновение любящего взгляда творит чудеса: природа словно оживает, раскрывается навстречу, обнаруживается своей неповторимой душой - живой, сочувствующей, сострадающей. И именно такая природа – «не слепок, не бездушный лик», как говорил Ф. Тютчев, и поныне пребывает в восприятии человека. Не случайно во все времена - и в древних народных сказаниях, и в современном искусстве - к природе часто обращаются как к одухотворённому началу.

Н. А. Римский-Корсаков был великим оперным драматургом. Перу его принадлежат пятнадцать опер. Все они весьма различны по содержанию, формам, драматургии. Среди этих опер есть исторические, сказочные, лирико-драматические, лирико-комедийные, сатирические произведения. Большая часть его оперных творений написана на русские сюжеты, взятые из классической литературы или народного творчества.

Опера «Садко» - одно из самых ярких и самобытных произведений композитора.

Для обрисовки волшебного подводного царства и его обитателей - Морского царя, Царевны Волховы, её подруг-лебедей, золотопёрых рыбок, морских чудищ и прочих «волшебств» - Римский-Корсаков применяет особые музыкальные средства: причудливые мелодии, сложные и необычные красочные сочетания аккордов, волшебные эффекты оркестровки. Всё это создаёт атмосферу таинственного, чудесного и противостоит былинному складу музыкальной речи Садко, тёплым напевам Любавы, народно-песенным интонациям новгородского люда.

Образ Садко очень богат. С одной стороны, Садко - поэтичная натура, представитель народного творчества, носитель народных песенных традиций, с другой - Садко обладает ясным умом, энергией, желанием повернуть размеренную жизнь старинного Новгорода в новое русло. Садко хочет торговать с дальними странами, прославлять Родину по всему миру. Таким образом, Садко - и творческая личность, и созидатель, деятельная натура. Но он беден, поэтому без поддержки не может снарядить корабли в плавание.

Яркой страницей фантастического в опере является 2-я картина. Волшебный мир открывается здесь слушателю-зрителю во всей своей красочности. С первых же тактов звучат протяжные аккорды. Они построены на сочетаниях тонов, которые создают ощущение чего-то таинственного, неустойчивого, зыбкого.

Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невесёлыми мыслями приходит сюда Садко.  Грустит Садко у любимого Ильмень-озера, смотрит на воды глубокие, тихо перебирает струны на гуслях. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

В Протяжной песне слышатся черты народного жанра протяжной песни. Все музыкально-выразительные средства соответствуют этому: медленный темп, размеренный ритм, переменный мажорно-минорный лад, тихая динамика. Песня имеет задумчивый, печальный характер. Садко один на берегу; он обращается к природе, его окружающей, к «тёмной дубравушке». Переборы гуслей изображают в оркестре арфа и фортепиано. Дрожащее тремоло скрипок между куплетами поддерживает ощущение фантастики. Интересно, что фразы у скрипок между куплетами построены на мелодии песни Садко из 1-й картины («Кабы была у меня золота казна»). Таким образом, композитор намекает на думы Садко о том, что он говорил купцам, - о желании снарядить корабли и отправиться в плаванье к новым берегам.

Песня сочинена Римским-Корсаковым в жанре народных протяжных лирических напевов и является одним из лучших в русской классической музыке образцов творческого воспроизведения народного песенного стиля.

Слушание: Протяжной песни Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».

Дополнительные рекомендации педагогам:

Анализируя с учениками две репродукции, учитель подводит их к выводу, что на картине И. Шишкина природа изображена очень реально, подробно, конкретно. В какой-то степени тщательно нарисованный пейзаж даже напоминает фотографическое изображение.

На декорации И. Билибина мы видим другое отношение к пейзажу. Жанр декорации предполагает большую обобщённость изображения. Декорация должна иметь характер фона для происходящего на сцене. Поэтому на ней нет переднего плана - эту роль будут играть фигуры исполнителей, они будут органично вписываться в картину, составлять с декорацией единое целое.

Декорация Билибина имеет ярко выраженный таинственный, загадочный характер. Сине-зелёная цветовая гамма, месяц, отражающийся в воде, - всё настраивает на задумчивый мечтательный лад, готовит публику к приближающимся чудесам.

Вопросы и задания:

  1. Почему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства? Назовите произведения музыки, литературы, живописи, отражающие эту тему.
  2. Было ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающий мир природы одухотворён?
  3. Послушайте Протяжную песню Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Как вы считаете, почему для героя естественно обращение к таким «собеседникам», как лес, озеро, волна?
  4. Как, по-вашему, сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки? Поясни свой ответ на примере Протяжной песни Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».
  5. Возможно ли, по-вашему, для современного человека чувство слияния, единения с природой? Если вам знакомо это состояние, попробуйте описать его в «Дневнике музыкальных размышлений».
  6. Вспомните известные вам музыкальные произведения, отражающие сказочно-мифологическую тему. Выполните рисунок к одному из этих сочинений.

Композиторы и исполнители