Авторская песня
Как и в домашних занятиях музыкой, в любительских видах музицирования проявилась потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников. Это особенно обнаружилось в авторской песне, которая в течение нескольких десятилетий лидировала среди любительских музыкальных жанров. Наиболее известные создатели авторской песни - В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Дольский...
Авторская песня
Основное содержание:
- Отличительные особенности авторской песни (время возникновения, лирическая и гражданская направленность, соотношение стихов и музыки).
- Кто были создателями авторской песни.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Изобразительное искусство:
- Е. Куманьков. «Арбатская площадь»;
- Памятник Б. Окуджаве на Арбате. Москва;
- Советский плакат «Дай качество!».
Поэзия:
- Стихотворения В. Высоцкого, Б. Окуджавы.
Музыкальный материал:
- В. Высоцкий. «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль» (слушание, участие в исполнении);
- Б. Окуджава. «Песенка об Арбате» (слушание, участие в исполнение).
Характеристика основных видов учебной деятельности:
- Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в вокальном искусстве.
- Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
- Собирать художественную коллекцию песен.
Планируемые результаты учебной деятельности:
- Метапредметные: формирование интереса, уважительного и исследовательского отношения к любительским жанрам в отечественной культуре XX в.
- Личностные: осознание авторской песни - отражения таких человеческих качеств, как потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников.
- Предметные: знание и умение сформулировать такие выразительные особенности авторской песни, как мелодичность, доверительность, простая аранжировка, атмосфера любительского музицирования.
Виды деятельности учащихся:
- Беседа о противопоставлении авторской песни советской массовой песне, жанрам идеологической пропаганды.
- Беседа о выдающихся авторах авторской песни: Ю. Визборе, А. Дольском, Б. Окуджаве, В. Высоцком, А. Галиче, Ю. Киме.
- Беседа о преобладающей роли литературного текста в авторской песне.
- Просмотр и обсуждение советского плаката как символа идеологической пропаганды, фотографии памятника Б. Окуджаве как символа неформального искусства, свободного музицирования.
Формы педагогического контроля:
- Контроль знания и умения охарактеризовать яркие особенности авторской песни.
- Контроль внимательного прослушивания и участия в исполнении авторских песен В. Высоцкого и Б. Окуджавы.
- Контроль использования ресурсов сети Интернет при выполнении заданий и ответах на вопросы учебника.
- Контроль осознания связи советских плакатов с массовыми песнями советских композиторов.
- Контроль понимания воплощения в памятнике Б. Окуджаве характерных черт его творчества - демократичности, естественности, задушевности.
Думающая песня для думающих людей...
(Б. Окуджава, поэт)
Как и в домашних занятиях музыкой, в любительских видах музицирования проявилась потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников. Это особенно обнаружилось в авторской песне, которая в течение нескольких десятилетий лидировала среди любительских музыкальных жанров. Наиболее известные создатели авторской песни - В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Дольский.
Авторскую песню отличали такие качества, как мелодичность, доверительность интонации, простая аранжировка: только голос и гитара, сближающая её со сферой уютного любительского музицирования (таковы, например, многие песни Ю. Визбора, А. Дольского, Б. Окуджавы). Или, напротив, её выразительность заключалась в страстности, порой даже надрыве, в обращённости к самым больным темам общественной жизни, к проблемам человеческой дружбы, надёжности, честности (как у В. Высоцкого, А. Галича).
Владимир Высоцкий - советский поэт, композитор, исполнитель своих песен, актёр второй половины XX в. Высоцкий родился в Москве в 1938 г. С 15 лет посещал драмкружок, начал писать стихи. С 1964 г. работал в Московском театре драмы и комедии на Таганке, сыграл более 20 ролей, среди них - роль Гамлета. С начала 70-х гг. начал сочинять и исполнять свои песни.
Высоцкий снялся в 30 фильмах, для многих написал песни. Всего Высоцкий создал около 200 стихотворений и более 600 песен. Только малая часть его творчества при жизни попала на телеэкраны из соображений советской цензуры. Высоцкий умер в 1980 г. в Москве.
Послушайте «Песню о друге» Владимира Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».
Популярность этой песни была поистине всенародной. Вероятно, это было обусловлено прежде всего темой - романтика гор, мужская дружба, испытание на прочность.
... И всё же, как ни проста мелодия, обаяние этого произведения заключалось именно в музыкальной декламации стихов, к тому же в неповторимой авторской манере Высоцкого.
По-другому авторскую песню называли бардовской, самодеятельной (хотя некоторые знатоки жанра не согласны с этими определениями). Однако такое название как раз и указывает на то, что её авторами и исполнителями были музыканты-непрофессионалы. При этом многие барды, непрофессиональные музыканты, были незаурядными поэтами. Так, Юрий Визбор определяет авторскую песню как «песню литературную, несмотря на все её музыкальные удачи. Эта песня стоит на фундаменте литературы, и лучшие бардовские песни - это и лучшие поэты».
Булат Окуджава - советский поэт, прозаик, музыкант, сценарист, автор и исполнитель своих песен. Окуджава родился в Москве в 1924 г. Отец его был расстрелян по ложному обвинению, а мать отправлена в лагеря в 1937 г. Окуджава пошёл добровольцем на фронт в 1942 г. После войны окончил Тбилисский университет, работал учителем. В 1956 г. вернулся в Москву, начал писать и исполнять свои песни под гитару. Окуджава написал около 200 песен. Был членом Союза писателей, опубликовал ряд повестей. Скончался в 1997 г.
Ты течёшь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание.
Ты - и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои - люди невеликие, каблуками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия, мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё отечество, никогда до конца не пройти тебя…
Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об Арбате».
Обратите внимание на стихи. Будучи профессиональным поэтом, Окуджава поднял художественную планку авторской песни на значительную высоту. При этом музыка является скорее дополнением к словам, чем самостоятельной линией. Однако сочетание музыки и слов, как и тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной песне делает её неповторимым, очень характерным и узнаваемым произведением.
Юрий Визбор (1934–1984) - советский автор и исполнитель песен, киноактёр, писатель. Визбор - один из основоположников жанров студенческой, туристской песни, автор более 300 песен, среди которых знаменитые «Милая моя», «Ты у меня одна», «Домбайский вальс».
Послушайте песню Юрия Визбора «Милая моя».
Поистине, всенародное признание творчества бардов, ставшее феноменом общественной жизни с 60-х и примерно до середины 80-х годов, едва ли связано с особыми музыкальными достоинствами творчества этих авторов (хотя достижения в этой области, безусловно, были). Скорее, здесь следует назвать противопоставленность большей части бардовских песен торжественной риторике (риторика - здесь: отбор слов и приёмов убеждения) официальной прессы. В то время как передовицы газет пестрели заголовками вроде: «Великой дате – достойную встречу!», «Даёшь стране чугун!», «Даёшь пятилетку в три года!», «Мы жизнь куём», «Городам - молодеть!» и т. д., барды разрабатывали свой собственный, простой и безыскусный язык. Люди остро нуждались в таком негромком, простом и искреннем слове, обращённом к каждому человеку, к его личным интересам. Поэтому и звучала авторская песня соответственно своей главной установке: её инструментальным сопровождением был не оркестр или ансамбль из множества инструментов, а одна-единственная гитара. Человек с гитарой - вот всё, чего было достаточно, чтобы песня состоялась.
ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ОБ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ
«Авторская песня... - это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчётливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни» (И. Соколова, литературовед).
С другой стороны, авторская песня противопоставлялась и официальной советской массовой песне, бывшей в своей значительной части элементом идеологической пропаганды. На советской эстраде лидировали песни о вождях, о героях Гражданской войны (Щорсе, Чапаеве), даже о советских выборах, причём нельзя отрицать того, что многие такие песни обнаруживали не только высокие профессиональные достоинства, но и несомненный талант авторов.
ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О СОВЕТСКОЙ МАССОВОЙ ПЕСНЕ
«Феномен советской песни удивителен! Разные бывали времена, и можно по-всякому относиться к разным периодам советской жизни. Но «советская песня» - наша, отечественная, то ли благодаря, то ли вопреки, уж неважно как, но появилась именно в самые непростые времена. Такие имена, как Дунаевский, Соловьёв-Седой, Фрадкин, Покрасс, Мокроусов и т. д. - знаменитые композиторы-песенники, - это феномен, который мог возникнуть только у нас! Какой-то своеобразный сплав советских и ещё более давних корней, мелодики, песенной лирики» (Ю. Саульский, композитор).
Несмотря на очевидную правоту в оценке лучшего советского песенного наследия, всё же нельзя не учитывать тот социально-политический контекст, который сделал всенародно популярной именно авторскую песню. Конечно, совершенно неверно думать, что такие противопоставления кем-то осуществлялись сознательно. Авторская песня не вела никакой войны. Это просто был способ жить, способ общаться и утверждать ценности, которым в официальной жизни почти не находилось места.
Вопросы и задания:
- Знаете ли вы примеры авторской песни помимо тех, что приведены в настоящем разделе? Назовите их.
- Какие авторские песни вам ближе - лирические или гражданские? Объясните свой ответ, приводя конкретные примеры.
- Почему, на ваш взгляд, авторская песня требовала поэзии высокого качества? Кто из известных вам создателей авторской песни был профессиональным поэтом?
- Прочитайте высказывание композитора Ю. Саульского о советской массовой песне. Как вы считаете, возможно ли было появление авторской песни во времена И. Дунаевского, В. Соловьёва-Седого, М. Фрадкина? А в других общественно - политических условиях?
- Послушайте две песни - Б. Окуджавы «Песенка об Арбате» и В. Высоцкого «Песня о друге». Охарактеризуйте манеру авторского исполнения. Обратите внимание на соотношение поэзии и музыки. Что, по-вашему, является ведущим в этой паре - стихи или музыка?