Окуджава Булат Шалвович
Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 г. - 12 июня 1997 г.), российский поэт, прозаик, сценарист.
Наверное, в нашей стране нет человека, который хотя бы раз в жизни не слышал песен Окуджавы. Они появились в середине пятидесятых годов и постепенно сделали имя автора популярным. А через несколько лет появилась и его проза.
Казалось, что эти песни и романы не могли быть написаны одним человеком - весьма разной была интонация, да и сам предмет отличался. И, тем не менее, это были две неразделимые грани таланта одного человека. Несмотря на то, что большинство стихотворений Окуджавы впервые прозвучало в авторском исполнении под гитару, они не являются песенными текстами. Это хорошо инструментованные поэтические произведения в духе традиций начала ХХ века, когда стало развиваться искусство мелодекламации.
Булат Окуджава происходил из семьи крупного партийного работника. Детство будущего писателя прошло сначала в Москве, а затем в Магнитогорске, где его отец был парторгом ЦK. В 1937 году отец Булата был арестован и вскоре расстрелян, мать сослана в лагерь, а мальчик отправлен в детский дом.
В 1942 году из девятого класса Окуджава ушел добровольцем на фронт. Всю войну он прошел минометчиком. Там и произошло его становление как поэта. Первое стихотворение «Нам в холодных теплушках не спалось» он написал в 1943 году. После демобилизации Окуджава закончил филологический факультет Тбилисского университета и на протяжении нескольких лет работал учителем средней школы в Калужской области. Там в областном издательстве и вышла его первая книжка стихов - «Лирика».
В Москву Окуджава вернулся в 1956 году, когда были реабилитированы его родители. Как позже писал сам поэт, «В полноценную художественную среду я пришел уже взрослым и сложившимся человеком. Поэтому она оказала на меня только умеренное влияние».
Песни пятидесятых годов – «Голубой шарик», «До свидания, мальчики» - запели сначала по всей Москве, а потом и по всей стране. Он стал основателем целого направления - авторской песни. Вскоре к нему присоединился А. Галич, чуть позже Ю. Ким, а затем и В. Высоцкий.
Авторская песня отличалась неброской мелодией, поскольку главным в ней всегда было содержание. Оно тоже было своеобразным: в песне не содержались ни призывы, ни описания острых социальных процессов - войн, насилия. И, тем не менее, каждая была теснейшим образом связана с тем, что пришлось пережить всему народу и каждому из авторов в отдельности.
Однако песни Окуджавы имели сложную судьбу. Они распространялись по территории всей страны, как говорится, из уст в уста, а сам он жил «внутренним эмигрантом». Первое же официальное появление Окуджавы на публике вызвало раздражение не только во властных структурах, но и среди коллег. Композитор Соловьев-Седой назвал его мелодии белогвардейскими, а прославленный Вертинский - песнями «для неуспевающих студентов». Его обвиняли в пошлости и прогоняли со сцены. И тем не менее песни Окуджавы узнала вся страна, поскольку они искренне рассказывали о любви, о вере, надежде и благородстве.
Тогда было трудно предположить, что через несколько десятилетий песни Окуджавы будут звучать с эстрады, с телеэкранов, собирать большие аудитории. Ведь, кроме всего прочего, он не обладал особым певческим и сценическим даром. Его немного хрипловатый голос был негромок и, казалось, должен был звучать в камерной обстановке.
Герои песен Окуджавы жили по соседству с автором и с каждым из слушателей - в арбатских переулках, на Садовом кольце, по всей огромной стране. Но вместе с тем этот мир был наполнен чем-то совершенно особым. С помощью одной детали, авторской метафоры Окуджава добивался создания целостного образа и даже целого зрительного ряда: «Огонь сосны с огнем души в печи перемешайте».
В конце пятидесятых появляются и прозаические произведения Окуджавы. Первое из них - повесть «Будь здоров, школяр!» - было напечатано в известном альманахе «Тарусские страницы». В ней Окуджава дал предельно искреннее описание переживаний юноши, оказавшегося на фронте. Автора сразу же обвинили в пацифизме, и повесть была запрещена вплоть до 1987 года. Поэт выпустил также две небольшие книжки стихов, а затем еще одну повесть – «Фронт приходит к нам» (1965), которая во многом перекликалась с первой, но была предназначена для детей.
Во второй половине шестидесятых годов, когда Окуджава подписал письма в защиту А. Синявского, Ю. Даниэля, а чуть позже и А. Солженицына, его практически перестают печатать. И тогда же его произведения впервые появились за границей. Ему грозило исключение из партии, но этого не произошло, поскольку «Литературная газета» опубликовала его вынужденное покаяние.
Писатель продолжал работать. В 1969 году он закончил роман «Бедный Авросимов», в котором рассказал историю декабриста П. Пестеля. За ним последовал роман «Мерси, или похождения Шипова» (1971).
Хотя действие этих романов и концентрируется вокруг восстания декабристов, главным для писателя остается не прошлое, а современность. Поэтому он постоянно использует в своих романах прием стилизации под записки вымышленных, но якобы реальных персонажей. Им является то писарь, ведущий протокол допроса декабристов, то вспоминавший о неудачном восстании князь Мятлев.
Точно так же, в форме записок отставного поручика Амирана Амилахвари, построен и роман «Путешествие дилетантов» (1976). Окуджава дает в нем скорее увлекательное, чем реальное описание жизни русского общества середины прошлого века. Событийная сторона занимает подчиненную роль, главным становится повествование о драматической истории любви героев.
Только в 1976 году, после долгого перерыва, вышел сборник стихов Окуджавы «Арбат, мой Арбат». Но и в нем он остался поэтом поколения, пережившим в юности войну. Поэтому главная тема, которая, так или иначе, звучит в каждом стихотворении, связана с бессмысленностью насилия.
Его герой - одинокий человек, который мечется между надеждой и разочарованием, мечтой о счастье и горькими потерями - «Один солдат на свете жил». Не случайно стихи Окуджавы часто становились своеобразным лейтмотивом, доминирующей мыслью тех фильмов, к которым он писал песни, как, например, это было с песней «Капли датского короля» в картине «Женя, Женечка и «Катюша» (1967).
За образами его песен может стоять и критическое отношение к миру. Но оно никогда не являлось самоцелью, поэт скорее иронизирует над тем, что видит, о чем, например, свидетельствует его «Песенка о дураках». Бывает, что в стихах Окуджавы звучит мотив бегства, желание уйти от пороков общества, замкнуться в собственном мире, поскольку окружающая действительность оказывается слишком жестокой и порочной, как это прослеживается в его балладах «Былое нельзя воротить» или «Грузинская песня». И тем не менее своеобразной главной ниточкой через все творчество поэта проходит тема милосердия.